Проблема прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:22, реферат

Описание

Те или иные изменения происходят в объектах постоянно и могут быть зафиксированы в любое время. Для этого достаточно выбрать определенный, хотя бы самый малый временной интервал и проследить исчезновение одних и проявление других черт, которыми предмет первоначально не обладал. Это может быть изменение его пространственного положения или конфигурация вследствие воздействия различных механических сил.

Содержание

Понятие развития. Проблема прогресса……………………………..стр. 2
Диалектика как учение о всеобщих законах развития……………...стр. 8
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира…стр. 8
Виды, связи и категории диалектики………………………..стр. 11
Понятие закон. Основные законы диалектики……………...стр. 14
Синергетика как наука о самоорганизации систем………………..стр. 16
Ключевые положения синергетики………………………….стр. 19
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

  1. Понятие развития. Проблема прогресса……………………………..стр. 2
  2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития……………...стр. 8
    1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира…стр. 8
    2. Виды, связи и категории диалектики………………………..стр. 11
    3. Понятие закон. Основные законы диалектики……………...стр. 14
  3. Синергетика как наука о самоорганизации систем………………..стр. 16
    1. Ключевые положения синергетики………………………….стр. 19

      Список  используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие развития.

На основе анализа различных  типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно более четко сформулировать понятие развития, показав прежде всего его отличие от понятия  изменения. Изменение универсально и характеризует любые явления  действительности. Развитие же – особый тип изменения.

Те или иные изменения  происходят в объектах постоянно  и могут быть зафиксированы в  любое время. Для этого достаточно выбрать определенный, хотя бы самый  малый временной интервал и проследить исчезновение одних и проявление других черт, которыми предмет первоначально не обладал. Это может быть изменение его пространственного положения или конфигурация вследствие воздействия различных механических сил. Речь может идти о температурных, магнитных и множестве иных свойств, не остающихся постоянными. Хотя бы минимальные изменения определенных свойств можно зафиксировать в сколь угодно малом временном интервале. Взяв же больший промежуток времени, можно наблюдать целую «цепочку» изменений некоторого свойства предмета или даже всей их совокупности. Суммируя элементарные изменения, можно получить целостную, комплексную картину черт, отличающих предмет в данный момент по сравнению со свойствами, присущими ему в более ранний момент времени. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует, однако, об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию. Это может быть, скажем, простое разрушение предмета, прекращающее его дальнейшее существование как данного предмета. Возможны также циклические процессы с повторением однотипных фаз, да и просто обратимые изменения типа «вода – пар – вода…».

К изменчивости в целом, а  не к развитию как ее особому, частному случаю относят превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы, процессы теплоотдачи и многие другие, не имеющие сколько-нибудь четкой направленности. В качестве развития не квалифицируются также функциональные и другие изменения, не получающие закрепления, не транслируемые в будущие фазы процесса (ср. физиологические изменения в организме и наследуемые эволюционные изменения).

Понятие развития выделяет из общей массы изменений  такие, которые связаны с обновлением  системы, с ее внутренним структурным  и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет не о разовых, а о нарастающих, развернутых во времени поступательных качественных трансформациях системы. Для характеристики того или иного процесса как развития, как правило, требуются довольно большие  периоды времени, позволяющие судить о тенденциях, направленности изменений. Кумулятивный характер развития – накопление новообразований – необратимо уводит систему от ее исходного состояния. Последующие, в том числе конечные, состояния развивающихся систем всегда качественно отличаются от исходных. В процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы.

Развитие –  процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений  сложных системных объектов в  достаточно больших интервалах времени.

К таким процессам относят  эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении жизни, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков  труда, совершенствование человеческих знаний, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие нередко упрощенно  толкуют как линейный процесс. Многочисленные факты биологической эволюции и человеческой истории опровергают такое представление. Маркс в «Капитале», исследуя динамику различных экономических систем и структур, показал, что реальное социально-историческое развитие происходит петлеобразно, зигзагами, с отклонениями в сторону, с возвратами назад.

