Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:37, реферат
Целью данной работы является изучение проблем, целей и задач в структуре научного исследования, средств и методов исследования, требований к соискателям ученой степени и написанию диссертации в Республике Беларусь.
Для выполнения указанных целей сформулированы следующие задачи:
•наука как важнейшая форма познания в современном мире;
•цель науки;
•наука как процесс познания;
•методологический инструментарий современной науки;
•методы научного познания;
•средства познания;
•специфика методов и средств в разных науках;
•методология исследовательских программ;
•два рода открытий;
•прогресс науки;
•положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь;
•инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации;
•перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований.
Введение 3
1.Наука как важнейшая форма познания в современном мире 4
2.Цель науки 6
3.Наука как процесс познания 7
4.Методологический инструментарий современной науки 8
1.Методы научного познания 8
2.Средства познания 11
3.Специфика методов и средств в разных науках 13
4.Методология исследовательских программ 14
5.Два рода открытий и прогресс науки 15
6.ВАК Республики Беларусь: требования к научным исследованиям 18
6.1 Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь 18
6.2 Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации 24
3. Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований 28
Заключение 30
Литература 32
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет
кафедра социально-гуманитарных наук
Реферат к кандидатскому экзамену
по философии и методологии науки на тему:
«Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования»
Подготовил: соискатель
Литвяков М.А.
Витебск, 2012
Содержание
Введение 3
6.1 Положение
о присуждении ученых степеней и присвоении
ученых званий в Республике Беларусь
6.2 Инструкция
по оформлению диссертации, автореферата
и публикаций по теме диссертации
Заключение 30
Литература 32
Введение
Наука — это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.
Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с самого начала становления науки. Особую актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно-исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой.
Собственно научное знание — это такой вид информации об изучаемых явлениях и процессах действительности, который должен удовлетворять целому ряду требований, или критериев научности знания. Данная проблема является одной из самых дискуссионных в современной философии науки.
Целью данной работы является изучение проблем, целей и задач в структуре научного исследования, средств и методов исследования, требований к соискателям ученой степени и написанию диссертации в Республике Беларусь.
Для выполнения указанных целей сформулированы следующие задачи:
Данные задачи будут решены при изучение литературы, в том числе положений и указов, полученных с сайта ВАК Республики Беларусь.
1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
Понятие науки. Существует множество дефиниций науки и научного познания, в каждой из которых в качестве определяющего признака или сущностной характеристики науки вычленяются набор специфических познавательных процедур; объектно-предметный характер знаний, получаемых в результате научного исследования; уровень системной организации и обоснованности научных знаний и др. Такой плюрализм подходов и методологических ориентации при определении науки понятен и объясним, поскольку в современных условиях она обнаруживает свою очевидную полифункциональность и может интерпретироваться как специфический метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций, фактор развития производства и современных технологий деятельности и др.
Однако когда перед нами встает задача определить науку как уникальный феномен современной культуры, в ее целостности и существенных отличиях от прочих форм духовно-познавательной деятельности, мы сталкиваемся с рядом серьезных логических, концептуальных и предметно-содержательных проблем.
3. Проблема предметно-дисциплинарной дифференциации науки.
Четкая экспликация специфических черт науки и обоснование ее категориального определения предполагают содержательный анализ и корректную интерпретацию указанных выше проблем.
Прежде всего наука должна стать предметом структурного анализа, в процессе которого вычленяются основные ее компоненты, раскрываются содержательные и функциональные характеристики каждого их них, что позволяет существенно углубить обыденное представление о науке и различные сугубо дескриптивные модели ее описания.
К основным структурным компонентам науки как системной целостности, или важнейшим параметрам бытия науки, относятся:
наука как деятельность;
наука как знание;
наука как социальный институт [4].
Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.
Поскольку научно-познавательная деятельность относится к числу наиболее сложных и развитых форм познания мира, постольку и по таким параметрам в структуре этой деятельности, как ее средства, методы, цели и программы, она также существенно отличается от других видов духовно-познавательной деятельности. Современная наука использует множество разнообразных и тщательно адаптированных к исследуемым предметным комплексам средств познания природы, общества и духовно-психической реальности:
материальные средства;
концептуально-логические средства;
математические средства.
