Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:40, реферат
Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
Учение
о Бытие, по Гуссерлю, изучает
предметно-содержательные
Шелер
не ограничивает сознание, актами
созерцания, укореняя его в эмоциональных
переживаниях и оценках.
Хайдеггера
о Бытие представляет собой
попытку герменевтического истолкования
человеческого существования во всей
полноте его Бытия, фундамент которого
он вначале усматривал в актах речи, а
позднее — в языке.
В неопозитивизме
радикальная критика прежней
онтологии и её субстанциализма
перерастает в отрицание самой проблемы
Бытия, истолковываемой как метафизическая
псевдопроблема. Однако характерная для
неопозитивизма деонтологизация философии
по существу предполагала некритическое
приятие языка наблюдения в качестве фундаментального
уровня Б. науки.
В марксистской
философии, отвергающей различные формы
идеализма, проблема Бытия анализируется
в нескольких направлениях. При этом подчёркивается
многоуровневый характер Бытия (органическая
и неорганическая природа, биосфера, общества
Бытие, Бытие личности), несводимость одного
уровня к другому (материя и формы её движения
— предмет естествознания, обществ. Бытие
— предмет социологических и исторических
наук). Марксизм отстаивает историческую
концепцию социального Бытия, видя в нём
совокупную чувственную (прежде всего
материальную) деятельность индивидов,
социальных групп и классов. Бытие понимается
как реальный процесс жизнедеятельности
людей.Так, марксизм и волюнтаризм вообще
отрицают ее самостоятельность, считая
частью более общего вопроса (отношения
бытия к сознанию, отношения воли к реальности
и т.д.).
Лишь
в феноменологической традиции (Э. Гуссерль,
М. Хайдеггер) онтологическая проблема
выходит на первый уровень. В ее рамках
создается современная
Феноменологическая
трактовка онтологии. Толчком для построения
новой концепции онтологии явился переворот
в естественных науках, изменивший наши
представления о реальности. Если во все
предшествующие столетия критерием истинности
научных выводов неявно служил здравый
смысл, то теперь ситуация изменилась.
Положения теории относительности, квантовой
механики и некоторых других теорий (генетика,
социология знания и т.д.) очень
слабо соотносились с повседневными представлениями.
Они строились на том уровне абстракции,
когда обыденное сознание начинает протестовать
против данных науки. Возникал вопрос:
каким образом можно согласовать данные
науки и мой повседневный мир?, Что именно
я изучаю: объективную реальность или
собственное сознание с его жизненным
опытом и психической организацией? Ответить
на эти вопросы и попытались философы-феноменологи.
По их
мнению, онтология не зависить от психических
и иных свойств познающего субъекта. Она
организуется потоком феноменов. Под феноменом
понималась простейшая сущность (единица
Бытия). Сочетание этих сущностей, направленных
на предмет (интенция), создает его. Этот
поток феноменов и воспринимается нами
как "вещный мир". Все, что лежит за
его пределами, не может быть изучено и
не имеет смысла. Уровень феноменов - предельно
допустимый уровень рефлексии. Выявив
и описав уровень феноменов, философия
дает основание для позитивных наук,
позволяет им провести действительное
исследование, а не бесконечную рефлексию
над основаниями собственной деятельности
(эмпирическая физика - теоретическая
физика - философские проблемы физики,
философия науки и т.д. до бесконечности
).
Однако
выходу на уровень феноменов препятствует
наличие устойчивого (человеческого)
здравого смысла и сложившейся системы
объяснений (мифов). Они создают самостоятельный
уровень реальности. Этот уровень М.Хайдеггер
назвал Man - Бытие для Людей. Это Бытие создается
"словами" Слова же, сливаясь друг
с другом, заслоняют oif человека реальность.
Его жизнь проходит не в мире реальных
предметов и явлений, а в мире созданных
человеком смыслов (неподлинных). На какое-то
время эти смыслы способны удовлетворить
людей. Но наступает момент, когда реальность
выходит за рамки человеческой интерпретации,
Становится "чужой", "непонятной".
Более того, человек, погруженный в мир
человеческих смыслов, оказывается неспособным
придумать что-то новое. Он продолжает
действовать в рамках прежних концепций
и моделей деятельности, живет в уже исчезнувшем
мире. Для преодоления этой ситуации и
построения подлинной онтологии, по мнению
М.Хайдеггера, необходимо предпринять
"феноменологическую расчистку",
очистить предмет от "обиходной шелухи".
В этот миг человек выходит на новый уровень
Бытия —экзистенцию (здесь-бытие). Здесь-бытие
- на мгновение раскрывающийся человеку
подлинный смысл вещей и событий. Этот
смысл, по Хайдеггеру, может быть понят
двумя путями:
• последовательной
философской рефлексией (феноменологической
расчисткой);
• в
особые периоды жизни на "границе
Бытия" (в период личной и социальной
катастрофы, болезни, экстаза и т.д.).
Такие периоды М.Хайдеггер назвал "раскрывающими
пространствами".
Но, если
смысл здесь-бытия постигается
нефилософским способом, то следующий
уровень – Бытие (собственно бытие)
осознается только в процессе философствования.
Заключение
Бытие - это некоторая линия, разрывающая прошлое (уже не-бытие) и будущее (еще не-бытие). В каждый исторический период она отличается. В эпоху Средневековья Бытие - это все, что лежит между Грехопадением (прошлым) и Страшным Судом (будущим). Для Нового времени - это время до осуществления идеалов Прогресса (построения Царства Божьего на земле). Эту конкретную размерность Бытия Хайдеггер назвал - "посыл Бытия". Сегодня мы живем в мире, где вновь меняется Посыл бытия. Это заставляет людей вновь и вновь задумываться над реальностью, ее природой, над своим местом в этой реальности, над проблемой философской онтологии.
Обычно под онтологией
подразумевается эксплицитная, то есть
явная, спецификация концептуализации,
где в качестве концептуализации выступает
описание множества объектов и связей
между ними. Формально онтология состоит
из понятий терминов, организованных в
таксономию, их описаний и правил вывода.
Основной вопрос
онтологии: что существует?
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Вопросы онтологии
— это древнейшая тема европейской
философии, восходящая к досократикам
и особенно Пармениду. Важнейший вклад
в разработку онтологической проблематики
внесли Платон и Аристотель. В средневековой
философии центральное место занимала
онтологическая проблема существования
абстрактных объектов (универсалий).
Список использованной
литературы
1. Гуров Ю.С.
Основы философии / Ю.С. Гуров.
– М., 2005.
2. Кемеров
В.Е. Философия / В.Е. Кемеров.
– Минск, 1998.
3. Лавриенко
В.Н. Основы социологических
4. Осичнюк
Ю.В. Философия / Ю. В. Осичнюк., В. С. Зубов.
– М., 2003. .
5. Спиркин А. Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003.