Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:27, контрольная работа
Непосредственная цель познания - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. Так, мы можем говорить об "истинном образе жизни" и "истинной красоте". В более узком смысле под истинностью понимается точное и достоверное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал еще Аристотель, сформулировавший классическую концепцию истины, являющуюся основной и до сих пор. Согласно ей, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел.
Материалы:
Марков. Человек в пространстве культуры
Сравнивая современные педагогические практики с древними формами наставничества и учительства, нельзя не отметить утрату сложной техники передачи традиций и жизненного опыта, а также пробуждения и интенсификации высших духовных состояний
и озарений. Значительные усилия в традиционных культурах прикладывались для формирования духовных и телесных способностей ученика. Подготовка к несению жизненных трудностей включала гимнастику, диетику, аскетику, а также заботу о душе, направленную на преодоление лени, рассеяния, аффектов и страстей.
Важнейшей функцией дискурса наставлений и поучений является формирование и интенсификация таких духовных актов и переживаний, как вера, любовь, надежда, свобода, красота, справедливость, нравственная солидарность и т. п. Эти духовные чувства основываются на витальных переживаниях симпатии, радости, доброты, но не сводятся к ним, так как имеют безусловный характер и как таковые не зависят от стечения обстоятельств или самочувствия человека. Поэтому требуется специальная подготовка, направленная на очищение и облагораживание витальных переживаний: подавление агрессивных чувств и интенсификацию любви к высшим ценностям.
Современная практика работы культуры
над телесными и духовными
качествами человека больше не связана
с аскезой и обращением. Это
обусловлено радикальным
Любая культура является прочной в том случае, если она не утратила духовных и душевных связей между людьми, и поэтому наряду с формами социальной интеграции должны развиваться и совершенствоваться формы духовного единства. Отсюда одной из важных задач современной философии остается сохранение и развитие традиционной заботы о душе. Истины, которые мы сообщаем ученикам, не согревают их сердца и не учат жизни. Это абстрактные, безличные знания, не способные пробудить волю к поступку или, напротив, противостоять желаниям. Инструментальные знания, которые производит наука, направлены на преобразование мира, но они непригодны для преобразования души человека. Между тем, несмотря на высокий уровень технической цивилизации, человек вовсе не избавлен от тяжелых жизненных испытаний. По-прежнему существуют несчастья, болезни и смерть, поэтому требуются стойкость, мужество и терпение для того, чтобы их пережить. Таким образом, философия должна сохраняться как форма не только знания и критической рефлексии, но и жизненной мудрости.
В.Йегер
Расправившись с искажающими истину
расхожими мнениями, Сократ рассказывает
в «Апологии» о своей любви и преданности
философии. Платон сознательно излагает
эту речь так, что она звучит как параллель
знаменитым стихам Еврипида об обязательном
для поэта служении музам59. Отличие лишь
в том, что Сократ произносит свои слова
в ожидании смертного приговора. Высшая
сила, которой он служит, украшает мир
и побеждает страдания, она сильнее всего
на этом свете: непосредственно за словами
— «Я никогда не перестану философствовать»,
— следует типичная иллюстрация того,
как строились сократовские поучения.
Для понимания этого места необходимо
проанализировать форму его поучений.
Образцом могут служить как разбираемое
место «Апологии», так и некоторые другие
диалоги.
Манера бесед Сократа по Платону сводится
к двум основным формам — увещевание (προτρεπτικός)
и испытание (έλεγχος). И то, и другое проводится
в форме вопросов. Это связанно со старинной
формой «убеждения» (παραίνεσις), которую
можно проследить, анализируя трагедии
и даже эпос. Во второй части платоновского
«Протагора» (действие диалога разворачивается
еще во дворе, до того, как собеседники
были допущены в дом) легко можно разделить
обе эти сократовские формы беседы60. В
этом диалоге, где Сократ противопоставлен
великому софисту, показаны все приемы,
которыми пользовались софисты в своих
уроках: изложение мифа, доказательство,
толкование поэтов, метод вопросов и ответов.
Своеобразная форма речи Сократа передана
не без юмора: для нее характерны гротескный
педантизм и ироническое самоуничижение.
В обоих этих сочинениях — в «Протагоре»
и в «Апологии» — Платон показывает, как
основные формы сократовской беседы, —
протрептическая и эленхическая, — тесно
связаны друг с другом, и мы можем убедиться,
что они представляют собой лишь две стадии
одного и того же духовного процесса61.
