Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:45, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: рассмотреть проблемы и перспективы современной цивилизации.
Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности современной мировой цивилизации;
2. Раскрыть глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение;
3. Рассмотреть пути решения глобальных проблем;
4. Изучить стратегии выживания человечества.
Введение
1. Особенности современной мировой цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Перспективы разрешения глобальных проблем.
Список использованной литературы
На этот счет существует масса различных точек зрения, порой взаимоисключающих друг друга. Так называемый картезианский подход к отношениям в системе «Человек – Природа» позволил человечеству считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь неодушевленную совокупность ископаемых, - богатств, которые мы вольны эксплуатировать, как захотим. Эта коренная ошибка восприятия природы привела нас к сегодняшнему кризису.
Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых «глубоких экологов», говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию Земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что «мир поражен раком, и рак этот - сам человек».
Все чаще раздаются призывы вернуться назад к природе, но это тоже не реалистично. Идея автотрофности самопитающегося человека, то есть создания цивилизации, не зависимой от биосферы, утопична и неприемлема.
Сегодня уже ясно, что на повестке дня настоятельно встал вопрос о более широкой экологизации общественного сознания.
Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.
Большие надежды ученые возлагают на развертывание информационной (компьютерной) технологической революции как технико-экономической основы выживания человечества и преодоления преград к объединению и взаимодействию людей. Сторонники «информационного сообщества» утверждают, что в обществе главное - информация, и выдвигают проект глобальной электронной цивилизации. Сущность современных социально-экономических, политических и научных процессов заключается, по словам академика В.Ф. Авдеева, в скачкообразном возрастании интенсивности информационных процессов в контурах управления и познания. Благодаря научной технологии и техническим средствам кибернетики (на базе микроэлектроники) открываются новые огромные возможности качественного преобразования производительных сил, ускорения НТП и социального прогресса, с одной стороны, и защиты биосферы - с другой.
Таким образом, информационная революция создает объективную привлекательную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. В связи с этим возникла новая отрасль знания - информатика, которая исследует закономерности производства, потребления и использования информации. Развитие автоматизированной информационной среды приводит к реализации нового типа мирового хозяйства со смешанной и социально защищенной экономикой, с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Известно, что никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения человека и Природы. Необходим переход к новой цивилизации, где будет достигнута коэволюция человека и биосферы. Состояние коэволюции общества и окружающей среды предполагает необходимость включения жизнедеятельности человека в стабильные биохимические циклы биосферы и исключение из этих циклов всего того, что изначально не присуще живому.
Согласно учению Вернадского, биосфера, превращаясь в ноосферу, должна постепенно превращаться в организм, основной целью развития которого будет являться сохранение гомеостазиса человечества, то есть обеспечение коэволюции человека и биосферы. Переход в эпоху ноосферы само собой произойти не сможет. Для этого необходимы отдача всех интеллектуальных и нравственных сил, выработка стратегии для ее реализации.
Коэволюция потребует взаимной адаптации человека и общества, стихийное, не контролируемое развитие производственных сил должно быть утрачено и подчинено обеспечению условий коэволюции.
По мнению академика Н.Н. Моисеева, «концепция ноосферы уже может служить основой для системного анализа проблем взаимодействия человека и окружающей среды и для построения определенной программы научных исследований. Условно всю совокупность возникающих задач мы можем разделить на две большие группы:
а) исследование необходимых условий коэволюции;
б) исследование возможности обеспечения условий коэволюции.
Первая группа проблем носит естественнонаучный характер. Вторая группа относится уже к социально-экономической сфере и требует выработки определенных механизмов принятия решений. Но для этого человеку предстоит изменить характер своей жизнедеятельности и свое положение в биосфере - это постулат, к реализации которого люди должны быть готовыми».
Следовательно, человечество может отойти от края пропасти, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений. Достижения науки, технологии, информатики, здравоохранения и образования должны быть поставлены на службу интересам всего человечества.
Модель устойчивого развития предполагает не унификацию самобытных культур и подчинение различных сообществ западному (американскому) образу жизни, а союз, симбиоз, плодотворное сотрудничество различных культур и народов. Этот союз призван соответствовать характеру стоящих перед человечеством задач и быть способным дать ответ на вызов, бросаемый ему социально-практическим бытием. В XIX веке Маркс провозгласил: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Но, видимо, в условиях обостряющегося экологического кризиса, перед лицом глобальных проблем человеку следует подумать о том, чтобы измениться самому, уточнить систему ценностей и серьезно задуматься над собственным положением в быстро меняющемся мире. И в этом далеко не последнюю роль призвана сыграть философия.
Отсюда следует, что решение глобальных проблем напрямую связано с процессами демократизации общественного устройства и политикой ненасилия. И сегодня немало тех, кто полагает, что рост насилия - определяющая тенденция действительности. Однако, современная цивилизация и ее дальнейшее развитие настоятельно требуют отказаться от культа силы и перейти к политике диалога, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Этика ненасилия из наивно-утопической теории становится одним из центральных моментов философской мысли.
Все вышесказанное означает постановку проблемы качественно нового типа цивилизационного развития, которое должно прийти на смену современной цивилизации, и дальнейшую разработку всепланетарной стратегии ее реализации: подняться на качественно новый уровень взаимоотношений природы и общества, обеспечить их стабильность. Уравновешенное взаиморазвитие - такова неотложная задача сегодняшнего дня.
Существуют и другие попытки решения проблем, с которыми столкнулось человечество. В частности, так называемые контркультурные течения (приверженцы контркультуры - обычно молодежь), пытаясь противостоять духовной атмосфере современного индустриального общества, породившей, на их взгляд, эти самые глобальные проблемы, предлагают отказаться от сложившихся общественных ценностей, моральных норм, идеалов, стандартов и стереотипов жизни. Контркультурные идеи ставят своей целью ниспровержение современного неправильного образа жизни и выступают порой в форме пассивной негативной реакции на окружающий мир. Практика жизни показывает, что культурный нигилизм в форме отказа от обязанностей и обязательств, присущий почти всем контркультурным движениям, не является конструктивной позицией по отношению к сложно развивающемуся миру и вряд ли может помочь в ликвидации складывающихся негативных явлений. Отсюда следует вывод о безальтернатнвности научно-конструктивного подхода к изучению и обустройству мира.
1. Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизаций: Восток – Запад. // Вопросы философии. – 1999. - № 5.
2. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? // Вопросы философии. – 1998. - № 8.
3. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). – М.: Че Ро, 1999.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991. Ч. II, разд.7.1; 8.1.
5. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. – М.: Новый век, 2000.
6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Республика, 1992.
2
Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации