Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:37, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение проблем, целей и задач в структуре научного исследования, средств и методов исследования, требований к соискателям ученой степени и написанию диссертации в Республике Беларусь.

Для выполнения указанных целей сформулированы следующие задачи:
•наука как важнейшая форма познания в современном мире;
•цель науки;
•наука как процесс познания;
•методологический инструментарий современной науки;
•методы научного познания;
•средства познания;
•специфика методов и средств в разных науках;
•методология исследовательских программ;
•два рода открытий;
•прогресс науки;
•положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь;
•инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации;
•перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований.

Содержание

Введение 3
1.Наука как важнейшая форма познания в современном мире 4
2.Цель науки 6
3.Наука как процесс познания 7
4.Методологический инструментарий современной науки 8
1.Методы научного познания 8
2.Средства познания 11
3.Специфика методов и средств в разных науках 13
4.Методология исследовательских программ 14
5.Два рода открытий и прогресс науки 15
6.ВАК Республики Беларусь: требования к научным исследованиям 18

6.1 Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь 18

6.2 Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации 24
3. Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований 28

Заключение 30

Литература 32

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ФИЛ.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь

Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет

кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат к кандидатскому экзамену

по философии и методологии  науки на тему:

 

«Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования»

 

 

 

Подготовил: соискатель

Литвяков М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2012

 

Содержание

 

Введение            3

  1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире  4
  2. Цель науки           6
  3. Наука как процесс познания        7
  4. Методологический инструментарий современной науки   8
    1. Методы научного познания        8
    2. Средства познания                                   11
    3. Специфика методов и средств в разных науках           13
    4. Методология исследовательских программ            14
  5. Два рода открытий и прогресс науки           15
  6. ВАК Республики Беларусь:  требования к научным исследованиям          18

6.1 Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь                                                                  18

6.2 Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации                                                                                  24

    1. Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований            28

Заключение                  30

Литература                   32

 

 

Введение

Наука — это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.

Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с самого начала становления науки. Особую актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно-исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой.

Собственно научное знание — это такой вид информации об изучаемых явлениях и процессах действительности, который должен удовлетворять целому ряду требований, или критериев научности знания. Данная проблема является одной из самых дискуссионных в современной философии науки.

Целью данной работы является изучение проблем, целей и задач в структуре научного исследования, средств и методов исследования, требований к соискателям ученой степени и написанию диссертации в Республике Беларусь.

Для выполнения указанных целей сформулированы следующие задачи:

  • наука как важнейшая форма познания в современном мире;
  • цель науки;
  • наука как процесс познания;
  • методологический инструментарий современной науки;
  • методы научного познания;
  • средства познания;
  • специфика методов и средств в разных науках;
  • методология исследовательских программ;
  • два рода открытий;
  • прогресс науки;
  • положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь;
  • инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации;
  • перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований.

Данные задачи будут решены при изучение литературы, в том числе положений и указов, полученных с сайта ВАК Республики Беларусь.

 

 

1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире

Понятие науки. Существует множество дефиниций науки и научного познания, в каждой из которых в качестве определяющего признака или сущностной характеристики науки вычленяются набор специфических познавательных процедур; объектно-предметный характер знаний, получаемых в результате научного исследования; уровень системной организации и обоснованности научных знаний и др. Такой плюрализм подходов и методологических ориентации при определении науки понятен и объясним, поскольку в современных условиях она обнаруживает свою очевидную полифункциональность и может интерпретироваться как специфический метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций, фактор развития производства и современных технологий деятельности и др.

Однако когда перед нами встает задача определить науку как уникальный феномен современной культуры, в ее целостности и существенных отличиях от прочих форм духовно-познавательной деятельности, мы сталкиваемся с рядом серьезных логических, концептуальных и предметно-содержательных проблем.

  1. Проблема логического круга в определении науки.
  2. Проблема структурно-функциональной дифференциации современной науки.

3. Проблема предметно-дисциплинарной дифференциации науки.

Четкая экспликация специфических черт науки и обоснование ее категориального определения предполагают содержательный анализ и корректную интерпретацию указанных выше проблем.

Прежде всего наука должна стать предметом структурного анализа, в процессе которого вычленяются основные ее компоненты, раскрываются содержательные и функциональные характеристики каждого их них, что позволяет существенно углубить обыденное представление о науке и различные сугубо дескриптивные модели ее описания.

К основным структурным компонентам науки как системной целостности, или важнейшим параметрам бытия науки, относятся:

наука как деятельность;

наука как знание;

наука как социальный институт [4].

Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.