Примером отступления  назад может служить так называемое вторичное закрепощение крестьян в  странах Восточной Европы. В XVII – XVIII веках крепостное право практически перестало там действовать. Но развитие капитализма в Англии сделало выгодой для восточно-европейских феодалов продажу шерсти английским капиталистам. Восстановив почти забытое крепостное право, они смогли получить по очень низким ценам большое количество шерсти для продажи. Получилось, что капитализм как бы привел к укреплению феодализма. Но это был лишь зигзаг, петля в развитии, и по истечении определенного времени остатки феодализма в этих странах были окончательно уничтожены капиталистическим развитием.

В процессе развития нередки  такие случаи расщепления, дивергенции  развивающегося процесса, как было, например, в эволюции приматов, когда  одна линия развития привела к возникновению человека, другая – современных высших обезьян. Возможны и процессы конвергенции – слияния, синтеза, объединения различных линий развития в единый процесс, как это случилось, например, в процессе создания русской нации из различных, преимущественно славянских племен. Наблюдаются и другие, еще более сложные процессы, графическим аналогом которых могли бы служить, скажем, ветвящиеся деревья с многочисленными изломами, перегибами, разрывами, сплетениями.

 

 

Проблема прогресса.

Начиная с древнейших времен человек пытался узнать, что его  ждет в будущем. Его интересовало, будет оно таким же, лучше или  хуже настоящего. Первоначально человечество искало ответ на этот вопрос у различного рода прорицателей. Позднее возникли научные представления о процессе развития общества. В настоящее время  проблема общественного прогресса  занимает важное место в философской  науке, не утратив своей актуальности. Данной проблеме уделяли внимание такие  мыслители, как Гесиод, Ж. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго, И. Кант, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, П. Сорокин, К.Н. Леонтьев и др. «Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных  и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение  истории… она уже давно привлекла  к себе внимание человеческой мысли  и давно уже стала предметом исследования».

Значительная часть философов  убеждена в поступательном движении человечества. Другие выступают в  защиту точки зрения об общественном регрессе. Неизбежно возникает вопрос о выделении критериев прогресса. Французский философ А. Тюрго  называет в качестве таковых изменения  в экономике, политике, науке и  духовной сфере. Другие мыслители рассматривают  также прогресс в технике, в искусстве, гуманитарный прогресс и т. д. Так  в каком направлении развивается  общество? 
Что касается экономической сферы, то отбросив в сторону цикличность экономики, неравномерность экономического развития в разных регионах мира, можно сделать вывод о прогрессе в данной области. Однако этот прогресс сопровождается огромными издержками, среди которых последствия экономических кризисов, загрязнение окружающей среды, войны за ресурсы, техногенные катастрофы. Поэтому некоторые философы, например Ж.-Ж. Руссо, ностальгировали по «золотому веку» человечества, когда отсутствовало социальное неравенство и частная собственность.

Прогресс в политике означает, прежде всего, движение от несвободы  к свободе. Крах многих тоталитарных режимов, рабовладения, признание государством гражданских прав и свобод – несомненно, признаки прогресса. «Тирания подавляет  умы тяжестью своего режима».

