Проблематика онтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, реферат

Описание

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Работа состоит из  1 файл

ОНТОЛОГИЯ.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

 Учение  о Бытие, по Гуссерлю, изучает  предметно-содержательные структуры  интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет  связи между объективно-идеальными  смыслами и соответствующими актами сознания.

 Шелер  не ограничивает сознание, актами  созерцания, укореняя его в эмоциональных  переживаниях и оценках. Поэтому  учение о Бытия для Шелера  тождественно осмыслению эмоционально-душевных  актов и коррелятивных им ценностей, различных по своему рангу. Для Хайдеггера Бытие дано только в понимании Бытия. Исходным для него является человеческое существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное Бытие Учение

 Хайдеггера  о Бытие представляет собой  попытку герменевтического истолкования человеческого существования во всей полноте его Бытия, фундамент которого он вначале усматривал в актах речи, а позднее — в языке. 

В неопозитивизме радикальная критика прежней  онтологии и её субстанциализма  перерастает в отрицание самой проблемы Бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Однако характерная для неопозитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритическое приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня Б. науки. 

В марксистской философии, отвергающей различные формы идеализма, проблема Бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчёркивается многоуровневый характер Бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общества Бытие, Бытие личности), несводимость одного уровня к другому (материя и формы её движения — предмет естествознания, обществ. Бытие — предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию социального Бытия, видя в нём совокупную чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей.Так, марксизм и волюнтаризм вообще отрицают ее самостоятельность, считая частью более общего вопроса (отношения бытия к сознанию, отношения воли к реальности и т.д.). 

Лишь  в феноменологической традиции (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) онтологическая проблема выходит на первый уровень. В ее рамках создается современная концепция  онтологии (фундаментальная онтология"). 

 Феноменологическая трактовка онтологии. Толчком для построения новой концепции онтологии явился переворот в естественных науках, изменивший наши представления о реальности. Если во все предшествующие столетия критерием истинности научных выводов неявно служил здравый смысл, то теперь ситуация изменилась. Положения теории относительности, квантовой механики и некоторых других теорий (генетика, социология знания и    т.д.) очень слабо соотносились с повседневными представлениями. Они строились на том уровне абстракции, когда обыденное сознание начинает протестовать против данных науки. Возникал вопрос: каким образом можно согласовать данные науки и мой повседневный мир?, Что именно я изучаю: объективную реальность или собственное сознание с его жизненным опытом и психической организацией? Ответить на эти вопросы и попытались философы-феноменологи. 

По их мнению, онтология не зависить от психических и иных свойств познающего субъекта. Она организуется потоком феноменов. Под феноменом понималась простейшая сущность (единица Бытия). Сочетание этих сущностей, направленных на предмет (интенция), создает его. Этот поток феноменов и воспринимается нами как "вещный мир". Все, что лежит за его пределами, не может быть изучено и не имеет смысла. Уровень феноменов - предельно допустимый уровень рефлексии. Выявив и описав уровень феноменов, философия дает основание для позитивных наук,  позволяет им  провести действительное исследование, а не бесконечную рефлексию над основаниями собственной деятельности (эмпирическая физика - теоретическая физика - философские проблемы физики, философия науки и т.д. до бесконечности ). 

Однако  выходу на уровень феноменов препятствует наличие устойчивого (человеческого) здравого смысла и сложившейся системы  объяснений (мифов). Они создают самостоятельный уровень реальности. Этот уровень М.Хайдеггер назвал Man - Бытие для Людей. Это Бытие создается "словами" Слова же, сливаясь друг с другом, заслоняют oif человека реальность. Его жизнь проходит не в мире реальных предметов и явлений, а в мире созданных человеком смыслов (неподлинных). На какое-то время эти смыслы способны удовлетворить людей. Но наступает момент, когда реальность выходит за рамки человеческой интерпретации, Становится "чужой", "непонятной". Более того, человек, погруженный в мир человеческих смыслов, оказывается неспособным придумать что-то новое. Он продолжает действовать в рамках прежних концепций и моделей деятельности, живет в уже исчезнувшем мире. Для преодоления этой ситуации и построения подлинной онтологии, по мнению М.Хайдеггера, необходимо предпринять "феноменологическую расчистку", очистить предмет от "обиходной шелухи". В этот миг человек выходит на новый уровень Бытия —экзистенцию (здесь-бытие). Здесь-бытие - на мгновение раскрывающийся человеку подлинный смысл вещей и событий. Этот смысл, по Хайдеггеру, может быть понят двумя путями: 

• последовательной философской рефлексией (феноменологической расчисткой); 

• в  особые периоды жизни на "границе  Бытия" (в период личной и социальной катастрофы, болезни, экстаза и т.д.). Такие периоды М.Хайдеггер назвал "раскрывающими пространствами". 

Но, если смысл здесь-бытия постигается  нефилософским способом, то следующий  уровень – Бытие (собственно бытие) осознается только в процессе философствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Бытие - это некоторая линия, разрывающая  прошлое (уже не-бытие) и будущее (еще не-бытие). В каждый исторический период она отличается. В эпоху  Средневековья Бытие - это все, что  лежит между Грехопадением (прошлым) и Страшным Судом (будущим). Для Нового времени - это время до осуществления идеалов Прогресса (построения Царства Божьего на земле). Эту конкретную размерность Бытия Хайдеггер назвал - "посыл Бытия". Сегодня мы живем в мире, где вновь меняется Посыл бытия. Это заставляет людей вновь и вновь задумываться над реальностью, ее природой, над своим местом в этой реальности, над проблемой философской онтологии.

 

 Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.  

Основной вопрос онтологии: что существует?  

Онтология, таким  образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Вопросы онтологии  — это древнейшая тема европейской  философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

1.  Гуров Ю.С.  Основы философии / Ю.С. Гуров.  – М., 2005.  

2.  Кемеров  В.Е. Философия / В.Е. Кемеров.  – Минск, 1998.  

3.  Лавриенко  В.Н. Основы социологических знаний / В.Н. Лавриенко. – М., 2003.  

4.  Осичнюк  Ю.В. Философия / Ю. В. Осичнюк., В. С. Зубов. – М., 2003. . 

5.  Спиркин  А. Г. Философия / А.Г. Спиркин.  – М.: Гардарики, 2003.

Информация о работе Проблематика онтологии