Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание

Альберт Эйнштейн
Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Тема "жизнь, смерть, бессмертие" необъятная. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. В той или иной мере на эту тему высказывались почти все философы. В комплексном виде (в триединстве "жизнь–смерть–бессмертие") она разрабатывалась Платоном, Гегелем, некоторыми русскими философами. В отечественной философии последних десятилетий — И.Т.Фроловым,

Содержание

Стр 3-13…. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии.
Стр 13-22…. Русская философия 19 века. Филосовские идеи западников и славянофилов.
Стр 22-30…. Филосовские работы и мысли К.С.Аксакова. Статья «Обозрение современной литературы» (1857 г).
Стр 31…. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

КР Философия.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По предмету: Философия

Кафедра Философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: «Экономика и управление на предприятии»

Курс 1 Шифр

Дата регистрации работы:___________________

 

 

 

2011г

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Стр 3-13….  Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии.

 

Стр 13-22…. Русская философия 19 века. Филосовские идеи западников и славянофилов.

 

Стр 22-30…. Филосовские работы и мысли К.С.Аксакова. Статья «Обозрение современной литературы» (1857 г).

 

Стр 31…. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии.

 

 

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

                            Альберт Эйнштейн

 

              Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми.              Тема "жизнь, смерть, бессмертие" необъятная. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. В той или иной мере на эту тему высказывались почти все философы. В комплексном виде (в триединстве "жизнь–смерть–бессмертие") она разрабатывалась Платоном, Гегелем, некоторыми русскими философами. В отечественной философии последних десятилетий — И.Т.Фроловым, И.В.Вишевым.

              Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед людьми вопрос о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом человека.

              Нужно четко различать понятия "смысл жизни" и "цель жизни". Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

              Безусловно, правы многие современные философы,  утверждая,  что  выбор смысла жизни зависит от многих факторов  -  объективных  и  субъективных.  К объективным  факторам  следует  отнести   социально-экономические   условия, сложившиеся в обществе, функционирующую  в  нем  политико-правовую  систему, господствующее  в  нем  мировоззрение,   сложившийся   политический   режим, состояние войны и мира и  т.д.  Значительную  роль  в  выборе  смысла  жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер,  рассудительность, практичность и т.д.

      В античной философии наблюдаются различные  решения  данного  вопроса.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном освобождается от оков бренного тела. Природа человека, считает Платон, определяется его душой, точнее, душой и телом, но с приматом души над телом, божественного бессмертного начала над смертным, телесным. По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально - разумную способность, вторая - вожделяюще-волевую, третья - инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни.

На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил: ”О том, чтобы умереть счастливым”. ”Тот, кто хочет быть бессмертным, - говорил он, - должен вести благочестивую и праведную жизнь”. ”Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших”.

В отличие от славянского язычества (основными мировоззренческими доминантами которого были антропоморфизация природы и натурализация человека) и эллинского типа культуры (где мерой всех вещей являлся героизированный человек) принятое Русью христианство диктовало качественно иную концепцию человека. Основой всех основ и мерой всех вещей стало высшее духовное субстанциональное первоначало.  Через осознание своей малости, греховности, даже ничтожности перед абсолютностью идеала и в стремлении к нему человек получил перспективу духовного развития, его сознание становится динамично направленным к нравственному совершенствованию. Совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать духовные подвиги становится стержнем личностного самосознания, поведения лучших представителей русского народа, гарантами его социального развития.

        Такое же многообразие точек зрения наблюдается и  на  всех  этапах

развития  европейской  философии. Кант  видел  смысл  жизни  в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в стремлении к счастью  на  основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс - в борьбе за коммунизм, Ницше -  в “воле к власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль -  в  достижении выгоды, пользы, успеха.

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.

Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на то, что стали появляться специфические психологические недуги и расстройства, прогрессирующие с особой силой, все они были связаны с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи описали «воскресные неврозы», когда после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце концов нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия. «Мне 22 года, — писал Франклу один американский студент. — У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, — какой во всем этом смысл?»

Вряд ли в минувшем столетии удастся найти хотя бы одну психологическую теорию личности, за которую ее создатель заплатил столь высокую цену. Метод Виктора Франкла вместе со своим создателем прошел уникальную «проверку на прочность» в самых чудовищных условиях фашистских концентрационных лагерей. Франкл не только выжил сам, но и помог десяткам других заключенных уцелеть и сохранить человеческое достоинство. «Логотерапия» Франкла это прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она дает возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу.

Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.

Для Франкла стремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни — это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки.

Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь смысл и особенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние.

Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.

Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.

Но каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное — это позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к самой тяжелой ситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души.

Интуитивно отыскивать глубокий смысл, кроющийся в важной или трудной ситуации, по Франклу, способна совесть. Совесть — это «смысловой орган», «высший судья», она помогает человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям, когда это требуется для сохранения своего достоинства и своих жизненных принципов. Человек свободен, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется тем смыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненных обстоятельств, ни окружения. Найти смысл — полдела; необходимо жить в соответствии с уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность.

Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск смысла — это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще. Смысл открывается постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств — искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизнью.

К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

В человеческом обществе проблема смертности и бессмертия осознается и решается как одна из важнейших проблем человеческого бытия. Многие философы связывают эту проблему с проблемой смысла жизни. И это справедливо, поскольку данная проблема заставляет человека, хочет он того или нет, осмысливать жизнь в целом.

              В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки  зрения осознания смысла смерти как завершающего  этапа  человеческой  жизни.  Перед лицом смерти человек способен понять  и  оценить  прожитую  жизнь,  наметить программу новой  жизни  на  основе  принятия  иных  ценностных  установок  и готовности их осуществить.

    Древние египтяне рассматривали земное существование  как  подготовку  к загробной  жизни.  Древние  японцы  считали,  что   человек   после   смерти продолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти  характерно для  таких  религий  как  буддизм,  зароастризм  (Иран),  иудаизм,   доасизм (Китай). Религиозно-философские движения в Древней Греции (VII -  VI  в.  до н.э.)  также  драматически  относились  к  смерти.  В  классический   период древнегреческой  философии  были  предприняты  попытки  преодоления   страха смерти. Платон создал  учение  о  человеке,  состоящем  из  двух  частей,  - бессмертной души и смертного  тела.  Смерть,  согласно  этому  учению,  есть процесс отделения души от  тела,  ее  освобождение  из  “темницы”,  где  она пребывает в земной жизни. Тело,  по  мнению  Платона,  в  результате  смерти превращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном  виде  впоследствии было воспринято христианством.

Информация о работе Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии