Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:45, реферат

Описание

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности…………………………………………………….4
2.Единство биологического, психологического и социального в человеке…..9
3.Философия о смысле жизни человека………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

     Ко  второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве  одной расы над другой. Несостоятельность  расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. 5

     Таким образом, биологическое , социальное и психологическое в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. 

 

     

     3.Философия  о смысле жизни человека 

     Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни человека. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет никаких оснований считать, что он может быть решен в обозримом будущем.

     Возможно, больше всех над вопросом о смысле и цели жизни человека размышлял  Л.Н. Толстой. В результате своих размышлений он пришел к выводу о том, что смысл и цель жизни - самосовершенствование личности. Однако нельзя сказать, что Толстой разрешил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна», — таков окончательный вывод Толстого.6

     Большое внимание вопросу смысла жизни уделяется  в философии экзистенциального  направления.

     Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».

     В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).

     Тезис экзистенциализма о том, что «существование предшествует сущности», также прямо  связан с утверждением бессмысленности  человеческого существования, ибо  человек только на пороге смерти может  кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек — это ничто».7

     Дать  логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни  человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии —  это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос: «Кто установил эту цель?» — и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя.

     Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Ф. М. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».8 Вместе с тем глубокий смысл содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как».9

     В этой связи большое значение имеет  теория и практика логотерапии, разработанная  В. Франклом. 10 Она ставит своей задачей помощь людям, утратившим смысл жизни, в обретении его, так как отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому концу.

     Имея  в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл  жизни, можно сказать: смысл жизни  состоит в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как писал  Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».11

     Поскольку человек — существо общественное, поэтому и смысл его жизни  может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и  личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

     Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить себе, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.

     Нет готовых рецептов того, как найти смысл и цель своей жизни. Однако мудрая мысль на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским: прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, надо полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму»! 12 Сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

 

     Заключение 

     Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру.

     Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

     Прежде  всего, человек - это высшая ступень  живых организмов на земле, субъект  общественно - исторической деятельности и культуры. Понятие человек - понятие  родовое, выражающее общие черты  человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.

     Для изучения отдельного человека в философии  и иных науках применяется понятие  “индивид”. Под индивидуальностью  понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

     Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с  обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

     По  природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.

     Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

     Человеку  присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может  формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его  взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

     Человек обладает также и рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

 

     Список  литературы 

1. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000.

2. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1989.

3. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание//Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

4. Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989.

5. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992.

7. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

9. Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. 
 

Информация о работе Проблема человека в философии