Проблема прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:22, реферат

Описание

Те или иные изменения происходят в объектах постоянно и могут быть зафиксированы в любое время. Для этого достаточно выбрать определенный, хотя бы самый малый временной интервал и проследить исчезновение одних и проявление других черт, которыми предмет первоначально не обладал. Это может быть изменение его пространственного положения или конфигурация вследствие воздействия различных механических сил.

Содержание

Понятие развития. Проблема прогресса……………………………..стр. 2
Диалектика как учение о всеобщих законах развития……………...стр. 8
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира…стр. 8
Виды, связи и категории диалектики………………………..стр. 11
Понятие закон. Основные законы диалектики……………...стр. 14
Синергетика как наука о самоорганизации систем………………..стр. 16
Ключевые положения синергетики………………………….стр. 19
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

Впервые в истории  философии целостная концепция  диалектики была  разработана  в немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов, категорий принадлежит Гегелю, который «…представил весь природный, исторический и духовный  мир  в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения развития».

Гегель не видел  различия и противоречия между мышлением  и бытием. А это привело к  ограниченности  применения гегелевского диалектического метода сферой  мышления. Гегель не отрицал полностью диалектического развития природы, однако, духовные процессы общественной  жизни  представились ему  наиболее  важными.

Большая заслуга  Гегеля не только  в позитивной диалектике, но и в том, что он сформулировал совокупность закономерностей, которые отражают универсальные связи мира и познания (принципы). К ним он отнес всеобщую (универсальную) связь явлений, единство противоположностей и развитие через диалектическое отрицание.

Потребности естествознания второй половины XIX века в философских обобщениях и методологии показали, что, и гегелевская диалектика не отвечает запросам времени. Кроме того, остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был философский метод, исходящий из материального единства мира. Преодолевая гегелевский идеализм  в понимании общества, Маркс переосмыслил, развил его историческую диалектику. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общества в единстве его духовных и материалистических проявлений. Обобщая новые открытия в области естествознания, было выявлено, что развитие объективного мира подчинено тем же законам, что и развитие человеческого мышления, а поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах. Однако это не означало их тождества. Так как всеобщая связь и развитие объективной реальности существует вне и помимо сознания человека.

Материалистическая  диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденции развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией и методом.

Предметом диалектики как науки – является всеобщие, объективные принципы и законы развития материального мира. Структурными элементами диалектики как науки выступают идей, принципы, законы и категории, связанные между собой самыми многообразными способами.

Виды, связи и категории диалектики.  

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Принцип развития – это главный принцип материалистической диалектики. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач диалектики.

Развитие - есть  непрерывный процесс, причем разрушение и созидание – это два взаимосвязанных компонента движения. В философии выделяют две главные линии развития: прогресс и регресс.

Прогресс – направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему; от простого к сложному, совершенному. Регресс – такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.

Принцип всеобщей связи:

Окружающий нас  мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Всеобщая связь и взаимообусловленность  предметов и явлений составляет существенную особенность материального  мира. Поскольку предметы и явления  материального мира многообразны, многообразны и их взаимосвязи, взаимодействия. Они  бывают общими и частными, необходимыми и случайными, главными и второстепенными  и т. п. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, то есть которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира.

Отражая эти связи  в своем сознании, человек открывает  законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знания же общих  законов составляет непременное  условие практической,  преобразующей деятельности человека.

К принципам диалектики относятся еще принцип детерминизма, то есть всеобщей причиной обусловленности  явлений и принцип объективности  рассмотрения, конкретности истины. Принципы диалектики могут быть выражены и  конкретизированы только через ее основные понятия – категории и законы.

Категории – элементы диалектики. Это наиболее общие понятия, охватывающие различные области реальности. В категориях человек систематизирует знания.

Категории представляют собой наиболее подвижную часть  диалектики. Категории есть универсальные  понятия. Во–первых, они отражают наиболее общие свойства связей и отношений  объектов реальности. Во–вторых, является ступенями проникновения человека в окружающий мир. В-третьих, категории  важнейшие формы описания и разъяснения  развития всего разнообразия бытия. Категории рассматриваются в  рамках законов и вне как «парные» категории.

Общее и  единичное. Философия начинается с различения общего и единичного (частного, отдельного). Поэтому и в современной философии продолжаются дискуссии по пониманию общего и единичного, восходящие к античной и средневековой философии. Еслиобщее ориентирует на поиск закономерного, родового, то единичное связано со специфическим.

Сущность  и явление. Общее и единичное в их взаимосвязи выражаются как сущность и явление. В то же время существенное не обязательно общее. Философия исследует сущее, то есть сущности, поэтому за категориями сущности и явления богатая традиция философствования – от Платона до современной философии. В самом общем виде, сущность - основная, исходная связь, а явление – выражение сущности, доступное чувственному познанию. Но за явление может быть принята видимость , в таком случае и явление, и сущность ускользают от познания, остаются в какой-то мере «вещью – для – себя». Отсюда ошибки и высший смысл философствования.

Форма и  содержание. Если способ организации системы называется структурой, то способ организации целого называется формой. Содержание есть совокупность частей целого или – в другом понимании – совокупность основных связей целого. Во втором понимании содержание перекликается с сущностью. Аристотель соотносил форму с материей. Соотношение формы с содержанием впервые установил Гегель.

