Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:45, реферат

Описание

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности…………………………………………………….4
2.Единство биологического, психологического и социального в человеке…..9
3.Философия о смысле жизни человека………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...2 

1.Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности…………………………………………………….4 

2.Единство биологического, психологического и социального в человеке…..9 

3.Философия о смысле жизни человека………………………………………..11 

Заключение……………………………………………………………………….14 

Список  литературы………………………………………………………………16 

 

     Введение

     Вопрос  о природе (сущности) человека, его  происхождении и назначении, месте  человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.

     С незапамятных времен человек был  объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники  индийской и китайской философии, тем более источники философии  античной Греции. Именно здесь был  сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.

     Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая, подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.

     В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и  пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина.

     Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.

     Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.

     Цель  реферата заключается в том, чтобы  осветить некоторые аспекты человека и его жизни с точки зрения философии. 

 

     

     1.Проблема  человека в истории философии.  Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности 

     Для человека как индивидуального феномена философия использует термины: индивид, индивидуальность и личность.

     Термин "индивид" употребляется, прежде всего, для обозначения всякого  отдельно взятого представителя  человеческого рода.

     В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный  представитель какой-либо группы (исторически  определенного сообщества, общины, корпорации).

     Уникальность  реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид - это не просто "один", а всегда "один из". С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

     Характеристика  индивида как продукта общественных отношений не означает, однако, будто исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семейное и социальное окружение) раз и навсегда предопределяют последующее поведение людей.

     Несводимость  человека к его социально-групповому положению, независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой персональный облик - все это фиксируется уже не с помощью понятия индивида, а с помощью близких и взаимосвязанных понятий индивидуальности и личности.

     Человек - продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое из этих определений, то понятия  индивидуальности и личности ставят во главу угла качества, благодаря  которым данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни.1

     Смысловая близость терминов "индивидуальность" и "личность" приводит к тому, что  они нередко употребляются как  однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем понятия индивидуальности и личности фиксируют разные аспекты человека.

     Мы  связываем слово "индивидуальность" с такими эпитетами, как "яркая" и "оригинальная". О личности же нам хочется сказать "сильная", "энергичная", "независимая". В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо".2

     Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

     Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии  различные дарования и обладать способностью в случае необходимости  быстро овладевать другими видами деятельности - таково наиболее емкое выражение индивидуальной развитости. Не случайно в течение более двух веков философы и историки, поясняя, что они разумеют под индивидуальностью, указывают на выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

     Индивидуальность  не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек  обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как  правило, возвышается над всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания.

     Если  понятие индивидуальности выражает меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности человека, то понятие личности акцентирует  в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

     Слово "личность" (от лат. persona) первоначально  обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское "личина"). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). Превратившись в термин, в общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл.3

     Личность  имеет сложную структуру и интерпретацию. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.

     Личность  в философии рассматривается  как индивидуальное выражение общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей.

     В содержание личности входят направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти.

     Во  многом прав был Н. А. Бердяев, когда  рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека. «Как образ и подобие Бога, — пишет он, — человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть часть чего-то...».4

     Сила  воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут  подтвердиться и реализоваться  никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела, и. видимо, не случайно даже в священном писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». Если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего, в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя.

 

     

     2.Единство  биологического, психологического  и социального в человеке 

     Чeлoвeк - yникaльнoe coздaниe Bceлeннoй. Oн - пpoдyкт Пpиpoды, плoд биoлoгичecкoй эвoлюции. Ho чeлoвeк  в cвoeй иcтopии в ocнoвнoм вышeл из-пoд  дeйcтвия чиcтo биoлoгичecкиx зaкoнoмepнocтeй. На сегодняшний день человек- это комплекс биологического, социального и психологического взаимодействия.

     По  своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое время  он есть дитя природы и не может  в своем существовании выйти  за ее рамки, функционировать безотносительно  к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное,  биологическое  и психологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

     По  пирамиде Маслоу человек нуждается  не только в физиологическом( биологическом) удовлетворении, а также в психологическом (самореализация) и социальном ( общение).

     Со  стороны своей биологической  природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

     При рассмотрении проблемы социального  и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

Информация о работе Проблема человека в философии