Одной из отличительных особенностей научно-познавательной деятельности является характерная для нее методологическая рефлексия, направленная на осмысление и постоянную оценку осуществляемых познавательных действий, а также на разработку системы специальных методов и средств, призванных оптимизировать эти действия и способствовать достижению объективно-истинного знания об исследуемой реальности.
Научная деятельность кардинально отличается от других видов и форм познания еще и по ее результату, или конечному продукту [5].
Наука как знание. Собственно научное знание — это такой вид информации об изучаемых явлениях и процессах действительности, который должен удовлетворять целому ряду требований, или критериев научности знания. В зависимости от задач и установок исследования выделяют различные группы критериев научности:
исторические критерии научности:
а) формально-логическую непротиворечивость знания;
б) его опытную проверяемость и эмпирическую обоснованность;
в) рациональный характер знания;
г) воспроизводимость и семантическую инвариантность;
д) интерсубъективность и универсальность;
функционально-ориентированных критериев:
логические критерии: непротиворечивость, полноту, независимость исходных аксиом;
прагматические критерии: простота, эстетическая значимость, инструментальная эффективность.
В рамках любой научной дисциплины (физика, химия, биология, психология, социология и т.д.) можно вычленить структуры эмпирического, теоретического и метатеоретического знания. Каждый из названных структурных уровней организации знания специфицирует именно науку и обладает рядом функциональных особенностей [6].
Наука как социальный институт может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.
Конкретизация образа науки и наполнение его реальным содержанием, отражающим процессы интеграции научного знания и высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности современного общества, предполагают анализ и характеристику основных функций науки. Теоретическая реконструкция истории становления и развития науки как уникальной формы познания и преобразования мира позволяет зафиксировать множество функций, которые она реализовала в различных типах социума и культуры:
4) генерации и воспроизводства научных знаний в системах образования и трансляции социального опыта.
Названные функции науки не только содержательно характеризуют ее как когнитивно-познавательный феномен, но и раскрывают ее социокультурную природу, фиксируя роль и значение науки в цивилизационной динамике и функционировании современного общества.
Структурно-функциональный анализ науки дает возможность выявить и зафиксировать различные аспекты ее содержания, описать формы ее взаимодействия с другими феноменами культуры и познавательными действиями. Можно выделить следующие особенности науки, принципиально отличающие ее от других видов и форм познания:
1) объективно-предметная направленность научного познания;
2) конструктивно-творческая природа, состоящая в том, что наука не только исследует объекты, осваиваемые в наличных формах социальной деятельности, но и создает теоретические модели потенциально возможных объектови их взаимодействий в практике будущего.
Рассмотрение науки как системной целостности в единстве основных ее структурных компонентов с учетом главных и наиболее специфических характеристик научного познания позволяет определить науку следующим образом:
Наука — это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания [1].
2. Цель науки
Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности.
Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.
Искусство предназначено для создания эстетических ценностей. Даже в литературе, где правдивое отображение жизни является важным критерием ценности произведения, не существует жестких критериев отличия подлинных событий от вымышленных. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой. Оно призвано к тому, чтобы развить у человека эстетическое отношение к действительности, создать новый мир художественных ценностей, в которых оно проявлялось бы наиболее концентрированно. Эта творческая, субъективная сторона искусства наиболее четко проявляет себя в музыке, живописи, архитектуре, танце, где, очевидно, проблема отображения реальности уходит на второй план.
Экономическая реформа, чтобы быть успешной, конечно, должна опираться на знания о действительности. Иной раз для этого необходимо и проведение специальных научных исследований. Однако каждому ясно, что она оценивается прежде всего с точки зрения ее эффективности, практического результата.
Аналогично дело обстоит
в инженерной деятельности. Ее продуктом
является проект, разработка новой
технологии, изобретение. Сегодня они
все в большей степени
Таким образом, мы видим, что наука по своей цели, очевидно, отличается от всех других видов деятельности.
Отсюда, конечно, не следует, что определение «ненаучный» надо связывать с негативной оценкой. Каждый род деятельности имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества мы видим, что научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Но мы видим с другой стороны, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно [1].
Информация о работе Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования