Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:22, контрольная работа
Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества. Едва ли найдется человек, не задававший себе, либо кому-то, вопроса «Кто я?». А возникает сама важность решения этой проблемы из-за того, что человек это творец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.
Введение 3
1 Проблема человека в философии 5
2 Эрих Фромм до научных трудов 8
3 Шаг к психоанализу 11
4 Человек в философии Фромма 15
5 Проблема человека в философии Фромма 17
5.1 Э.Фромм: Любовь – решение проблемы одиночества? 19
5.2 Проблема женщины в современном обществе 21
5.3 «Болезнь» общества 22
6 Эрих Фромм после научных трудов 23
Заключение 25
Библиографический список 27
Эрих Фромм
Крайне важная категория учения Фромма о личности - любовь. Под ней он понимал и жизненную потребность каждого человеческого существа, и великую, объединяющую людей силу. Однако современное западное общество не создает для ее (любви) развития соответствующих условий; наоборот, вместо объединяющей любви продуцируется разъединяющее зло.
Эрих Фромм анализирует различные виды любви, особо выделяя любовь между родителями и детьми. По такому критерию, как объекты любви, ученый выделяет следующие ее виды: братскую любовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе, любовь к Богу.
Фромм утверждает, что любовь - редкое явление в современном обществе, а ее место заняли многочисленные формы псевдолюбви, которые в действительности являются формами ее разложения. Он считает, что люди ошибочно говорят о любви другим и внушают это чувство себе по той причине, что хотят спастись от одиночества, которое иначе было бы невыносимым. Вступая в брак, человек вступает в «союз двоих против всего мира», и этот эгоизм принимается за любовь и близость. «Любовь - как взаимное половое удовлетворение и любовь - как работа в составе команды и убежище от одиночества - вот две нормальные формы разложения любви в современном западном обществе, патология любви, следующая социально обусловленным образцам». Лично сама я отчасти согласна с мнением философа, т.к. тоже считаю любовь редким чувством в современном мире, мире, в котором главную роль играют деньги, власть и слава. Множество отношений строятся на собственной выгоде - как материальной, так и моральной. Чувство одиночества, на мой взгляд, является одним из самых разрушительных. Оно толкает человека в руки более или менее подходящего спутника жизни, закрывает долгую и изнурительную «дорогу» в поисках своего идеала. Но все же, настоящая любовь существует. На мой взгляд это такая любовь, при которой человек без сожаления может отдать все что имеет, с радостью делится своими чувствами, может «свернуть горы», при этом, не прося взамен таких же поступков.
В работе «Искусство любить», речь о которой пойдет далее, Эрихом Фроммом исследуются разные типы любви, их место и влияние в жизни человека.
Чувством, лежащим в основе всех остальных видов любви, Фромм называет братскую любовь и подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота, уважение, ответственность, знание человека.
Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает то, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним - суть одно и то же”.
Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно: дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса.
Работа «Иметь или быть» была написана в 1976 году. Это была последняя и самая популярная работа этого философа и психолога. В этой книге он раскрывает понятия «бытия» и «обладания», определяет, что из них является подлинным, рассматривает разные аспекты человеческой жизни в модусе бытия и модусе обладания, и на основе этого выдвигает образ нового человека и нового общества на принципах альтруизма и взаимопонимания.
По мнению Фромма, женщины должны быть освобождены от патриархального господства. В современной культуре роль женщины претерпела огромные изменения. Фромм писал: «Господство мужчины началось лишь около шести тысяч лет назад, когда избыток сельскохозяйственной продукции позволил нанимать и эксплуатировать работников, создавать армии и могущественные города-государства. С тех пор в большинстве культур всего мира верх взяли «ассоциированные мужчины», подчинившие себе женщин. Эта победа мужского пола в человеческом роде была обусловлена экономической властью мужчин и созданной ими военной машиной». Война между полами нередко носит неприкрытый характер, однако чаще всего это скрытая война. В далекие времена женщин воспринимали хозяйкой по дому, матерью, любовницей. Все важные решения, в том числе управленческие, принимали только мужчины, в спортивных играх участвовали мужчины, в театрах играли тоже мужчины. В современном мире наблюдается совершенно иная картина. Теперь женщины работают не хуже мужчин, занимают ответственные, руководящие должности, участвуют в спортивных соревнованиях наравне с мужчинами, занимаются научными исследованиями, водят автомобили и становятся независимыми, гордыми и самостоятельными. «Но борьба за освобождение женщин только что началась, и не стоит недооценивать сопротивления мужчин».
Эрих Фромм
Продолжая изучать проблему человека, Фромм обвиняет общество в «болезни». Он считает, что проблему человеческого существования можно решить правильно и неправильно. «Если человек достигает в своем развитии полной зрелости в соответствии со свойствами и законами человеческой природы, то он обретает душевное здоровье. Неудача такого развития приводит к душевному заболеванию». Отсюда следует, что мерилом психического здоровья является удовлетворительное решение проблемы человеческого существования. Фромм называет «глубоко ущербными» людьми тех, кому не удается достичь свободы, спонтанности, подлинного самовыражения; это люди с чувством одиночества, бесполезности и потребности в любви. Поскольку эта «ущербность» присуща многим, философ считает общество «больным». «В наши дни мы сталкиваемся с человеком, который действует и чувствует, как автомат, он никогда не испытывает переживаний; его искусственная улыбка пришла на смену искреннему смеху, а ничего не значащая болтовня заняла место словесного общения; он испытывает унылое чувство безнадежности вместо действительной боли». Действительно, человек проявляет почти безграничную приспособляемость: он может питаться почти всем, жить практически в любых климатических условиях и вряд ли существует психическое состояние, которого он не смог бы вынести.
Фромм считает, что душевное здоровье не идеал, который надо навязывать личности. Наоборот, стремление к нему, к счастью, гармонии, любви внутренне присуще каждому человеку, «если только он не родился духовным или моральным уродом». Для того чтобы начала складываться тенденция к «выздоровлению», необходимо, для начала, осознать страдания, их источник и причины. Это мнение является более чем детальным подходом философии к проблеме общества в целом.
В конце 30-х — в 40-е гг. Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе (1898 – 1979 гг , немецкий и американский философ и социолог, представитель фрейдомарксизма и Франкфуртской школы) и Т. Адорно (1903 – 1969 гг., немецкий философ, социолог и теоретик музыки), отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью, практикой психоанализа. Клиническая практика приводит его к выводу, что большинство неврозов в современном обществе не сводятся исключительно к биологическим инстинктам, а имеют социальные корни. Этот вывод способствовал окончательному отходу Фромма от ортодоксального фрейдизма.
В Америке, а затем в Мексике Фромм занимается широкой исследовательской и педагогической деятельностью, ведет большую клиническую практику, пишет и издает книги, приносящие ему все большую славу: «Человек для себя» (1947), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1968) и другие произведения, большинство из которых издано и в переводе на русский язык.
В начале 1960-х годов, то есть задолго до того, как кто-либо из политиков
заговорил о возможности разрядки в международных отношениях, в частности между двумя сверхдержавами - СССР и США, Фромм писал о необходимости "здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире". Осенью 1962 года Фромм приезжал в Москву, принимая участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению.
В 1968 году у него случился первый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, он переезжает в Швейцарию, в которой будет жить до своей смерти.
В самом солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни. Но физическое здоровье не позволяет ощущать себя вполне молодым: вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.
В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта в Локарно.
В романе Ивана Антоновича Ефремова "Час Быка" герои часто ссылаются на "философа и историка пятого периода" Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.
Человека и человечество всегда интересовали две одинаково сложные проблемы: окружающий его мир и он сам. Стремление познать самого себя, познать человека, его сущность, более того – объяснить его сущность вело и ведет философов к размышлениям и открытиям, спорам и опровержениям по сей день. Я сама в подростковом периоде многократно задавалась вопросами существования человека, его главных проблем, потребностей и смыслов. С возрастом все эти вопросы не являются для меня столько важными, одновременно не теряя своей актуальности, поскольку находили, если не ответы, то вспомогательные маршруты для получения их в литературе. А, быть может, потеря статуса важности этих вопросов лишь подтверждает многолетние наблюдения Эриха Фромма – и я нахожусь в том состоянии, которое он назвал «болезнью» общества?
Зигмунд Фрейд придерживался мысли, что человек, словно закрытая система, «вещь в себе». По его мнению, человек наделен природой определенными, биологическими стремлениями, и развитие личности служит реакцией на удовлетворение этих стремлений. Фромм же делает основной упор на социальные факторы. Он полагает, что именно они определяют содержание человеческой жизни, и в противовес А. Адлеру (1870-1937 гг., венский врач и психолог), считает неверным представлять индивида как некое подобие марионетки в руках общества.
Еще с незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Многие античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным. Тогда был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!". Не является ли это утверждение жизнеутверждающим до сих пор? Ведь в нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным.
После знакомства с некоторыми научными и философскими взглядами этого философа, наверное, правильно будет закончить рассказ о нем тезисом, что человек рассматривается Фроммом как "незавершенное существо", но такое, которое находится в постоянном и активном поиске своего оптимального развития, даже несмотря на то, что этот поиск может оказаться безуспешным.
1. Фромм Э. Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992. – 430 с. – (мыслители XX века).
2. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. – М.,1994.
3. Коплстон Фредерик. История философии. XX век / Пер. с англ. П.А. Сафронова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 269 с.
4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 438 с.
5. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1, с.23.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова – М.:АСТ МОСКВА, 2009.