Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:39, контрольная работа
Революция в технике сопровождается и обуславливается революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении. Техника оказывает влияние на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом. Проанализировать эти, а также другие проблемы взаимного развития отношений между человеком и создаваемой им техникой в трудах философов современности и классиков является целью представленного реферата.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Проблема «человек – техника» в современном мире………….
1.1 Современное понимание термина "техника”…………………
1.2 Человек - техника" с точки зрения "технологического
детерминизма”…………………………………………………
1.3 Влияние техники на человека…………………………………
Глава 2. Сущность процессов информатизации и компьютеризации…
2.1 Социально – культурные последствия информатизации……
2.2 Социально – культурные последствия компьютеризации….
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Техника дает человеку "чувство страшного могущества, и она есть порождение воли к могуществу и к экспансии". Новая форма массовой организации жизни, эта технизация жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа. Производство в эту эпоху массовое и анонимное. Техника наносит удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина о природе своей антигуманистична. "Техническое понимание науки совершенно противоположно гуманистическому пониманию науки и вступает в конфликт с гуманистическим пониманием полноты человека". Техника, по мнению Гнедовского, менее опасна для духа, хотя это на первый взгляд может удивить. В действительности можно сказать, что мы живем в эпоху техники и духа. "Религиозный смысл современной техники именно в том, что она все ставит под знак духовного вопроса, а потому может привести и к одухотворению. Она требует напряжения духовности".
Разрушительная сила прежних орудий войны была очень ограничена, все было очень локализовано. Старыми пушками, ружьями и саблями нельзя было истребить большой массы человечества, уничтожить большие города, подвергнуть опасности самое существование культуры. Между тем как новая техника дает ему эту возможность. И во всем техника дает человеку страшную силу, которая может стать истребительной. Скоро мирные ученые смогут производить потрясения не только исторического, но и космического характера. Небольшая кучка людей, обладающая секретом технических изобретений, сможет тиранически держать в своей власти все человечество. Это вполне можно себе представить. Но когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу. Не остались в стороне от проблемы “человек–техника” и философы - экзистенционалисты. Так Гнедовский в юбилейной речи “Отрешенность” развивает мысль об отношении человека, культуры и техники. Радикальная революция мировоззрения в философии Нового времени привела к тому, что человек “оказался пересаженным в другую действительность”. Мир стал объектом, открытым для атак вычисляющей мысли. Природа стала “гигантской бензоколонкой, источником энергии для современной техники и промышленности”. Величайшие достижения в развитии техники дают человеку возможность господства над природой. И темпы прогресса техники постоянно увеличиваются.
Во всех сферах своего бытия человек будет окружен все более плотно силами техники. Эти силы “ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой”.Большую опасность представляет громадный объем доступной информации. Легкодоступность все больше отнимает у человека необходимость осмысливать то, что он услышал и прочитал. Под угрозой находится “укорененность”, под которой подразумевается не только общекультурные понятия (Родина, традиционные семейные ценности и т.д.), но и сама сущность человека, его способность к осмысляющему мышлению.
“Отрешенность
от вещей” Гнедовский объясняет как особое
отношение к миру вещей. “Мы можем сказать
“да” неизбежному использованию технических
средств и одновременно сказать “нет”,
поскольку мы запретим им затребовать
нас и таким образом извращать, сбивать
с толку, опустошать нашу сущность”. В
то же время “смысл техники скрыт от нас”,
но он постоянно нас затрагивает. Мы должны
постоянно держать во внимании тот постоянно
ускальзывающий смысл, который стоит за
техникой. Это Хайдеггер и называет “открытостью
для тайны”. Таким образом Хайдеггер показывает,
что нет смысла противопоставлять себя
технике и, тем более, отказываться от
нее. Но нельзя позволять технике проникать
и искажать сущность человека.
Глава 2. Сущность процессов информатизации и компьютеризации
Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.
Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования. Информация образования - процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.
Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний.
Сущность информатизации образования составляют структурирование профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение свободного доступа обучаемых к базам данных.
Компьютерное моделирование - эффективное средство обучения. Полезным средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач, включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного обучения.
