Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:55, реферат
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.
1.Введение 3
2.Проблема личности в философии 4
3.Свобода и ответственность – вечная дилемма 7
4.Религия и свобода совести 10
5.Вера и знание
Содержание
1.Введение
2.Проблема личности в
философии
3.Свобода и ответственность
– вечная дилемма
4.Религия и свобода совести
5.Вера и знание
Введение
С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только
отдельного индивида, но и всего общества.
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и
с их помощью выявить его место в мире.
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В конце 19-го и в 20-м веках проблема человека и его бытия приобрела наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков. Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление страшных потрясений, затронувших все человечество, время, когда потерпели
крушение
попытки строительства
“новой” жизни, основанные
на рационалистических принципах.
Потерпела крах концепция объективного
и безразличного к человеку бытия, овладев
законами которого, человек мог “как
высшее существо преобразовать
мир по своему усмотрению”.
Поэтому стали возникать философские
концепции, в которых акцент делается
на бытии, прежде всего как человеческом
существовании.
1.Проблема
личности в философии
Проблема человека - одна из основных, скорее центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор охарактеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки и философии.
Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком - с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении
свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно - технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческой деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого
человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.
Человечество всегда
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала, прежде всего, становление особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом процесса.
Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Так с позиции ролевой концепции личность определяется теми социальными функциями, которые человек выполняет в обществе. Но в таком аспекте невозможно раскрыть внутренний мир человека, так как фиксируется только его поведение, которое не всегда и не
обязательно выражает действительную сущность человека. Более полная интерпретация личности получается, когда ее рассматривают в сущностном плане. “Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и
обязанностей, этических, эстетических всех иных социальных норм”. В понятии личности оттеняются, прежде всего, интегративные социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентиры, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и
убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли. Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека.
Чем интересна проблема личности в философии экзистенциализма? Интересна такой философской постановкой: человек познает сущность через свое существование, т.е. через экзистенцию. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность,
свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей, норм, установок. Освобождение происходит в “пограничной ситуации”: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием.
Экзистенциализм оправданно
Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает “философию существования”. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире.
. Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от
посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить
индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как ”.
Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других
членов общества и т.д.
Особенно глубоко
Несмотря
на гипертрофирование
Экзистенциализм также внес
Философия
экзистенциализма, опять же несмотря на
некоторые перегибы в рассуждениях,
обозначила ту “пограничную
ситуацию”, в которой сейчас
находится человек и человечество.
Своими выработанными принципами
она указала на необходимость
пересмотра ценностных ориентиров,
которыми руководствуется человек как
личность и общество.
2. Свобода
и ответственность – вечная
дилемма
Свобода
- в истории это понятие
Ответственность является
общественным отношением не только с точки
зрения содержания (охрана интересов общества),
но и с точки зрения формы (тут есть сторона,
которая причиняет лишения, и сторона,
которая их претерпевает).
Конечно, в ряде случаев лицо может воспринимать
неблагоприятную социальную реакцию как
лишение чего-то самим себя. Но такое восприятие
общественной реакции, сочетание ее с
ответственностью перед самим собой не
всегда имеет место. Его нет у людей со
сложившейся антиобщественной внутренней
установкой. Оно отсутствует и тогда, когда
отрицательная реакция общества несправедлива
либо потому, что характер и степень реакции
не соответствует серьезности проступка.
Следовательно, человек может по-разному
относиться к ответственности перед определенным
социальным образованием.
Свобода и ответственность представляются нам как противоположности. Нам говорят - без ответственности не бывает свободы. Нас пытаются ограничить, не дать поступать, как мы хотим, проявлять свою свободу. И ответственность здесь используется, как способ ограничения. В руках тех, кто хочет нами владеть, ответственность - средство власти.
Не даром с ответственностью так связаны обязательства. Русский язык прекрасен - он ясно показывает ложь. Обязательство, обязанность - от слова обязан. То есть должен. Должен ты всегда кому-то, а если даже и себе, то тебе этот долг внушили в корыстных целях.
Ответственность - всегда за кого-то или за что-то. Нас заставляют отвечать за - жен, мужей, родителей, детей, неимущих, свои поступки и т.п.
Ответственность - от слова "ответ". А ответ не может быть за. Ответ всегда на что-то. Мы отвечаем на вопрос, а не за вопрос. Так вот, ответственность, это готовность ответить на - вопрос, ситуацию, трудности, проблемы и т.п. Готовность, а не долг. Желание ответить, а не обязанность.
Свобода и ответственность – это целое. Они слиты воедино. Наш ум делит мир на противоположные части, мир ума двоится. Мы легко видим день и ночь, право и лево, конец и начало, жизнь и смерть, мужчину и женщину, верх и низ, плохое и хорошее, голод и сытость, тепло и холод - список бесконечен. Но ум не умеет видеть целое, то есть единство этих противоположностей. А единство их в том, что друг без друга противоположностей не бывает. Отнять у медали одну сторону – медаль исчезнет, ее просто не будет. Противоположность не может существовать без своего "антипода". Если нет тьмы - как увидеть свет?
Свобода и ответственность - едины. Но не в том смысле, что хочешь быть свободен. Смысл единства - другой. Человек не сможет совершить свободный поступок, если не готов ответить на то, что будет потом. Не будет "сил" и т.п. Это не ответственность за последствия поступка, а про готовность ответить на то, что возникнет.