Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:13, реферат
Понятие “свобода” известно давно — еще до нового летоисчисления. В Европе-оно приобрело свой философский статус в поучениях Сократа, в работах Платона и Аристотеля, Демокрита и Эпикура. О свободе размышляли стоики (Марк Аврелий, Сенека) и другие мыслители древности.
адекватную реакцию окружающих и в отношении самого себя.
Существует, правда, точка зрения, что зло никогда не выбирается свободно.
Напротив, “нас непроизвольно тянет, влечет или гонит к нему; поскольку зло нас
“привлекает”, в этом самом акте влечения ко злу мы уже теряем нашу свободу;
подлинно “свободно” мы стремимся только к добру...” (Франк С. Л. Соч.
с. 541). Вопрос о том, виноваты ли мы в том, что Бог снабдил нас такой
сомнительной, неустойчивой свободой, которая может вести ко злу, остается, по
Франку, в стороне. Другими словами, предполагается как данность, что
злонамеренность коренится в самом человеке, как и доброта. При таком подходе
надо признать, что зло неистребимо и борьба с ним бесперспективна. Пока зло на
Земле не искоренено, но неужели человек смирится с таким положением на “веки
вечные”?
По Новому Завету, “добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой
человек из злого сокровища выносит злое” (МФ 12:35). Неимоверно сложная
задача стоит перед людьми: как добиться, чтобы все сокровища, а
следовательно, и люди стали добрыми?
“Добро и зло. Самые древние сущности. Вечно противостоящие друг другу.
Веками длится их борьба. С переменным успехом. Сменой декорации. Иногда это
походит на вселенский балаган. Ибо перекрашивались одеяния. Герои зла одной
эпохи становились рыцарями добра в другой. Хорошее на сегодня вдруг
становилось плохим на завтра. Актеры быстро все забывали, меняясь местами в
продолжавшейся драке” (Витасофия. М., 1991, с. 202).
В любом государстве, а в современной России, видимо, в особенности,
осуществление свободного волеизъявления личности должно сочетаться с
выполнением ею конституционных обязанностей и несовместимо с действиями,
причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, ментальным
основам жизни и здоровью населения, защите прав и свобод других лиц.
Трактовка свобод человека не должна допускать их одностороннего толкования:
жить в обществе и быть независимым от общества нельзя. Подлинная свобода
альтернативна несвободе во всех ее проявлениях. В то же время она
несовместима с безответственностью, вседозволемностью, распущенностью,
анархистским своеволием, волюнтаризмом индивида, жизненное кредо которого
чрезвычайно примитивно и эгоцентрично: “Делай, что хочешь”.
С этим девизом себялюбцев фактически смыкается широко рекламировавшийся у нас
в конце 80-х гг. постулат: “Все разрешено, что не запрещено законом”. Что
это означает на практике? Только ли законопослушание? Отнюдь нет. Ведь даже
законопослушные люди ориентируются при этом на допустимость аморального
поведения, безнравственных поступков. Поскольку общеобязательных, “писаных”
законов в области морали не существует, выходит, что может быть
санкционирована “антимораль”? В жизни так и получается, что повсеместно дают
о себе знать не урегулированные законом акты циничного попрания традиционных
правил общежития, вопиющая бездуховность, грубость и хамство, нравственная
глухота. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный
выбор.
В правовом государстве не только Конституция как Основной закон, но и другие
законные и подзаконные акты, правовые нормы, ведомственные и прочие, идущие
от государственных органов, предписания и инструкции должны не противоречить
высоким требованиям морали, более того, они призваны соответствовать им и
укреплять их. В России органичное сочетание свободы и ответственности
граждан является необходимой предпосылкой нормального функционирования
государственных и общественных институтов; соблюдения законности и
правопорядка; повышения общей и политической культуры; эффективной борьбы с
преступностью, бюрократизмом.
Свобода порождает добро, а несвобода, рабство во все времена плодили зло. На
исходе XX в. вопрос о полном торжестве добра над злом в большей степени ;
риторический, чем практический. Но времена меняются и все-таки к лучшему, множа
основания и аргументы для социального оптимизма. Если счастье — это “добро,
искомое ради самого себя” (Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата,
1970, с. 289),
то свободные добрые люди
счете, принадлежит именно им.
Информация о работе Проблема свободы и ответственности человека