Научный
эксперимент сегодня
Автоматизация эксперимента позволяет многократно ускорять его проведение, существенно повышая эффективность труда экспериментатора. Важной областью применения компьютерных методов для расшифровки экспериментальной информации является воссоздание производственных структурных моделей сложных молекул на основе рентгеновских снимков.
Сегодня можно говорить о двух основных направлениях компьютерного синтеза: связано с использованием программ, опирающихся на уже известные реакции; программы, основанные на переборе логически возможных вариантов синтеза необходимого соединения.
Важным направлением воздействия компьютеризации на научный эксперимент является создаваемая ею возможность существенного сокращения его объема при условии определенной информационной подготовки. Таким образом, компьютеризация выводит научный эксперимент на качественно новый уровень развития. Она привела к появлению нового важного метода исследования сложных систем и явлений вычислительного эксперимента: на основе известных законов создается математическая модель изучаемого явления, затем с помощью ЭВМ исследуются различные стороны модели. В процессе эксперимента в модель могут вноситься изменения и осуществляться проверка гипотез.
Компьютеры выступают средством общения людей. Наиболее универсальным средством компьютерного общения является электронная почта, кот. позволяет пересылать сообщения практически с любой машины на любую. При помощи компьютеров проводятся конференции, самая большая - USENET - объединяет сотни тысяч машин по всему миру. INTERNET - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает связь различных информационных сетей.
2.1 Социальные последствия информатизации
Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности” является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации: Положительные последствия / Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
ПОЛИТИКА
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.2 Социально – культурные последствия компьютеризации
Компьютеризация производства имеет явные и не всегда однозначные социальные последствия. Например, автоматизация ряда технологических процессов частично вытесняет человека из непосредственного участия в производственном процессе, ставит «рядом с производством», смещая его функции в сферу контроля. Для части работников это означает избавление от монотонных, рутинных операций и делает их труд более творческим, привлекательным. В то же время ниша наиболее простых операций (напр., на сборочном конвейере) сохраняется за человеком, превращая последнего в придаток машины, лишая его стимулов к развитию. В целом же производственный коллектив становится менее способным к согласованным действиям в сфере отстаивания своих прав перед работодателем.
Социальные последствия технического прогресса, связанного с компьютеризацией производства, также неоднозначны. Как в случае с энергией атомного ядра, любое техническое новшество может быть использовано как в созидательных, так и в разрушительных, в мирных или военных целях. В свою очередь, последствия применения или угрозы применения новейших видов вооружения зависят от того, в чьих руках оказалось оружие. И уже само по себе радикальное повышение производительного и разрушительного потенциала человека, ставшее возможным благодаря компьютеризации производства, делает предельно актуальным вопрос гармонизации его отношений с окружающей средой, природной и социальной, во избежание необратимых, губительных для человечества последствий.
Компьютерная техника существенно расширяет и возможности управления. Более того, из-за кардинального усложнения социальных процессов, связанного с экспоненциальным ростом объема знаний, расширением и повышением степени разнообразия социальной практики, развитием производства, появлением демократических и рыночных институтов в современном обществе, задачи управления стали бы невыполнимыми без автоматизации значительной части его операций, прежде всего – в сфере циркулирования, учета и обработки информации. Еще в 70-е гг. человечество подошло ко второму в своей истории информационному барьеру (первый относят к эпохе разложения первобытнообщинного строя), преодолеть который невозможно без автоматизации основного объема информационно-аналитических функций управления: для выполнения операций по переработке информации «вручную» в мире потребовались бы десятки миллиардов человек. Кроме того, высокая социальная цена возможных ошибок управления в современных условиях по-новому поставила проблему прогнозирования результатов управленческой деятельности и соответственно моделирования сложных процессов, расчета вероятных сценариев, невозможных без использования высокопроизводительных ЭВМ. Потребности управления породили, таким образом, спрос на технические средства коммуникации и обработки информации. С другой стороны, с прогрессом в области компьютерных технологий было подготовлено техническое и технологическое решение этой задачи.
Информация о работе Проблема «человек – техника» в современном мире