Проблема смысла жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 03:55, реферат

Описание

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение.

Содержание

1).Проблема смысла жизни человека………………………………3-4

2). Соловьев и Бердяев как представители русской религиозной философии……………………………………………………………5-8

3). Дайте развернутое определение понятиям: …………………..9-10
-абстракция
-антропоцентризм
-эмпиризм.

4). Составьте таблицу, раскрывающую сущность трех познавательных феноменов: объяснение, понимание, рефлексия...11

5) .Как вы думаете, при каких условиях (внутренних или внешних) человеку удается полностью реализовать свой творческий потенциал?.............................................................................................12

6) Список литературы………………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 37.39 Кб (Скачать документ)

В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно  данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый  и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином «абстракция».

В европейской философии  и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения  реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости  обсуждаемого понятия называется уровнем  абстракции. В зависимости от целей  и задач, можно рассуждать об одном  и том же объекте на разных уровнях  абстракции.

 

 

- Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.  Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики, и некоторые философы нового времени.

 

Антропоцентризм – тип  мировоззрения, согласно которому в  центре Вселенной находится человек, который сам представляет огромную безграничную вселенную. Мир осмысляется  с точки зрения конкретного человека с его системой взглядов на окружающую действительность. В антропоцентризме мерой и критерием истины является сам человек, который выбирает для  себя, что считать истинным, а  что ложным. 

Согласно американскому  медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм  возник как результат двух исторических образований:

► модели современного демократического государства, сложившейся посредством  завоеваний и колонизации того, что  сейчас называется развивающимся миром.

► иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано  для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.

В философии под антропоцентризмом  понимается сосредоточие философских  исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию  мировоззрению монотеистических религий (Тео центризму, господствовавшему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (косм центризму), где в центре всего находится космос. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

 

- Эмпири́зм, эмпирицизм (от  др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление  в теории познания, признающее  чувственный опыт источником  знания и считающее, что содержание  знания может быть представлено  либо как описание этого опыта,  либо сведено к нему. Противостоит  рационализму и мистицизму. Для  эмпиризма характерна абсолютизация  опыта, чувственного познания, принижение  роли рационального познания (понятий,  теории). Как целостная гносеологическая  концепция эмпиризм сформировался  в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас  Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма  присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

- Эмпиризм - философское  направление, видящее в опыте  единственный источник познания. В метафизике направление это  охватывает весьма разнообразные  точки зрения, то переходя в  догматически системы известного  типа, то превращаясь в скептицизм.

 

 

4. Составьте   таблицу, раскрывающую сущность  трех познавательных феноменов:  объяснение, понимание, рефлексия.

 

объяснение

понимание

рефлексия

Объяснение - функция научного исследования, состоящая в раскрытии  сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона,которому подчиняется данный объект.

 

ОБЪЯСНЕНИЕ

 — рассуждение, посылки  которого содержат информацию, достаточную  для выведения из нее описания  объясняемого явления.

 

Объяснить – значит пролить  свет на какой-либо более или менее  запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем  установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую  может быть включен и частный  случай.

Понимание -  универсальная  операция мышления, связанная с усвоением  нового содержания, включением его  в систему устоявшихся идей и  представлений .

 Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

 

Разобраться в феномене понимания  непросто — потому, что понимание  не существует в каком-то изолированном  виде, оно связано со всеми —  без преувеличения — другими  психическими процессами.

Понимание связано с мышлением, с памятью, с эмоциями, с воображением…

В современных энциклопедиях  рефлексия определяется как "форма  теоретической деятельности общественно-развитого  человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного  мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и  сравнения; в узком смысле - новый  поворот духа после совершения познавательного  акта к «я» (к центру акта) и его  микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного  .

 

 В философии - форма  теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных  действий и их законов знанного".


 

 

5.Как вы думаете,  при каких условиях (внутренних  или внешних) человеку удается  полностью реализовать свой творческий  потенциал?

 

Творческий  потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность  и границы его участия в  трудовой деятельности.

Творческий  потенциал интеллектуально одаренного человека характеризует его личность в целом и представляет собой систему когнитивных и не когнитивных компонентов, представленных интеллектуальными (оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения), и личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, рефлексивными и ценностно-смысловыми) характеристиками в их взаимодействии.

Творчество  рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую  функцию, и как основа внутреннего  механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество есть выход  за пределы заданного, в нем проявляется  также активность бессознательных  психических процессов. Творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.

Внешние факторы играют значительную роль в  развитии творческого потенциала, однако созидающей силой и его ядром  являются внутренние факторы …

Важно оценить  творческий потенциал каждого человека, чтобы помочь ему и дать возможность  развиваться в дальнейшем в нужном русле.

 

 

                             Список литературы.

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник для Вузов. - М, 1996.
  2. Большаков А. В., Грехнев В. С. Основы философских знаний. Курс лекций для 
    студентов Ссузов. - М., 1997 (библиотека БТТ)
  3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия. Учебное пособие. - М., 1997 (библиотека БТТ)
  4. Джон Милль, «Система Логики» и «Исследование философии с. Вильяма Гамильтона»;
  5. Спенсер, «Психология» (преимущественно IV-й том, заключающий в себе теорию познания Спенсера);
  6. Лаас, «Идеализм и позитивизм»;
  7. Тэн, «Об уме и познании» (пер. под ред. Страхова);
  8. Дюринг, «Курс философии»;
  9. Льюис, «Вопросы жизни и духа»;
  10. Трубецкой С. Н., История древней философии, М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1906
  11. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — С. 327—345.
  12. Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123.
  13. Мамардашвили М. К. Философия — это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понима

 


Информация о работе Проблема смысла жизни человека