Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:37, контрольная работа
Что такое познание? Специфические признаки научного познания.В чём состоит единство чувственного и рационального познания, в чем их различие?Эмпирический и теоретический уровни познания.Методы эмпирического и теоретического уровней познания.К методам эмпирического познания относятся:
• Наблюдение;
• Эксперимент;
• Измерение.
Проблема сущности научного познания. Что значит знать?
Что такое познание?
Познание
– это творческая деятельность субъекта,
ориентированная на получение достоверных
знаний о мире. Познание является сущностной
характеристикой бытия культуры и в зависимости
от своего функционального предназначения,
характера знания и соответствующих средств
и методов может осуществляться в следующих
формах: обыденное, мифологическое, религиозное,
художественное, философское и научное.
Исходную структуру познания представляет
субъект – объектное отношение, где вопрос
о возможности адекватного воспроизведения
субъектом сущностных характеристик объекта
(проблема истины) является центральной
темой гносеологии (теории познания). В
зависимости от решения этого вопроса
в философии выделяются позиции познавательного
оптимизма, скептицизма и агностицизма.
Истина выступает в качестве универсальной
цели познания. При этом представления
об истине и путях ее достижения в контексте
историко-философской традиции конкретизировались
через разведение фундаментальных оппозиций
«знания и мнения» (античность), «разума
и веры» (средние века), «знания и незнания»
(Новое время). Понимание характера субъект
– объектных отношений обуславливает
соответствующие взгляды на природу познания.
Для классической философии процесс познания
– это созерцание, что предполагает пассивную
роль субъекта в восприятии внеположенных
ему абсолютных и неизменных законов объективной
действительности.
Специфические признаки научного познания.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.
Научное знание охватывает в принципе что-то все относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п.
Ключом и в житейском, и в научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания.
К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.
В
науке главное — устранить
все единичное, индивидуальное, неповторимое
и удержать общее в форме понятий.
Наука и искусство лежат в
разных плоскостях. Эти виды познания
мира черпают свой метод в природе
своего специфического содержания. Научное
знание держится на общем, на анализе,
сличении и сопоставлении. Оно «работает»
с множественными, серийными объектами
и не знает, как подойти к объекту подлинно
уникальному. В этом слабость научного
подхода.
В чём состоит единство чувственного и рационального познания, в чем их различие?
Чувственное познание.
И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.
Ощущение — это наиболее элементарная форма чувств.
Восприятие — это целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие).
Представление — это чувство, которое вспоминается или воображается. Итак, познание начинается с чувств.
Рациональное познание.
Главная
особенность рационального
Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.
Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.
Более того, реально значимыми понятия являются тогда, и только тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования - для реализации потребностей, для изменения, преобразования предметов, отношений природы и общества в ходе человеческой активной деятельности. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова языка, их выражающие, могут остаться неизменными.
«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.
При
этом практическая деятельность, в ходе
которой непрерывно возникает непосредственный
контакт органов чувств с предметами и
явлениями природы и общества, тесно связана
с мышлением, с понятиями, а теоретическая
деятельность проникнута чувственно-образными
элементами и тысячью нитей связана со
всеми формами практической деятельности.
Значит, проблема «чувственности» и «мышления»
реально существует как вопрос о специфике
и противоречивом взаимодействии двух
названных выше типов и уровней деятельности.
Эмпирический и теоретический уровни познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. “Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов”. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций “высшего порядка” — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Однако “на теоретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенной сводки эмпирических данных; теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а точнее, над ней и в связи с ней”.
Теоретический
уровень - более высокая ступень в научном
познании. “Теоретический уровень познания
направлен на формирование теоретических
законов, которые отвечают требованиям
всеобщности и необходимости, т.е. действуют
везде и всегда”. Результатами теоретического
познания становятся гипотезы, теории,
законы.
Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.
В
свою очередь, эмпирический уровень
научного познания не может существовать
без достижений теоретического уровня.
Эмпирическое исследование обычно опирается
на определенную теоретическую конструкцию,
которая определяет направление этого
исследования, обуславливает и обосновывает
применяемые при этом методы.
Методы эмпирического и теоретического уровней познания.
Информация о работе Проблема сущности научного познания. Что значит знать?