Причина и следствие. Взаимодействие приводит к возникновению новых вещей и процессов. Явление, порождающее другие явления, называется причиной, при этом порождаемое явление есть следствие. Так существуют причинно-следственные связи. Признание причинной обусловленности всех явлений – принцип детерминизма, отрицание детерминизма есть индетерминизм. Механизм детерминации близок к сущности, его исследование непросто, но возможно.

Возможность и действительность. Следствие как  реализация причинно-следственной связи есть действительность (то, что есть). Причина как символ следствия есть возможность (то, что может быть). Например, жизнь есть возможность смерти. А смерть есть возможность жизни? Возможность, взятая с ее количественной стороны, есть вероятность. Вероятность выражает степень близости возможности к действительности. Выделяют формальные и реальные возможности. Но и формальная возможность иное, чем невозможность.

Случайность и необходимость. Связь, где реализуется одна возможность, называется необходимостью, а несколько возможностей – случайностью. Необходимость как неизбежность, жесткая и однозначная связь и понимается однозначно. Иное дело множественность как случайность. В философии случайность трактуется как реальность, в истории философии была влиятельной концепция, где случайность есть непознанная необходимость, то есть неизвестная необходимость и есть случайность. Необходимость и случайность могут быть выражены категорией вероятности: реальная возможность ближе к необходимости, а формальная – к случайности. В философии есть разное понимание соотношения случайного и закономерного: случайное признается закономерным или незакономерным, зачастую случайность употребляется как отсутствие закономерности. Материалистическая диалектика исходит из закономерности необходимости и случайности.

Понятие закон. Основные законы диалектики.

Закон – есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других, что имеет практическое значение. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

Фундаментальными  законам и  материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицание отрицания.

I. Закон единства и борьбы противоположностей - составляет ядро диалектики, так как раскрывает источник диалектического изменения, развития. Борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменения. Закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

II. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает, каким путем возникает новое. Единство, взаимосвязь качества и количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития.  Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с  переходом всей системы в новое качественное состояние.

III. Закон отрицание отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Основные понятия закона: Старое и новое. Понятие отрицания.

Говоря об определенных фрагментах действительности (природной  или социальной) нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектическое единство. Новое – это преобразованное старое. Старое – для нового является основой развития. Замена старого новым обозначается понятием «отрицания», которое выражает определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта.Закон отрицание отрицания, опираясь на два других закона, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.

Синергетика как  наука о самоорганизации систем.

Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) - наука, изучающая системы, состоящие  из многих подсистем самой различной  природы; наука о самоорганизации  простых систем и превращения  хаоса в порядок. Термин «синергетика» ввел в научный обиход английский физиолог Ч.С. Шеррингтон более ста лет назад.

Под самоорганизацией понимается появление определенного порядка в однородной массе и последующего совершенствования и усложнения возникающей структуры, т.е. образование структуры происходит не за счет внешнего воздействия, а за счет внутренней перестройки.

Почему целое может  обладать свойствами, которыми не обладает ни одна из его частей? В чем человек  видит сложность окружающего  его мира? Почему, зная фундаментальные  физические законы, мы не можем предсказывать  поведение простейших биологических  объектов? Как согласовать следующую  из классической термодинамики тенденцию  к установлению равновесия с переходом  от простого к сложному, от низшего  к высшему, который мы видим в  ходе биологической эволюции?

Перечисленные вопросы еще  совсем недавно можно было бы смело  назвать общефилософскими и отнести  к той науке, которые представляет собой учение об общих принципах  пребывания человека в мире, взаимодействия человека с миром и его преобразования - а наукой этой является философия. И, на самом деле, не более как  полтора десятилетия назад эти  вопросы специалисты относили к  компетенции философии. Сейчас же они  встают в конкретном контексте физических, химических, биологических задач. В  их решении все больше помогает теория самоорганизации, или синергетика. Почему, однако, общефилософские вопросы вдруг стали предметом рассмотрения теории синергетики и почему в этом возникла необходимость? Что стало причиной возникновения науки самоорганизации, какие причины привели к возникновению этой науки, чем отличается взгляд на мир этой науки от представлений, выработанных раньше? Попробуем ответить на эти вопросы.

Очевидно, что системы, существующие в природе, безусловно, не похожи на те, которые созданы человеком  и существенно отличаются от них. Для систем, существующих в естественной природной среде, характерны устойчивость относительно внешних воздействий, возможность к самоусложнению, развитию, росту, самообновляемость и согласованность всех составных частей. Для систем же, являющихся творением рук человеческих, свойственны такие черты, как резкое ухудшение функционирования даже при сравнительно небольшом изменении внешних воздействий или ошибках в управлении. При этом сам собой напрашивается вывод: нужно позаимствовать опыт построения организации, накопленный природой, и использовать его в нашей деятельности. Отсюда вытекает одна из задач синергетики: выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. В отличие от кибернетики здесь акцент делается не на процессах управления и обмена информацией, а на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении. При решении задач в самых разных областях от физики и химии до экономики и экологии, создание и сохранение организации, формирование упорядоченности является либо целью деятельности, либо ее важным этапом. Покажем это на следующих примерах.

Информация о работе Проблема прогресса