Поскольку научно-познавательная деятельность относится к числу наиболее сложных и развитых форм познания мира, постольку и по таким параметрам в структуре этой деятельности, как ее средства, методы, цели и программы, она также существенно отличается от других видов духовно-познавательной деятельности. Современная наука использует множество разнообразных и тщательно адаптированных к исследуемым предметным комплексам средств познания природы, общества и духовно-психической реальности:

материальные средства;

концептуально-логические средства;

математические средства.

Одной из отличительных особенностей научно-познавательной деятельности является характерная для нее методологическая рефлексия, направленная на осмысление и постоянную оценку осуществляемых познавательных действий, а также на разработку системы специальных методов и средств, призванных оптимизировать эти действия и способствовать достижению объективно-истинного знания об исследуемой реальности.

Научная деятельность кардинально отличается от других видов и форм познания еще и по ее результату, или конечному продукту [5].

Наука как знание. Собственно научное знание — это такой вид информации об изучаемых явлениях и процессах действительности, который должен удовлетворять целому ряду требований, или критериев научности знания. В зависимости от задач и установок исследования выделяют различные группы критериев научности:

исторические критерии научности:

а) формально-логическую непротиворечивость знания;

б) его опытную проверяемость и эмпирическую обоснованность;

в) рациональный характер знания;

г) воспроизводимость и семантическую инвариантность;

д) интерсубъективность и универсальность;

функционально-ориентированных критериев:

логические критерии: непротиворечивость, полноту, независимость исходных аксиом;

прагматические критерии: простота, эстетическая значимость, инструментальная эффективность.

В рамках любой научной дисциплины (физика, химия, биология, психология, социология и т.д.) можно вычленить структуры эмпирического, теоретического и метатеоретического знания. Каждый из названных структурных уровней организации знания специфицирует именно науку и обладает рядом функциональных особенностей [6].

Наука как социальный институт может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.

Конкретизация образа науки и наполнение его реальным содержанием, отражающим процессы интеграции научного знания и высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности современного общества, предполагают анализ и характеристику основных функций науки. Теоретическая реконструкция истории становления и развития науки как уникальной формы познания и преобразования мира позволяет зафиксировать множество функций, которые она реализовала в различных типах социума и культуры:

  1. культурно-мировоззренческую;
  2. индустриально-производственную;
  3. социального управления и рационализации социальных отношений;

4) генерации и воспроизводства научных знаний в системах образования и трансляции социального опыта.

Названные функции науки не только содержательно характеризуют ее как когнитивно-познавательный феномен, но и раскрывают ее социокультурную природу, фиксируя роль и значение науки в цивилизационной динамике и функционировании современного общества.

Структурно-функциональный анализ науки дает возможность выявить и зафиксировать различные аспекты ее содержания, описать формы ее взаимодействия с другими феноменами культуры и познавательными действиями. Можно выделить следующие особенности науки, принципиально отличающие ее от других видов и форм познания:

1) объективно-предметная направленность научного познания;

2) конструктивно-творческая природа, состоящая в том, что наука не только исследует объекты, осваиваемые в наличных формах социальной деятельности, но и создает теоретические модели потенциально возможных объектови их взаимодействий в практике будущего.

Рассмотрение науки как системной целостности в единстве основных ее структурных компонентов с учетом главных и наиболее специфических характеристик научного познания позволяет определить науку следующим образом:

Наука — это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания [1].

2. Цель науки

Главной, определяющей научную  деятельность целью, является получение знаний о реальности.

Знания приобретаются  человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и  в политике, и в экономике, и  в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.

Искусство предназначено  для создания эстетических ценностей. Даже в литературе, где правдивое отображение жизни является важным критерием ценности произведения, не существует жестких критериев отличия подлинных событий от вымышленных. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой. Оно призвано к тому, чтобы развить у человека эстетическое отношение к действительности, создать новый мир художественных ценностей, в которых оно проявлялось бы наиболее концентрированно. Эта творческая, субъективная сторона искусства наиболее четко проявляет себя в музыке, живописи, архитектуре, танце, где, очевидно, проблема отображения реальности уходит на второй план.

Экономическая реформа, чтобы быть успешной, конечно, должна опираться на знания о действительности. Иной раз для этого необходимо и проведение специальных научных исследований. Однако каждому ясно, что она оценивается прежде всего с точки зрения ее эффективности, практического результата.

Аналогично дело обстоит  в инженерной деятельности. Ее продуктом  является проект, разработка новой  технологии, изобретение. Сегодня они  все в большей степени опираются  на науку. Однако и в этом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности используемых ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности, а не по количеству и качеству приобретенных знаний.

Таким образом, мы видим, что наука по своей цели, очевидно, отличается от всех других видов деятельности.

Отсюда, конечно, не следует, что определение «ненаучный»  надо связывать с негативной оценкой. Каждый род деятельности имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества мы видим, что научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Но мы видим с другой стороны, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно [1].

Информация о работе Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования