Проблема "Восток-Запад-Россия" в трудах русских философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:18, реферат

Описание

Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее «забытой и проклятой» отечественной религиозно-идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.

Содержание

Введение:
1. Русская философия.
2. Философия славянофилов и западников.
3. Выводы по данной теме.
4. Особенности и общая характеристика.
4.1. Славянофильство и западничество.
Словарь терминов.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы философии..doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

Камышинский технологический институт (филиал)

Волгоградского  Государственного Технического Университета  
 
 

Кафедра: «Гуманитарные науки»

Факультет: «Экономика и менеджмент»  
 
 

РЕФЕРАТ

по учебной  дисциплине «Философия» 

на тему:

«Проблема «Восток – Запад  – Россия» в  трудах русских философов»  

  
 
 
 

                                                          Выполнила: студентка группы

                                 КМЕН- 082(св)

                                           Курсекова О.В.   

                                                    Проверила: Зав. кафедрой

                                           Димитрова С.В.  
 
 
 
 

Камышин-2009г.

ПЛАН:  

Введение:

1. Русская философия.

2. Философия славянофилов и западников.

3. Выводы  по данной теме.

4. Особенности и общая характеристика.

4.1. Славянофильство  и западничество.

Словарь терминов.  

Список  использованной литературы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ:

1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 

    Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее «забытой и проклятой» отечественной религиозно-идеалистической  мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота  их не случайна: проблема специфики русской философии уходит  своими  корнями  в осмысление  особенностей  отечественной  культуры,  русского   национального самосознания и в исследование взаимодействия  философствования  в России  с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.

    Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии — сквозная  для русской мысли серебряного века. Лишь  немногие  ее  представители  исключали Россию из этого процесса,  полагая,  что  кризис  больно  ударил  только  по западной культуре, а Россию, как говорится,  "бог  уберег".  Большинство  же крупных  российских  мыслителей  придерживались  того  мнения,  что   кризис затронул и Россию как европейскую  страну,  захватил  русскую  культуру  как составную  часть  европейской  (или   евроазиатской)   культуры.   Признавая существование данного кризиса, русские философы рубежа XIX-XX  вв.  в  своих сочинениях огромное место уделяли поискам новых путей  развития  как  вообще мировой цивилизации, так и русской культуры в частности.  Проблема  «Восток – Запад» в этом контексте стала во главу угла.

    Русская философия всегда  отличалась  полярностью.  Два  ее  важнейших

направления – западничество и славянофильство  –  основным  вопросом  споров которых было формулирование законов исторического  пути  России,  стремились осознать не только место России на мировой политической  и  духовной  арене, но  и  определить  каким  образом  культура  Востока  и  Запада  повлияла  и продолжает влиять на русскую культуру и как это влияние может отразиться  на ее будущем. Таким образом, выбрав в качестве  объекта  своих  историософских построений судьбу  России,  русские  философы  обоих  направлений  неминуемо приходили к проблеме «Восток-Запад-Россия».

    В начале XX в.  представители  русской  философской  мысли  подвергают резкой критики однобокость и замкнутость позиций славянофилов и  западников. Пытаясь найти компромисс между восхвалением «европеизации» русской  культуры и обожествлением русской самобытности, они  стараются,  опираясь  на  анализ катастрофических по своей сути  политических  событий  мирового  масштаба  – русской революции и первой  мировой  войны  –  осознать  тот  путь,  которым пойдет  человечество  в   изменившимся   мире.   Империализм,   колониальная политика, поиск новой духовности для находящейся в кризисе  культуре  Запада – основные темы этих размышлений. Восток воспринимается в них  как  источник новых духовных сил, Россия – как проводник этих сил в Европу.

    Сегодня,  в  современном   мире,   проблема   «Восток-Запад-Россия»,   столь волновавшая русских ученых конца XIX-начала XX столетий, не менее,  если  не более актуальна. Понятие «межнациональный конфликт», увы, прочно входит в нашу жизнь.  И  это  касается  не  только  России,  для которой,  как  для  многонационального  государства,  расположенного  как  в Европе, так и в Азии, их  активизация  крайне  опасна.  Конфликт  Востока  и Запада сегодня для многих очевиден и, что самое важное,  крайне  опасен  для всего мирового сообщества. Именно поэтому оценки русских ученых,  касающиеся проблемы «Восток-Запад», создание  которых  относится  к  периоду  «золотого века» русской философии, их анализ сегодня  актуален  как  никогда.  История есть опыт, накопленный человечеством.  История  философии  содержит  в  себе варианты ответов на многие из стоящих перед нами и сегодня острых вопросов.

    Целью данной работы  является  рассмотрение  и  анализ  взглядов  двух

русских  философов   на   проблему   «Восток-Запад»   -   славянофила А.С. Хомякова и западника П.Я. Чаадаева.   Авторская   оценка   приводимых учеными доказательств своих теорий необходима.

    Цель работы определяет решаемые в  ней  задачи:  показать  особенности

взглядов  Хомякова и Чаадаева на проблему «Восток-Запад», провести краткий сравнительный их  анализ,  в  особенности  той  части  их  взглядов, которые  раскрывают  место  России  в  дилемме  «Восток-Запад». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФИЛОСОФИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ  И ЗАПАДНИКОВ.

    Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х – 40-х гг. XIX в.  о месте России в мировой истории оформились славянофильство, и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

    Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

    Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.

    При написании этого реферата  я воспользовалась книгами следующих авторов: В.П. Кохановский, В.С. Сизов, В.А. Канке. 
 
 
 
 
 
 

    3. ВЫВОДЫ

    По своему содержанию русская  философия универсальна, она исследует  различные темы. Нестандартность,  противоречивость социального бытия  обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX – начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

    Проблемы особенностей русского  самосознания и культуры, судеб  России, ее роли в преображении  человечества разрабатывались русскими  философами в начале века на  основе выдвинутой В.Соловьевым  «русской идеи» (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е.Трубецким, В.Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного. По мнению Н.Бердяева, русская философская мысль XIX – ХХ в. выработала самобытную национальную концепцию культуры, которая отражает в полной мере характер и призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. Поэтому большевизм и стал судьбой России, ее частью. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. И хотя эти мысли Бердяева оказали огромное воздействие на целые поколения исследователей истории, судеб России, ими, конечно, не исчерпана эта вечная тема. Поэтому дискуссии вокруг этой проблемы не прекращаются и сегодня.

      4. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

    При характеристике особенностей развития философии России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вред возможен».

    Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

    С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

    С другой стороны – эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались, прежде всего, с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, В. Соловьева, Н.Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

    При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф.Лосевым, который показал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».

    С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы началось становление русской философии, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

    Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Информация о работе Проблема "Восток-Запад-Россия" в трудах русских философов