Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 03:55, реферат
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение.
1).Проблема смысла жизни человека………………………………3-4
2). Соловьев и Бердяев как представители русской религиозной философии……………………………………………………………5-8
3). Дайте развернутое определение понятиям: …………………..9-10
-абстракция
-антропоцентризм
-эмпиризм.
4). Составьте таблицу, раскрывающую сущность трех познавательных феноменов: объяснение, понимание, рефлексия...11
5) .Как вы думаете, при каких условиях (внутренних или внешних) человеку удается полностью реализовать свой творческий потенциал?.............................................................................................12
6) Список литературы………………………………………………...13
Философия - одна из древнейших
областей знания, духовной культуры. Зародившись
в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае,
Древней Греции, она стала устойчивой
формой сознания, интересовавшей людей
все последующие века. Призванием
философов сделался поиск ответов
на вопросы, да и сама постановка вопросов,
относящихся к мировоззрению. Уяснение
таких вопросов жизненно важно для
людей. Это особенно ощутимо в
эпохи перемен с их сложным
сплетением проблем - ведь именно тогда
активно проверяется делом и
преобразуется само мировоззрение.
Так в истории было всегда. Но,
пожалуй, никогда еще время не
ставило так остро задач
Сегодня философия – это система взглядов на мир, как единое целое.
Философия – это рациональное отношение к миру, т.е. осмысления мира в форме понятий, суждений, умозаключений, а значит – это теоретическое отношение к миру. Философствовать – это, значит, прелагать свои духовные силы к предмету познания, для того чтобы выработать свои собственные мнения. Философы заняты поиском гармоний между достижением культуры и жизней отдельного человека, его опыта.
1).Проблема смысла жизни человека………………………………3-4
2). Соловьев и Бердяев как представители
русской религиозной философии………………………………………………………
3). Дайте развернутое определение понятиям: …………………..9-10
-абстракция
-антропоцентризм
-эмпиризм.
4). Составьте таблицу, раскрывающую сущность трех познавательных феноменов: объяснение, понимание, рефлексия...11
5) .Как вы думаете, при каких
условиях (внутренних или внешних) человеку
удается полностью реализовать свой творческий
потенциал?....................
6) Список литературы………………………………………………..
1.Проблема смысла жизни человека
Рассматривая вопрос, уместно
выявить, как эта проблема рассматривалась
в различные эпохи. Ряд толкователей
проблемы пытались уменьшить значение
самоценности человеческой жизни путем
призывов к самоотречению и жертвенности
во имя будущих поколений. Но человек
должен быть счастлив не в чужой, а
в своей жизни. Счастлив не за счет
других и не в ущерб другим. Суть
проблемы сжато выражается в форме
вопроса: "Для чего жить?". Есть,
пишет французский философ А.
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.
Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие.
Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в своей книге "Время человеческого бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.
Эти общие представления
о смысле жизни должны трансформироваться
в смысл жизни каждого
2. Соловьев и
Бердяев как представители
Вся история русской религиозной
философии демонстрирует
Знакомство с русской религиозной философией невозможно без знакомства с ее крупнейшими, знаковыми фигурами. И первым в этом ряду стоит, безусловно, Владимир Соловьев.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900), выдающийся русский философ, поэт, публицист, литературный критик, сыгравший значительную роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX - начала XX веков. Соловьев стоит у истоков русского духовного ренессанса начала XX в. Соловьев оказал влияние на религиозную философию Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, а также на поэзию и теорию русского символизма А.Белого, А.Блока и др.
Основной же идеей религиозной
философии В. С. Соловьева была идея
Софии — Души Мира. Речь идёт о
мистическом космическом
Реализация Софии, согласно учению В. С. Соловьева, возможна трояким способом: 1) в теософии формируется представление о ней, 2) в теургии она обретается, 3) в теократии она воплощается. Теософия — дословно Божественная мудрость.
Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. В. С. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье. Теургия — дословно боготворчество. В. С. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими. Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли В. С. Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
Философия Бердяева
Николай Александрович Бердяев
(1874 — 1948) — наиболее крупный представитель
русской идеалистической
Сам Бердяев определял
свою философию как “философию субъекта,
философию духа, философию свободы,
философию дуалистически-
Другое отличие философии
Бердяева от традиционного («
Из вышесказанного следует, что Бердяева скорее стоило бы назвать экзистенциально мыслящим философом, а не просто последователем философии экзистенциализма как сложившегося течения со свойственной ему терминологией. «Моя окончательная философия, - писал он, — есть философия личная, связанная с моим личным опытом. Тут субъект философского познания экзистенциален'». Понятия «экзистенциальный тип мышления» и «экзистенциализм» — не одно и то же.
Первое носит более широкий характер и обозначает метод философствования, свойственный не только теоретикам экзистенциализма, но и философии жизни, творчеству
Достоевского и других
«экзистенциальных» писателей. И не
случайно сам Бердяев в разных
местах определяет свои взгляды не
только как философию «
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
3. Дайте развернутое определение понятиям:
-абстракция
-антропоцентризм
-эмпиризм.
- Абстра́кция (от лат.
abstractio — «отвлечение») — отвлечение
в процессе познания от