Проблема понимания и объяснения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 07:50, реферат

Описание

О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социалистов.

Содержание

Введение
1. Понимание и объяснения как философские понятия
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 28.04 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 Введение 

1. Понимание  и объяснения как философские понятия

      1.1. Общая характеристика понятия  и объяснения

      1.2. Понимание как интерпретация 
 
 

Заключение 

 Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       О проблемах понимания и объяснения  в последнее время стали много  писать и дискутировать, эта  тематика привлекает специалистов  по теории познания, логики и  методологии различных наук, растет  интерес к этой проблеме в  широких кругах представителей  наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов  и культурологов, историков и  социалистов.

       Современная культура все чаще  имеет дело с ситуациями, когда  возникает необходимость в понимании.

       Как следствие усложнения социальных  отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.

       По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой, «в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее, обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными, «предельными» для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют «фоновые»,  «контекстные» знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования, характеризующих ту или иную эпоху». (7, стр.5)

       Есть основания полагать, что  пониманию свойственны три основные  функции:

  • когнитивная, или собственно познавательная;
  • регуляторная;
  • идеологическая;
 

  Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему.

       Под пониманием большинство философов  имеют в виду специфический  способ освоения и познания  человеческой реальности – внутреннего  мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности.

       В реферате по проблемам понимания  и объяснения важна задача  показать понимание как комплексную  проблему теории познания, взгляд на понимание как на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы духовных ценностей общества не современном этапе.

       Понимание и непонимание, стремление  понять или, наоборот, нежелание  понять – обычные явления в  нашей повседневной жизни и  профессиональной деятельности. Как  повсеместные факты межличностного  общения понимание и непонимание  существовали всегда. Сегодня мы  наблюдаем другую картину: понимание  оценивается многими учеными  как чрезвычайно актуальная проблема.

       В настоящее время для человека  чрезвычайно важно использовать  накопленный потенциал научного  знания на благо всех живущих  на земле, так как сегодня  особенно ясно, что наука и  технология опираются на весь  объем человеческой культуры, заложенных  в традициях, языке, восприятиях  реальности, нравственных нормах  и мировоззренческих идеалах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальное  понимание и социальное объяснение как философские понятия
 

1.1 Общая характеристика понимания и объяснения 

  Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности». (10, стр.493)

       Понимание – личностный процесс,  связанный с особенностями психики,  нервной системы, духовного развития  и т.п., одновременно оно связанно  с его включенностью в различные  коммуникативные системы человеческого  общения.

       Исходные, донаучные виды понимания:

  • освоение и понимание языка;
  • понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;
  • понимание социальных знаков, норм;
  • понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

     Основные  виды научного понимания:

  • понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);
  • интерпретация инокультурных символов и метафор;
  • перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
  • понимание иных форм жизни;
  • понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально- антропологических исследованиях);
  • понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).
 

  Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.

     К первому типу понимания можно  отнести то, которое возникает  в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог –  поскольку оба собеседника располагают  приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

       Второй тип понимания – связан  с переводом с одного языка  на другой, например, с иностранного  на родной язык, когда мы встречаемся  с более сложным процессом  интерпретации.

       В этом случае приходится иметь  дело с передачей и сохранением  смысла, выраженного на чужом  языке, с помощью слов и предложений  родного языка.

  Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

       Третий тип понимания – относится  к интерпретации произведений  художественной литературы и  искусства, особенно имеющих непреходящее  эстетическое значение. (6, стр. 76-77)

       Таким образом, понимание –  это способность постичь смысл  чего-либо и достигнутый благодаря  этому реальности; это состояние, вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.

       Впервые как обозначение особого  научного метода термин «понимание» был применен Дройзером (1868г.). (9, стр.355)

       Позднее понимание было противопоставлено  (в частности, Дильтеем) в качестве  основополагающего метода наук  о духе естественнонаучному методу  «объяснение».

  Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, так как только они обеспечивают целостность человеческой натуры и характера.

       Объяснение как философское понятие  рассматривается в качестве важнейшей  функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования.

       Объяснение предназначено для  раскрытия сущности изучаемого  объекта.

       В реальной практике исследователя  объяснение осуществляется путем  показа того, что объясняемый  объект подчиняется определенным  законам.

       Объяснение может быть:

  • атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать;
  • субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;
  • генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития;
  • контрагенетическим;
  • структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким.

       По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через  собственный закон и объяснения  с помощью моделирования.

       Объяснение тесно связанно с  описанием – этапом научного  исследования, состоящего в фиксировании  данных эксперимента или наблюдения  в помощью определенных систем, принятых в науке.

       Современный финский философ  Вригт Г.Х. считает, что объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное объяснение, т.е. причинное, которое бывает двух видов:

  • предсказание;
  • ретросказание.

       Обосновывая это свое деление Вригт отмечает, что объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных событий и процессов.

       Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого в свете более поздних событий, - они характерны для исторической науки.

       Важно, применяя ретросказательное  объяснение, следует избегать переоценки  прошлого. 

1.2 Понимание как интерпретация 

  В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово «понять» означает «усвоить смысл», «постигнуть содержание». Это же слово употребляется еще в значении «осмыслить», «истолковать», таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.

       Вся наша коммуникативная и  познавательная деятельность теснейшим  образом связана с истолкованием  тех или иных знаков, символов, слов, произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует  теории, логик и математик –  исследуемые формальные системы;  музыкант – интерпретирует исполняемые  им произведения, литературный критик  – анализируемые сочинения, переводчик  – переводимые текст, искусствовед  – произведения живописи, музыки, прикладного искусства и т.д.  Эти примеры показывают, что интерпретация  не ограничивается только областью  языка, а охватывает широкие  сферы коммуникации и деятельности людей в целом. «Можно сказать, что интерпретация возможна и без языка, но язык невозможен без интерпретации». (6, стр.205)

     Таким образом, интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми.

       В отличие от интерпретации  обычного языка, интерпретация  текста литературно-художественных  произведений сопряжена с трудностями:

  • во-первых, в силу многозначности слов художественной речи;
  • во-вторых, зависимости их смысла от контекста;
  • в-третьих, личных особенностей, убеждений, и тому подобное, особенностей говорящих и пишущих;
  • в-четвертых, влияния на них тех социально-культурных и исторических условий, при которых происходит интерпретация.

Информация о работе Проблема понимания и объяснения