Проблема "Восток-Запад-Россия" в трудах русских философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:18, реферат

Описание

Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее «забытой и проклятой» отечественной религиозно-идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.

Содержание

Введение:
1. Русская философия.
2. Философия славянофилов и западников.
3. Выводы по данной теме.
4. Особенности и общая характеристика.
4.1. Славянофильство и западничество.
Словарь терминов.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы философии..doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

    Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в рамках западничества, были хорошо известные мыслители и общественные деятели: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев. В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными методами.

    Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Под влиянием философии Гегеля они стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества. Затем подкрепили свои социалистические убеждения, идеями антропологического материализма, ссылаясь на присущие человеческой природе стремления к свободе и социальному равенству.

    «Человек, - пишет В.Г.Белинский, - родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,…его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

    Белинский считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. Говоря о том, каким образом может быть установлен справедливый строй, он писал: «по-маратовски» - путем насильственного переворота, ибо «… смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови». При этом в отличие от Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в социалистические инстинкты русского крестьянина. Вместе с тем А.И.Герцен, так же как и В.Г.Белинский, считал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание. 

    Одним из наиболее радикальных представителей западничества в России был М.А.Бакунин (1814 – 1876), проповедовавший идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом.

    Обоснование и защиту анархических идей М.А.Бакунин ведет с позиций антропологического материализма и идей Гегеля о диалектической ценности и внутренней неизбежности отрицания. Исходя, из этих основополагающих принципов М.А.Бакунин рассматривает исторический процесс как результат «борения начал» - животности и человечности. Основу исторического процесса, по его мнению, составляют следующие три принципа: человеческая животность, мысль и бунт. История представляет собой постепенное отрицание первобытной животности человека и утверждение человечности, которая в свою очередь подвергается угнетению со стороны церкви и государства. Это противоречие должно будет разрешиться с помощью бунта, коренящегося в «естественной природе» человека как извечного стремления человечества не удовлетвориться той степенью свободы, которая каждый раз достигается в общественной жизни, но которая по своей сущности не может быть полной. Для того чтобы приблизить желанное время свободы, надо «разнуздать народную анархию» против двух основных учреждений общества – церкви и государства.

    Анархия, утверждал Бакунин, - «это стихийное, огромное, полное страсти и энергии, анархическое, разрушительное и дикое восстание народных масс». «Полное и всеобщее разрушение» путем анархической революции стало программной установкой Бакунина при обосновании неизбежности социалистической революции.

    Идеал социализма Бакунин видел в том, что на развалинах государств обоснуется общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. Таков был революционный романтизм М.А.Бакунина. Его труды, прежде всего работа «Государственность и анархия», так же как и труды А.И.Герцена, В.Г.Белинского, имели большое влияние на сознание российской интеллигенции. Теоретические работы этих мыслителей, по существу, легли в основу идеологии революционного народничества.   
 
 
 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ  

    Анархизм (греч. anarchia - безналичие, безвластие) – мелкобуржуазное социально-политическое течение, отрицающее государственную власть, любую политическую организацию общества.

    Атеизм (греч. а – отрицание и theos – Бог) – система научно обоснованных взглядов, отвергающих веру в сверхъестественное.

    Гносеология или теория познания (греч. gnosis – знание и logos – понятие, учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. 

    Западники – представители направления русской антифеодальной общественной мысли 40-х гг. 19 в., противостоявшие так называемым славянофилам.

    Идеология – система политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий.

    Империализм – (лат. imperium – власть) – монополистический капитализм, последняя стадия развития капитализма, самой характерной чертой которой является господство монополий (крупных капиталистических объединений).

    Индивидуализм (лат. individuum – неделимое, особь) – принцип идеологии (прежде всего морали), признающий превосходство отдельной личности, индивида над коллективом и обществом, противопоставляющий интересы и потребности личности общественным интересам и потребностям.

    История философии – область знания, изучающая развитие философии, раскрывающая закономерности, в силу которых одни философские учения, направления сменяются другими.

    Католицизм (греч. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из основных направлений христианства, наиболее значительное по числу приверженцев.

    Концепция (лат. conception – понимание, система), определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

    Материализм (от лат. materialis – вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное первичное сознание, дух, идею, мышление.

    Нигилизм (от лат. nihil – ничто), в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни.

    Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

    Полемика (от греч. polemikos – воинственный, враждебный) – научный спор, словесная война, литературная перепалка.

    Протестантизм (лат. protestans – протестующий, публично заявляющий) – одно из основных направлений христианства наряду с православием и католицизмом.

    Радикализм (от позднелат. radicalis – коренной, лат. radix – корень), социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение основных («коренных») общественных институтов или политической системы.

    Рационализм (лат. ratio – разум, рассудок) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

    Славянофилы – представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. 19 в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

    Социализм (лат. socialis – общественный, товарищеский) – низшая фаза единой коммунистической общественно-экономической формации.

    Схоластика (греч. scholasticos – школьный) – философия, занимавшая господствующее положение в идеологии феодального общества (в западноевропейских странах).

    Эстетика (греч. aisthetikos – имеющий отношение к чувственному восприятию) – наука, изучающая всю область эстетического отношения человека к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты.

    Этика (греч. ethos – обычай, характер) – 1) в обычном употреблении обозначает то же, что и мораль, нравственность, нравы; 2) теория морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, справедливости, долга, совести, счастья, смысла жизни.  

 

 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В.П.  Кохановский Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1996 – 576с.

2. История  философии: Учебное пособие /В.С.  Сизов. – М.: Экономистъ, 2004. –  222с. 

3. Канке  В.А. /Философия. Исторический и  систематический курс: Учебник для  вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос. – 376с.

4. Бабаев  Ю.В. / Основы философии / Серия  «Alma Mater» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 544с.

5. Философия:  учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб.  и доп. – М.: Гардарики, 2007.

6. Философия:  учебник / А.Г. Спиркин – 2-е  изд. – М.: Гардарики, 2007.

7. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.  Издание второе, переработанное  и дополненное. – М.: «Проспект», 1997. – 568с. 

8. Бучило  Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. – 480с.

9. Философский  энциклопедический словарь. –  М.: ИНФРА – М, 1998. – 576с. 

10. Философский  энциклопедический словарь, 2-е издание,  Москва – 1989г. 

11. Краткий  словарь по философии/Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 431с.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема "Восток-Запад-Россия" в трудах русских философов