Научный и последующий  за ним технический прогресс неоспорим. Действительно, появление различных  машин, средств связи, открытия в  медицине, физике химии и других науках могут существенно повысить качество жизни человека и даже спасти от смерти. Известны болезни, ранее  считавшиеся неизлечимыми, которые  сегодня не представляют больше опасности  для человечества. Но в то же время  не всегда наука несет благо для  людей. Можно ли считать достижением  общественного прогресса создание атомной бомбы или опыты над  людьми в фашистских лагерях смерти? В данном случае научный прогресс вступает в противоречие с прогрессом гуманитарным. Возникает вопрос о  целесообразности общественного развития, которое оправдывает человеческие жертвы. 
«Если прогресс — цель, то для кого мы работаем? Кто этот Молох, который, по мере приближения к нему тружеников, вместо награды пятится и в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам, которые ему кричат: осужденные на смерть приветствуют тебя, только и умеет ответить горькой насмешкой, что после их смерти все будет прекрасно на земле? Неужели и вы обрекаете современных людей на жалкую участь кариатид, поддерживающих террасу, на которой когда-нибудь другие будут танцевать… или на то, чтобы быть несчастными работниками, которые по колено в грязи тащат барку с таинственным руном и с смиренной надписью «прогресс в будущем» на флаге. Утомленные падают на дороге, другие со свежими силами принимаются за веревки, а дороги, как вы сами сказали, остается столько же, как и при начале, потому что прогресс бесконечен. Это одно должно было насторожить людей; цель бесконечно далекая — не цель, а если хотите, уловка; цель должна быть ближе, по крайней мере заработанная плата или наслаждение в труде».

Очень сложно оценить прогресс в духовной сфере. Многие философы видят  в качестве главного препятствия  на пути к прогрессу падение нравственности, следствием которого являются уже упомянутые войны, экологические, экономические, техногенные катастрофы и прочие бедствия. Слышатся призывы о необходимости  укреплении нравственности, распространении  норм морали в целях спасения человечества. Другая точка зрения утверждает, что  мораль – лишь отражение процессов, происходящих в обществе, поэтому  не следует уделять этому вопросу слишком большое внимание.

Несмотря на мнение некоторых  мыслителей, что признаком упадка общества в целом является отсутствие великих творений, вопрос о прогрессе  в искусстве представляется некорректным. Как можно сравнивать произведения искусства разных эпох? Каждое из них  представляет ценность. Предпочтение одних другим носит субъективный характер: кто-то зачитывается Гомером  и Софоклом, а кто-то – современными авторами. 
Очевидно, что общественный прогресс – явление сложное и противоречивое. Развитие происходит нелинейно, в разных сферах подчас разнонаправлено. В качестве главного мерила прогресса необходимо рассматривать благополучие человеческой личности. Прогресс должен стать союзником человека. Для этого необходимо извлечь уроки из истории, уважать и ценить природу и направить в правильное русло накопленный потенциал.

 

 

 

 

Диалектика как  учение о всеобщих законах развития.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира.

Диалектика - это теория и метод познания действительности, учение об единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Каждая философская система ставит и решает два вопроса: «что» существует и как это «что» существует. Первый вопрос  связан с бытием, субстанцией, материей и сознанием. Ответ на второй вопрос принято называть проблемой метода.

Познавая мир, человек  получает знания, однако они нужны  не сами по себе, а для дальнейшего  познания, преобразования мира с целью  удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком  в своей деятельности, называют методом.

Диалектику в  качестве метода можно определить как  систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется  человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Методы построены из знаний, а поскольку  знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие) соответственно и методы можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и  т. д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие - философский  метод, раскрывающий единые принципы бытия  природы, общества и мышления. Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех отраслях знания, обеспечивая общую программу  деятельности.

Формирование методов - продолжительный и сложный процесс, рассматриваемый методологией. Методология - это учение о системе принципов, способов  организации и построения теоретической и практической деятельности людей (учение о методах).

Современным научным  методом является материалистическая диалектика. Формирование диалектики прошло длительный путь.

Выделяют  три  исторические формы диалектики:

  1. стихийная диалектика древних 
  2. идеалистическая диалектика немецкой классической философии 
  3. материалистическая диалектика современности.

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме выражена в философии Древней Греции. Она строилась на здравом смысле, обычном наблюдении, сопоставлении разных взглядов. Диалектика этого периода выявила  сложность, противоречивость отражения бытия мира в логике понятий, что заводило иногда философскую мысль в тупик (антиполии, дилеммы). Выявление и анализ подобного рода затруднений мысли получили названия «отрицательной диалектики», преодоление которой способствовало развитию позитивной диалектики.

Информация о работе Проблема прогресса