Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 15:32, контрольная работа
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внесли Г. Плесснер, А. Гелен и ряд других исследователей.
Общество обоготворенное есть
в метафизическом смысле
Достоевский говорит, что
...Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение... Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности... Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе...
Научно наиболее сильно
3. Прокомментируйте
суждение Эспинозы о том, что:
«Утверждение «человек
По мнению Эспинозы личность - это человек, обладающий душой, личность в своей свободе выходит за пределы физической вселенной, она открыта миру, как и другие личности.
Действительно, если бы, уточняя понятия "индивид" и "личность", мы попытались представить себе четкие границы этих понятий, то оказалось бы, что понятие "индивид" шире понятия "личность", оно будет как бы родом, а "личность" - его видом. С другой стороны, очевидно, что человека можно рассматривать в двух аспектах, соответствующих этим понятиям, так же, как его можно рассматривать с одной точки зрения, согласно которой он является индивидом, подобный всем остальным, и с другой, согласно которой он является личностью.
Отсюда следует, что было бы неверно превращать различие в противопоставление и особенно - отождествлять индивидуальность с телом, а личность с душой. Понятие "индивид" может отличаться от понятия "личность" только тогда, когда рассматривается индивид вообще безотносительно определенному виду. Но, когда речь идет о человеческом виде, представляющем вид разумных существ, рассуждения об индивидуальных или личных свойствах равносильны, так как в любом случае речь будет идти об особых свойствах рациональной природы.
Поэтому лучше всего было бы просто отбросить противопоставление личности индивиду и утверждать, что человек - это личность, т.е. индивид, имеющий рациональную природу.
Создается впечатление, что человек познал свое "я" раньше, чем приобрел способность к познанию других людей.
Согласно этому первому опыту, полученному от внешнего мира, "я" как бы противостоит личностям и предметам и должно переступить границу, устанавливая общественные контакты. Общественная сущность, таким образом, представляется в виде хотя и важного, но все же дополнения к человеческой личности.
Человек никогда не рождается одиноким, заброшенным, чем-то случайным, возникшим из ничего. Нас всегда окружают другие, не являющиеся моим "я", находящиеся вне "я" и составляющие совокупность отношений, без которых "я" не могло бы естественно развиваться как личность.
Прежде чем личность начала существовать, она была ничем, и в глубине ее телесного существа заложено начало ее будущего распада. Ей не принадлежит ни первое "до", ни последнее "после", только "сейчас", в котором она воплощена. Но человек - это не только тело, но и душа, которая знает и любит. И если любовь безгранична, то безгранично и понимание, постигающее суть вещей. Время не принимается во внимание, потому что сущности находятся по ту сторону времени и пространства, они вечны и неизменны. Но так как тело и дух не изолированы, а дух реализуется через тело, служащее ему первым "жилищем", то все, постигаемое человеком, несет на себе отпечаток временности. Поэтому, вечное и неизменное не есть нечто, находящееся вне нас и непосредственно нам открытое в силу нашей способности к познанию, это нечто, находящееся вне нас и простирающее свои корни вплоть до временных "здесь" и "сейчас". Отдельная личность может полностью осуществить все то вневременное и бессмертное, которым она обладает; пользуясь временем, в которое живет, "ее" временем.
Перечисляя "жилища" человека, мы назвали тело, дом и свободное пространство. Но тогда мы имели в виду неодушевленное "где" реализации личности; существует и другое, одушевленное "где", воплощающее человеческое существование. Это "где" - общество, которое в свою очередь не является чем-то чисто пространственным, но сформировалось исторически и несет на себе динамический след всех людей, входящих и входивших в него. Этот отпечаток, к несчастью, должен чувствовать на своих плечах и современный человек в час своей общественной реализации. Пространственно-временное измерение - единственная дверь, через которую человеческая личность может выйти в мир своего существования. Для каждой жизни в отдельности оно представляется чем-то физическим, которое, хотим мы того или нет, навязывает нам свою реальность и заставляет с ним считаться.
Человек - это существо, которое, занимая особое место среди животных, как индивид становится личностью в силу своей свободы и коммуникабельности и через свои пространственно- временные измерения проецирует себя в мир как образ Бога.
4. Придумать конец СКАЗКИ С ПУГОВИЦЕЙ Имант Зиедониса.
С тех пор прошло много лет и старую пуговицу заменили на новую. И теперь старая пуговица жила в ящике, и лежала она там давно вместе с булавками, иголками крючками и кнопками. Лежала она и думала: «Хоть бы пришили меня куда-нибудь. Было бы веселей, мир бы посмотрела».
Вдруг кто-то открыл ящик и положил в него большую, красивую, всю украшенную бисером пуговицу. Старая пуговица подошла к ней и вежливо сказала:
– Давайте с вами познакомимся. Как вас зовут?
– Не ваше дело, - ответила ей новенькая.
– Ну, если вы не хотите знакомиться, я пошла, – сказала с грустью старая пуговица. Забилась в угол и стала плакать.
– Ну чего ты ревешь? – спросила ее старая булавка. – Не хочет ну и не надо, у тебя есть мы.
Но старой пуговице хотелось общаться с новенькой – красивой и блестящей пуговицей.
– Вы так и не хотите со мной знакомиться? – спросила она у нее.
– Нет, – гордо ответила ей красавица.
Тут опять кто-то открыл ящик, старую пуговицу из него взяли и пришили на пальто маленькой девочке.
Так исполнилось самое большое желание пуговицы.
Девочка играла с подружками во дворе, ходила в детский сад и в гости к бабушке. Старая пуговица узнала много нового и интересного. У нее появилось много друзей-пуговиц.
А о блестящей зазнайке все забыли, она так и осталась в ящике. Наверное, она в нем лежит до сих пор.