«...Пока я дышу и остаюсь в силах, я не перестану
философствовать, и уговаривать, и убеждать
всякого из вас, кого только встречу, говоря
то самое, что обыкновенно говорю: "Ты
— лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин
величайшего города, больше всех прославленного
мудростью и могуществом; не стыдно ли
тебе заботиться о деньгах, чтобы их у
тебя было как можно больше, о славе и почестях,
а о разумности, об истине и о душе своей
не заботиться, и не помышлять, чтобы они
были как можно лучше". И если кто из
вас станет спорить и утверждать, что он
заботится, то я не отстану и не уйду от
него тотчас же, а буду его расспрашивать,
испытывать, уличать, и, если мне покажется,
что в нем нет добродетели, а он только
говорит, что она есть, я буду попрекать
его за то, что он самое дорогое ни во что
не ценит, а плохое ценит дороже всего.
Так я буду поступать со всяким, кого только
встречу, с молодым и старым, с чужеземцем
и с вами — с вами особенно, жители Афин,
потому что вы мне ближе по крови. Могу
вас уверить, что так велит бог, и я думаю,
что во всем городе нет у вас большего
блага, чем это мое служение богу. Ведь
я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого
из вас, и молодого, и старого, заботиться
прежде всего не о теле и не о деньгах,
но о душе, чтобы она была как можно лучше».
«Философствование», о котором говорит
здесь Сократ, было не только теоретическим
процессом, но и увещеванием, и воспитанием
собеседников. Этой задаче служит «испытание»
и опровержение всякого воображаемого
знания и всякой воображаемой добродетели
(αρετή). «Испытание» является лишь частью
беседы Сократа, но именно здесь проявляется
его оригинальность.
Но прежде чем остановиться на сути этого
«диалектического» испытания собеседника
вопросами, которые обычно рассматривают
как важнейшую часть его философии (ибо
именно в этих «испытаниях» мы встретим
наиболее важные теоретические положения),
надо сперва познакомиться с вводной,
увещевательной частью речи Сократа. Мы
встретим здесь сравнение жизни дельца,
гоняющегося только за деньгами, с духовными
устремлениями самого Сократа. Это его
сравнение показывает, как много внимания
и усилий люди прилагают к добыванию благ,
которые они ценят превыше всего. Сократ
требует заботиться не о доходах, а о душе
(ψυχής επιμέλεια). С этого «увещевания»
он начинает свою речь и к нему же возвращается
в конце62. В этой речи нет доказательств,
что ценность души больше, чем телесные
радости и жизненные блага. Предполагается,
что эта мысль понятна без дальнейших
объяснений, хотя люди и пренебрегают
ею в повседневной жизни. Для современного
человека в словах о важности души нет
ничего оригинального, и звучат они несколько
тривиально. Но были ли они такими же само
собой разумеющимися для грека того времени,
как для нас, воспитанных на христианской
традиции, насчитывающей уже две тысячи
лет? В «Протагоре» Сократ излагает свою
мысль в беседе с молодым человеком, начиная
с утверждения, что душа его молодого собеседника
находится в опасности63. Мотив опасности
вообще характерен для Сократа и всегда
связан у него с призывам заботиться о
душе. Манера говорить у Сократа напоминает
врача, но он заботится не о теле пациента,
а о его душе. В сочинениях сократиков
мы очень часто встречаем увещевания,
касающиеся забот о душе. Мы сталкиваемся
здесь с тем, что было для Сократа самой
главной задачей, связанной с его призванием,
а именно — с воспитанием. Воспитание
сограждан становится для него служением
богу64. Религиозный характер учения Сократа
основан на том, что воспитание — это прежде
всего забота о душе65. Душа для Сократа
представляет божественное в человеке.
Сократ характеризует заботу о душе как
попечение о познании ценностей и истины
(φρόνησις и αλήθεια)66. Душа столь же отделена
от тела, как и от различных внешних благ.
На этом основана сократовская шкала ценностей,
а вместе с ней и все учение о благах; душевные
блага занимают в ней первое место, телесные
— второе, а внешние блага, например, собственность
или власть — последнее.
Пропасть отделяет эту шкалу ценностей,
которую Сократ считает само собой разумеющейся,
от господствующих в народе взглядов.