Проблематика онтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, реферат

Описание

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Работа состоит из  1 файл

ОНТОЛОГИЯ.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

Введение

В философии  Нового времени, прежде всего в философии  XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.  

Задача  науки и философии - содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека - вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.  

В философии этого периода появляются два подхода к понятию "субстанция": первый - связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй - с гносеологическим осмыслением понятия "субстанция", его необходимости для научного знания.  

Основатель первого - английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), который дал качественное описание субстанциональных форм и отождествил субстанцию с формой конкретных вещей. По образному выражению К. Маркса, материя у него "еще улыбается своим поэтически-чувственным блеском", ибо выступает в его исследовании как нечто качественно многогранное, обладающее различными формами движения и "переливается всеми цветами радуги".

Материя наделяется им такими свойствами, как  желтизна, голубизна, чернота, теплота, тяжесть и т.п. Это, по мнению Ф. Бэкона, простейшие качества материи. Из различных комбинаций этих "натур" образуются все многообразные вещи природы.  

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие об онтологии. 

Онтология – философская дисциплина, рассматривающая  различные трактовки проблемы бытия. Термин «онтология» происходит из слияния  греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие. Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Основной  вопрос онтологии: что существует? 

Основные  понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. 

Онтология, таким образом, представляет собой  попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался  бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. 

Иное  понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его  терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией  в качестве существующих.

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. 

К. Р. Поппер сформулировал концепцию трёх миров: мира физических объектов и состояний, мира психических и ментальных состояний сознания и мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты).

 Основным  предметом онтологии является  сущее; бытие, которое определяется  как полнота и единство всех  видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность  традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей 

Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что  содержится во всех предметах, явлениях и артефактах мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир. 

 Таким  образом, онтология рассматривает  фундаментальные принципы бытия,  наиболее общие сущности и  категории сущего. 

 Сущее  (сущность) – внутреннее содержание  предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. "Сущее" в онтологии постигается путем редукции (сокращения, "выведения за скобки" случайных характеристик предметов), позволяющей увидеть то общее, что есть в различных явлениях, осознать их глубинную взаимосвязь. Видимое и чувственно-постигаемое проявление сущего называется явлением. Увидеть за явлением сущее важнейшая задача философской онтологии. 

 Категория  бытия близка, но не совпадает  с категорией  существования.  Существование есть одна из форм проявления бытия. Бытийствовать могут и несуществующие предметы или явления, если их физическое не-существование наделено особым смыслом. Так, "нуль" в математике выступает как несуществующая численная размерность, но является важным смысловым показателем, без которого немыслимы современные математические вычисления. Такую же роль играет "нулевое окончание" в грамматике русского языка. С категорией бытия оказываются связанными категории общего, единого и единичного. Общее понимается  как признак, сходный с признаками всех предметов фиксированного класса; закономерная форма связи вещей, процессов и явлений в составе целого. Единичное – признак предмета, находящийся в отношении несходства с признаками других предметов исследуемого класса. Восхождение от единичного ко всеобщему позволяет осознать единое, то, что объединяет предметы мира, свидетельствует о его единстве. Онтологическая проблематика строится как выявление общего в единичном, осознание единства реальности и человека в этой реальности. В соответствии с уровнями выделения общего бытие классифицируется на: 

• Физическое бытие мира, главными проявлениями которого являются пространство и время. 

• Биологическое  бытие, главным проявление которого является феномен жизни. 

• Личностное бытие – совокупность внешних и внутренних характеристик человека как уникального проявления природы. 

• Социальное бытие - бытие человеческого общества. 

Каждый  из частных уровней бытия, обладая  рядом особенностей, существует во взаимосвязи, давая основание для  выделения бытия как такового – собственно, предмета онтологии. 

Типы  онтологий

  • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
 
 
 
 
 
 

Становление онтологической проблематики. 
 

Первую  философскую концепцию Бытия  выдвинули досократики, для которых

 Бытие  совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит).

 Бытие  противопоставляется небытию; с  другой стороны, досократики различали Бытие «по истине» и Бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувств Бытие чистым идеям — миру истинного Бытие. Бытие, по Платону, есть совокупность идей – умопостигаемых сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. В онтологии Платона проводится грань между бытием (истинным и неизменным) и становлением, изменчивостью мира. Столь же резкую грань он проводит между бытием и "безначальным началом", основанием бытия ("единое" и "ум").

 Опираясь  на проводимый им принцип взаимосвязи  формы и материи, Аристотель  преодолевает подобное противопоставление  сфер Бытие (поскольку для него  форма — неотъемлемая характеристика  Бытия) и строит учение о различных уровнях Бытия (от чувственного до интеллигибельного). В рамках элейской школы (Зенон, Парменид) истинным знанием, противопоставленным "мнению", считалось только знание о вечном, неизменном единстве, о самом бытии.  

В эпоху  средневековья античная онтология  была приспособлена к решению теологических проблем. Онтологическое понятие абсолютного бытия отождествляется с богом. Разработанная последователями Платона концепция эманации (нисхождения бытия по иерархическим уровням) сближается у средневековых мыслителей с идеей "ангельской иерархии", являющейся посредником между Богом (истинным Бытием, эссенцией) и видимым миром (экзистенцией). В этот период разрабатывается подробная классификация бытия: 

• субстанциональное  бытие – Бог; 

• акцидентальное бытие – мир человеческой жизни в его случайности и разнообразии; 

• актуальное бытие – то, что реализовано  Божьим промыслом; 

• потенциальное  бытие – будущее, предначертанное  свыше, но уже существующее как божественная мысль. 

В философии  Нового времени онтологическая проблематика оттесняется гносеологической. Вслед за Р. Декартом и его "онтологическим аргументом" мыслители этой эпохи считали, что бытие тождественно (совпадает) с формами его познания. Тем самым акцент переносился из области вопроса: "Что такое бытие?", в область вопроса: "Как его изучать?". 

Новый этап в разработке онтологической проблематики начинается с творчества И. Канта. По его мнению, тождественность форм бытия и познания не более, чем  устойчивый миф. Мы не можем достоверно утверждать, что за рамками наших чувств лежит какая-то конкретная реальность ("истинная онтология"). Кант утверждает, что онтологию задает активный субъект (априорные категории нашего сознания). Он отбирает и конструирует "вещи" из данных органов чувств, тем самым создавая реальность. 

В концепции  Гегеля активный субъект выносится  за рамки нашего мира (Мировой Дух). По логике Гегеля, основанием бытия  является то, что еще более абстрактно (всеобще), чем само бытие. Таким, наиболее абстрактным уровнем в его концепции выступает нe-бытие (дух – есть ничто). Тем самым, бытие оказывается одной из форм саморазворачивания Мирового Духа (инобытие Мирового Духа). Само же бытие – не неизменное и статичное, как было в концепциях предшествующих мыслителей, а изменчивое, развивающееся, стремящееся к единой цели. 

 Идеалистическая установка — понять Бытие исходя из анализа сознания свойственна и буржуазной философии 19 - 20 вв. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает целостную структуру сознания во всём многообразии его форм и в его единстве с осознаваемым миром. Так, в философии жизни (Дильтей) Бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве Бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т.е. подлинное Бытие, которое предполагает долженствование).  

В феноменологии  Гуссерля подчёркивается связь между  различными слоями Бытия — между  психическими актами сознания и объективно-идеальным Бытием, миром смыслов.

Информация о работе Проблематика онтологии