Проблема сущности научного познания. Что значит знать?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание

Что такое познание? Специфические признаки научного познания.В чём состоит единство чувственного и рационального познания, в чем их различие?Эмпирический и теоретический уровни познания.Методы эмпирического и теоретического уровней познания.К методам эмпирического познания относятся:
• Наблюдение;
• Эксперимент;
• Измерение.

Работа состоит из  1 файл

ПТК по философии.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

       На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

       Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического эмпирического исследования и др.

       К методам эмпирического познания относятся: 

     
  • Наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Измерение.

       Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

       Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием  объекта познания. Наблюдение как метод познания более или мене удовлетворяло потребности наук, находящихся на описательно-эмпирической ступени развития. Дальнейший прогресс научного познания был связан с переходом многих наук к следующей, более высокой ступени развития, на которой наблюдения дополнялись экспериментальными исследованиями, предполагающими целенаправленное воздействие на изучаемые объекты.

       Эксперимент – это более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

       Эксперимент обладает рядом важных присущих только ему особенностей. Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т.е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования.

       Во-вторых, в ходе эксперимента объект может  быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия. В таких искусственно созданных условиях удаётся обнаружить удивительные. Порой неожиданный свойства объекта.

       В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор  может вмешиваться в него, активно  влиять на его протекание

       В-четвёртых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

       Эксперимент включает в себя и другие методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение).

       Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или свойств, сторон изучаемого объекта.

       Важной  стороной процесса измерения является методика его проведения. Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения. Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствует прогрессу в научных исследованиях.

       К методам теоретического познания относятся:

  • Абстрагирование;
  • Идеализация;
  • Формализация;
  • Индукция;
  • Дедукция.

       Абстрагирование. Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщённым представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т.е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.

       В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к воспроизводимым  в мышлении абстрактным представлениям о них. При этом чувственно-конкретное восприятие как бы испаряется до степени  абстрактного определения. Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то – менее существенных - свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией.

       Идеализация. Мысленная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определённых изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов.

       Изменения объектов, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться так же путём наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности несуществующими.

       Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющий отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого некоторым количеством знаков.

       В результате создаётся формальная знаковая система в виде определённого  искусственного языка. Важным достоинством этой системы является возможность проведения в её рамках исследование какого-либо объекта чисто формальным путём без непосредственного обращения к этому объекту.

       Другое  достоинство формализации состоит  в обеспечении краткости и  чёткости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

       Индукция есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных предпосылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Индукция широко применяется в научном познании.

       Дедукция есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к. частному. 

       Что такое интуиция?  Ее виды.

       Интуиция - ситуативно возникающее знание, воспринимаемое как догадка, представляет собой процесс, который не осознается. Источник и причины получения этого знания не идентифицируемы, доказать их достоверность не предоставляется возможным. Интуиция связана с ситуациями неопределенности. Играя важную роль в получении нового знания как в обыденной жизни, так и в науке и искусстве, она является составляющей частью творческого процесса.

       Понятие "интуиция" употребляется в  науковедческих дисциплинах в двояком смысле: чаще всего как интуиция-догадка, усмотрение результата "скачком", без промежуточных рассуждений. Другой смысл, в котором об интуиции обычно говорят философы, заключается в том, что любой дедуктивный вывод, сделанный на основе обобщения совокупности наблюдаемых явлений, является интуитивным суждением, поскольку логически недоказуем. Например, утверждение о том, что установленный закон имеет всеобщую значимость, невозможно проверить средствами формальной логики. Он может быть подтвержден или опровергнут только практикой применения, проверкой его предсказаний и иными внелогическими средствами. Е.Л. Фейнберг называет первый тип интуиции "интуицией-догадкой" или "эвристической интуицией", тогда как второй - "интуицией-суждением".

       Виды  интуиции.

       Г. Клэкстон выделяет следующие виды интуиции:

     1. экспертиза (нерефлексивное выполнение сложных высококвалифицированных действий);

     2. имплицитное научение (способ приобретения знаний с помощью неосознанных неконцептуальных средств);

     3. суждение (принятие точного решения и осуществления категоризации при невозможности объяснить или доказать их);

     4. чувствительность (повышенная внимательность, как сознательная, та и неосознаваемая, к деталям ситуации);

     5. размышление (процесс "пережевывания" опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него новые значения);

     6. креативность или использование инкубирования (фазы в решении проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается, и человек занимается несвязанными с проблемой делами) и воображения при продвижении в решении проблемы.

       Наличие фазы инкубации, т.е. бессознательной  работы над проблемой и интуитивного возникновения замысла, выделяется рядом ученых (Т. Рибо, Г. Уоллас, П.К. Энгельмейер и др.) как важная составляющая часть творческого процесса. 

       Что такое этика науки?

      Человек, входящий в современную науку, исследовательский  процесс в которой часто касается столь сложных вещей, связанный  с определенным моральным выбором  и моральной ответственностью, должен знать, что такое этика науки. Изучение такого раздела должно быть частью знакомства с философией и методологией науки.

      Этика науки представляет собой философское  и социологическое изучение взаимоотношений  науки и морали: а) в плане воздействия  науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений и б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых. 

       В связи с чем  возникает и в  чем состоит социальная ответственность ученого?

       Одним из проявлений ответственности научного творчества является способность ученого  освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись  к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. 
 
 
 

Информация о работе Проблема сущности научного познания. Что значит знать?