Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:45, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: рассмотреть проблемы и перспективы современной цивилизации.
Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности современной мировой цивилизации;
2. Раскрыть глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение;
3. Рассмотреть пути решения глобальных проблем;
4. Изучить стратегии выживания человечества.
Введение
1. Особенности современной мировой цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Перспективы разрешения глобальных проблем.
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Особенности современной мировой цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Перспективы разрешения глобальных проблем.
Список использованной литературы
Цель данной контрольной работы: рассмотреть проблемы и перспективы современной цивилизации.
Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности современной мировой цивилизации;
2. Раскрыть глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение;
3. Рассмотреть пути решения глобальных проблем;
4. Изучить стратегии выживания человечества.
Теоретической и методологической основой написания контрольной работы явились учебная, методическая литература, монографии и публикации в периодической печати по теме исследования. В частности были использованы труды таких авторов, как Данилов-Данильян В.И. и Самохваловой В.И.
Основная особенность – это увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление, что является признаком глубокого кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю европейской культуры.
Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Все это происходило в те времена, когда плотность населения в странах, претерпевших бедствия, по современным меркам, была ничтожна малой, а промышленности в ее нынешнем понимании не было вовсе.
С эпохи Возрождения, когда человек был «поставлен» в центр мироздания, а природа рассматривалась как источник удовлетворения его потребностей, начинает складываться технократический тип мышления. С зарождением промышленной революции и индустриализации общества наиболее развитые научные представления физических наук, особенно механики, легли в основу не только физической картины мира, но и стали ядром потребительского мировоззрения, которое фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе и игнорировало нравственный аспект в социальной и экологической практике.
Наиболее отчетливо психологию потребительства сформулировал еще в XVII в. Френсис Бэкон, который считал, что задача науки - ставить силы Природы на службу человеку. Человек, усвоивший мировоззренческие представления индустриальной эпохи, весьма механистически представлял себе социально-исторический процесс общественного и социоприродного развития. И эволюцию общественного развития он оценивал с точки зрения количественных трансформаций, забывая о возможности качественных изменений окружающей среды и ее негативного влияния на человека.
Философское обоснование этой сложившейся системы (в упрощенном варианте) таково: человек рассматривается как внеприродный объект.
Природа - как склад ресурсов и богатств, которые можно и должно использовать в соответствии с волей и желанием человека; человек – «царь природы».
Одновременно этот кризис касается современного человека вообще, способа его самореализации, так как все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и Америки, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек и способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.
Человек начинает забывать, что он является неотделимой частью природы. В свое время русский физиолог Сеченов говорил о том, что познать человека можно лишь в единстве его плоти, души и природы, в которой он живет. Впоследствии, вначале XX в., сформировались учение
В.И. Вернадского о ноосфере, идея единства всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических, физических, развития живого вещества и человеческого общества. Согласно этому учению единство эволюционных процессов, протекающих на Земле, представляет собой явление космическое, оно - частица космоса и неотделимо от него. Самое главное в этом учении - мысль о том, что на определенном этапе развития цивилизации человечество должно будет принять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию нашей планеты. В противном случае у человечества просто не будет будущего.
Учение о ноосфере означало появление принципиально нового понимания всего происходящего на Земле, оно означало переход к изучению планеты в целом, к исследованию процессов взаимодействия техносферы, биосферы и человеческого общества.
К сожалению, учение В.И. Вернадского долгое время оставалось объектом исследований небольшого круга ученых. Тот факт, что истоки этого кризиса уходят вглубь истории европейской культуры, не только отмечен, но и проанализирован, в частности, русскими философам П. Флоренским и Н. Бердяевым. Флоренский отмечает, "жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано; необходимо выбирать". Следствием этого является расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды деятельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа.
Все это дает основание Флоренскому усомниться в правильности самого курса цивилизации, доводящего до абсурда фрагментацию личности. Такой курс, по его мнению, привел к безвыходной ситуации, в которой культура уже не соединяет, а разъединяет людей.
До недавнего времени кризис цивилизации проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предупредить, и т.д. И вот теперь кризис становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и другие, которые составляют естественные основания бытия человека.
Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не только во внешних факторах, но и во внутренних: в человеке, в его мировоззрении, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации.
Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющих природу, общество и образ жизни людей, а с другой - неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Чтобы разрешить данное противоречие и найти выход из сложившейся ситуации, необходимо установить критерий и иерархию глобальных проблем. Специалисты выдвигают от 2 до 3 десятков острейших, неотложных проблем, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Но все они сходятся на том, что эти проблемы условно можно разделить на 2 класса. Один из них связан с отношением между человечеством и природой, другой - с отношениями внутри сообщества людей - между государствами, народами, коалициями государств.
К первому классу глобальных проблем можно отнести предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружений, а также экологическую катастрофу, минерально-сырьевой кризис.
Ко второму классу относятся проблемы сокращения непомерного экономического разрыва между населением наиболее развитых стран (так называемого «золотого миллиарда») и огромной массой населения развивающихся стран. Решение глобальных проблем предполагает взаимную обусловленность и комплексный характер. Проблемой третьего тысячелетия является обеспечение мира, предотвращение мировой термоядерной войны.
