Проблема понимания и объяснения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 07:50, реферат

Описание

О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социалистов.

Содержание

Введение
1. Понимание и объяснения как философские понятия
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 28.04 Кб (Скачать документ)

     Интерпретация и основанное на ней понимание  должны учитывать:

  • с одной стороны, - все объективные данные, относящиеся к любому тексту или информационным системам;
  • с другой стороны, никакая интерпретация, даже в естественных науках, тем более в гуманитарных дисциплинах не может подходить к своему объекту без каких-либо идей, теоретических представлений, ценностей ориентации, т.е. без того, что связано с деятельностью познающего субъекта.

       В какой бы форме ни осуществлялась  интерпретация, она теснейшим  образом связана с пониманием, так как служит его исходной  основой.

       Смыслы, которые индивид приписывает  объектам понимания, он черпает  из своего внутреннего мира  – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания.  Этот мир формируется на основе  языка и чувственных впечатлений,  и включает в себя наглядные  и абстрактные образы, связи между  ними, знания, верования индивида, его  морально-этические нормы.

  В этот мир на ряду с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей входят представления об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами, созданными воображением, - и все эти образы связаны с единым центром, дающим им жизнь, - индивидуального Я, который в интерпретации играет роль индивидуального контекста. Встречаясь с языковыми выражениями, текстами, предметами культуры, явлениями природы, индивид включает их в свой внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и, таким образом предает им интерпретацию, наделяя их смыслом.

       Из того, что в процессе понимания  индивид сам приписывает смысл  объекту, вовсе не следует,  что всякое понимание в равной  степени приемлемо.

 Интерпретация  объекта всегда носит гипотетический  характер и может быть пересмотрена.

       Таким образом, главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту познания.

       Основой понимания, т.е. тем  источником, который снабжает нас  интерпретациями, является индивидуальный  смысловой контекст, представляющий  собой систему взаимосвязанных  смысловых единиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Наука есть постижение мира, в котором  мы живем. Она постоянно связана  с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь  воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется  в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает  важное социальное значение, способствует развитию самого человека. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных  знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания  и развития жизнедеятельности человека.

     Одна  из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит  в его организованности и использовании  целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и  практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей  самих изучаемых объектов. Поэтому  методы познания столь лее многообразны, как и сама действительность

     Таким образом, понимание и объяснение и в истории философии, и в  современных философских учениях  остаются проблемными и мо многом дискуссионными. Однако общим для  всех, кто исследовал понимание о объяснение, остается ключевым понятие «смысл» как сложное и многогранное явление.

     Процесс понимания тесно связан с процессом  познания человеком окружающего  мира, но проблемы понимания существуют на основе диалектики и предметно-практической деятельности – поэтому понимание  не следует отождествлять с познанием. Поэтому в качестве вывода по теме реферата можно использовать положение: понимание и объяснение как реальное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность.

     Краеугольным  камнем герменевтики как учении о  понимании является принцип герменевтического  круга, выражающий циклический характер понимания. Этот принцип связывает  объяснение о понимание – данная взаимосвязь выражается как круг целого и части. Понимание есть постижение смысла того или иного явления, его  место в мире, его функции в  системе целого. Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины  бытия.

     Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познавательная функция как объяснение. Ее главная цель – выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, механизмов действия. Понимание и объяснение тесно связаны – это две исследовательские процедуры. 
 

 

     

Список  использованной литературы 

  1. Автономова  Н.С. Понимание и язык. М.,1991
  2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1994
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – М., 1974–1977.
  4. Загадка человеческого понимания. М.,1991
  5. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988
  6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995
  7. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.,1999
  8. Спиркин А.Г. Философия. М.,2002
  9. Филатов В.П. Объяснение и понимание в научном познании. М.,1983
  10. Философский словарь. М.,1998
  11. Философия под ред. В.П. Кохановского Ростов-на- Дону. 2003
  12. Философия под ред. В.Н. Лавриненко М.,1998
  13. Философия. Курс лекций. Под ред. В.Л.Калашникова. М.,2001
  14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 622 с.
  15. Швырев В.С. Понимание в структуре научного познания. М.,1991

Информация о работе Проблема понимания и объяснения