Проблема «человек – техника» в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание

Революция в технике сопровождается и обуславливается революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении. Техника оказывает влияние на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые проблемы перед обществом. Проанализировать эти, а также другие проблемы взаимного развития отношений между человеком и создаваемой им техникой в трудах философов современности и классиков является целью представленного реферата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Проблема «человек – техника» в современном мире………….
1.1 Современное понимание термина "техника”…………………
1.2 Человек - техника" с точки зрения "технологического
детерминизма”…………………………………………………
1.3 Влияние техники на человека…………………………………
Глава 2. Сущность процессов информатизации и компьютеризации…
2.1 Социально – культурные последствия информатизации……
2.2 Социально – культурные последствия компьютеризации….
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

     Это единство спроса и предложения стимулировало  бурную компьютеризацию информационных процессов и породило еще одно социально значимое явление, получившее название информатизации. В технологическом отношении информатизация – это процесс развития коммуникации, автоматизации и упрощения доступа к информации. Свое наиболее полное воплощение она получила в сети Интернет, связавшей между собой территориально, административно, политически разобщенных производителей и потребителей информации. Однако социальные последствия информатизации также неоднозначны. Давая всем равный доступ к информации, размещенной в сети, она расширяет рамки научного, рыночного, повседневного обмена информацией (интернет-конференции, интернет-магазины, чаты), в политическом отношении выступает как инструмент демократизации социальной среды (популярные сегодня идеи открытого общества, интернет-правительства и т.п.). С другой стороны, предоставляя органам власти тотальный доступ к широкой, в том числе конфиденциальной, информации в сочетании с наличием ресурсов для ее обработки и обобщения, а также для формирования информационного пространства, информатизация выступает как мощный ресурс власти, дающий дополнительные возможности социального контроля и манипулирования общественным мнением. В масштабах всего человечества информатизация стала инструментом глобализации межцивилизационного конфликта, позволив более развитым в экономическом отношении странам навязывать всему миру собственные ценности.

     Компьютеризация и информатизация создали новые  возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения. Однако и в этой сфере возможности компьютера имеют свои пределы. В целом ряде профессий непосредственное общение преподавателя с обучающимся является более адекватным механизмом передачи исходных смыслов, нежели с использованием машины в качестве посредника. Язык компьютерных систем неадекватен некоторым измерениям человеческого существования, не способен к отражению практического рассудка, опирающегося на неявные, скрытые формы знаний. Миру компьютера чужды смысловые измерения, присущие мастеру. Проблема границ компьютеризации объединяет познавательные усилия социологов, ученых и практиков самых различных профессий.

 

     Заключение:

     При выяснении смысла техники в философии  оказалось, что технику воспринимали по-разному в различные времена  истории. Рассмотрены наиболее существенные и интересные интерпретации техники и подходы к ее пониманию. Большинство ученых и мыслителей, которые вели исследование этой проблемы, соглашаются, что

  • техника отражает в себе человека, поэтому она такая же противоречивая, как и человек;
  • человек не должен возвышать технику, давать ей возможность уничтожить себя;
  • ключ к решению проблемы человека в информационно-техническом мире нужно искать только в гармонии техники и человека.

     Проведенное исследование проблем информационно-технического мира и его угроз для человека выявило следующие тенденции:

  • многие информационно-технические достижения не могут трактоваться исключительно с положительной стороны, они при детальном рассмотрении имеют отрицательные стороны, которые в совокупности способны разрушить человека;
  • часто положительные достижения информационно-технического развития носят локальный характер, и при этом их отрицательные стороны - глобальный или вообще скрытый, что способно привести к катастрофическим для человека последствиям в будущем.
  • в мире происходит определенный количественный рост технического развития, который, достигая критической точки, переходит в качество, и тогда техника вступает в некоторую новую фазу, важно, чтобы эта фаза не была губительной для человека, для этого необходимо уже сейчас обращать особое внимание и поддавать критике любые научные и информационно-технические предложения;
  • ученые и инженеры в любой отрасли науки обязаны следить за своей деятельностью, чтобы она не принесла человечеству беды ни в ближайшее время, ни в отдаленном будущем, а, следовательно, они несут ответственность за свою деятельность;
  • в информационно-техническом мире техническая элита (ученые и инженеры) получает своеобразную власть, потому что обладает специализированным знанием, а значит, ответственность этой элиты за судьбу человечества возрастает еще больше;
  • выявилось существование определенного барьера между естествоиспытателями, представителями технических наук и учеными-гуманитариями, который является результатом узкой специализации технических наук и помехой инженерам в понимании и осмыслении роли техники в жизни человечества; преодолением этого барьера могут быть междисциплинарные исследования и гуманизация инженерного образования.
  • Одним из способов снижения чрезмерно пагубного влияния результатов достижений научного и информационно-технического прогресса служат «Кодексы инженерных сообществ», которые представляют собой совокупность норм поведения ученого или инженера, прежде всего, в интересах человечества.

     Для преодоления негативных тенденций информационно-технического мира необходимо всесторонне исследовать феномен техники и специфику информационных достижений, увеличить гуманитарную составляющую в узкотехническом образовании при подготовке инженеров. А самое главное - независимо от профессиональной деятельности быть человеком моральным и дорожить общечеловеческими ценностями.

 

     Список  литературы:

  1. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество.- М., 1999. – 949 с.
  2. С.И. Валянский. Теория информации и образование. – М., 2005.- 657 с.
  3. М. Гнедовский. Творческие индустрии. – М., 1994.- 554 с.
  4. В. Г. Горохов. Философия науки и техники. – М., 2006.- 674 с.
  5. works.tarefer.ru

Информация о работе Проблема «человек – техника» в современном мире