Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 07:50, реферат
О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социалистов.
Введение
1. Понимание и объяснения как философские понятия
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
Заключение
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понимание и объяснения как философские понятия
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
Заключение
Литература
Введение
О проблемах понимания и
Современная культура все чаще
имеет дело с ситуациями, когда
возникает необходимость в
Как следствие усложнения
По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой, «в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее, обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными, «предельными» для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют «фоновые», «контекстные» знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования, характеризующих ту или иную эпоху». (7, стр.5)
Есть основания полагать, что
пониманию свойственны три
Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему.
Под пониманием большинство
В реферате по проблемам
Понимание и непонимание,
В настоящее время для
1.1 Общая
характеристика понимания и объяснения
Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности». (10, стр.493)
Понимание – личностный
Исходные, донаучные виды понимания:
Основные виды научного понимания:
Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.
К
первому типу понимания можно
отнести то, которое возникает
в процессе языковой коммуникации.
В его основе лежит диалог –
поскольку оба собеседника
Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации.
В этом случае приходится
Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.
Третий тип понимания –
Таким образом, понимание –
это способность постичь смысл
чего-либо и достигнутый
Впервые как обозначение
Позднее понимание было
Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, так как только они обеспечивают целостность человеческой натуры и характера.
Объяснение как философское
Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.
В реальной практике
Объяснение может быть:
По своему механизму,
Объяснение тесно связанно с
описанием – этапом научного
исследования, состоящего в фиксировании
данных эксперимента или
Современный финский философ Вригт Г.Х. считает, что объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное объяснение, т.е. причинное, которое бывает двух видов:
Обосновывая это свое деление Вригт отмечает, что объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных событий и процессов.
Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого в свете более поздних событий, - они характерны для исторической науки.
Важно, применяя
1.2 Понимание
как интерпретация
В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово «понять» означает «усвоить смысл», «постигнуть содержание». Это же слово употребляется еще в значении «осмыслить», «истолковать», таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.
Вся наша коммуникативная и
познавательная деятельность
Таким образом, интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми.
В отличие от интерпретации
обычного языка, интерпретация
текста литературно-