Политическая безопасность предполагает активный поиск государствами таких форм взаимодействия с другими участниками международных отношений, которые не ставили бы под угрозу национальный суверенитет и не ориентировались бы на ущемление жизненных интересов других стран. Укрепление политической безопасности связано с разработкой и внедрением в практику мер доверия в отношениях между государствами, с переводом внешней политики на принципы «прозрачности» («транспарентности»), предусматривающие взаимное информирование государств о своих намерениях в сфере международных отношений. Важное значение для политической безопасности имеет анализ вероятных конфликтных ситуаций на международной арене и внутри государства и принятие на возможно более ранних стадиях мер по разрешению конфликтов мирными средствами.
Военная безопасность призвана обеспечить интересы государств в конфликтных ситуациях, когда они вынуждены применять средства вооруженной борьбы. Роль военных средств в арсенале внешней политики заметно снижается. Укреплению военной безопасности содействует увеличение гласности в обсуждении проблем военной политики и перспектив развития вооруженных сил, а также введение более строгого законодательного надзора за позитивной деятельностью военных ведомств.
Благодаря усилиям ведущих ядерных держав сегодня значительно уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных и сверхъядерных держав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза атомных технологических катастроф (Чернобыльская АЭС) и угроза локальных войн.
Вторая по своей значимости глобальная проблема, нависшая над человеческим сообществом, - это экологическая катастрофа. Ее суть состоит в том, что растущее давление на биосферу антропогенных факторов (результатов человеческой деятельности) может привести к стремительному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов самоочищения почвы, воды, атмосферы. В атмосферу сегодня выбрасывается более 200 млн т оксидов серы и азота, а доля углекислого газа возросла по сравнению с 1990 г. на 25%. Вокруг Земли образуется слой углекислого газа, создающий парниковый эффект. В результате за последние сто лет температура поверхности Земли выросла на 0,5-0,6 %. Следствием всего этого является то, что ежегодно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Помимо атмосферных выбросов антропогенные химические вещества попадают в природные экосистемы другими путями: жидкие отходы сбрасываются в поверхностные и подземные водные объекты, сухие отходы складируются на специальных площадках или захораниваются в толще земли, в сельском хозяйстве на больших площадях применяются удобрения и ядохимикаты. Среди этих веществ широко применяются пестициды.
Таким образом, если человечество и дальше будет развиваться на основе «грязных технологий», природа и люди не выдержат, их постигнет экологическая катастрофа, которая может произойти в ближайшее столетие.
Ограничения прироста народонаселения являются следствием другой проблемы, не менее важной, - демографической. Суть ее заключается в том, что с начала XX в. население земли выросло втрое. За 5 тыс. лет до н.э. на Земле жило приблизительно 30 млн человек. К началу нашей эры народонаселение мира составило 250 млн человек. Сейчас население планеты приближается к 6 млрд человек. Процесс неудержимого прироста населения (в 60-е гг. - 8 тыс. человек в час, в 80-е гг. - 10 тыс. человек в час, а сегодня - 12 тыс. человек в час) происходит неравномерно.
В развитых странах приросты минимальны либо их вовсе нет, а в нашей стране наблюдается постепенное вымирание населения, так как смертность превышает рождаемость. Зато «третий мир» продолжает стремительно расти. Демографы предполагают, что максимальная численность населения Земли не должна превышать 10 млрд человек.
Сейчас темпы прироста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 55 лет. Если предположить, что данная тенденция сохранится, то человечество к 2400 г. плечом к плечу заполнит всю поверхность Земли. Взрывной рост населения планеты привел к дестабилизации социально-экономической ситуации во многих регионах мира.
Демографическая революция неразрывным образом связана с НТР, которая проложила путь современному уровню развития цивилизации. Чтобы обеспечить себя средствами существования, многомиллиардное население земного шара должно иметь мощные источники энергии, которые тоже небезграничны. Суть энергетического кризиса состоит в том, что невозобновляемые источники сырья, такие как уголь, нефть, газ, лес, по подсчетам ученых, исчезнут через 50-60 лет (в лучшем случае через 75-80 лет). В связи с этим остро стоит проблема использования природных источников энергии и термоядерного синтеза, причем сделать это надо в чрезвычайно короткие сроки.
Демографические, экологические и энергетические проблемы, составляют общую совокупность общественных факторов, оказывают существенное влияние на саму человеческую сущность.
Все тревожнее звучит предупреждение биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, и не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. Число людей, страдающих от заболеваний, связанных с некачественной водой, исчисляются многими сотнями миллионов человек. Появились и новые болезни, в числе самых опасных - СПИД, распространяющийся на всех континентах.
Не менее страшной угрозой является кризис человеческой духовности. Сейчас нет надежных социальных ориентиров, философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и, тем более, завтра.
Глобальные проблемы современности показывают, что состояние человеческой цивилизации становится все более критическим из-за неспособности мирового сообщества вырабатывать и согласовывать «стратегию развития природы» и «стратегию развития общества». Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности. Поскольку прежние нравственно-философские принципы технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее увеличение власти человека над Природой, оказались несостоятельными, сегодня человечество стоит перед выбором, результатом которого является решение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути, о сценариях будущего развития человеческой цивилизации.
Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации