Проблемы экологизации и гуманизации современной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:10, реферат

Описание

Экология не знает границ. Однако каждая страна, каждый народ развиваются, прежде всего, в пределах своей национальной экосистемы. Единство ландшафта и этноса, природы и экономики, создают те «национальные образы мира», неповторимые культуры, которые невозможно импортировать или поставлять на экспорт. Технология в её экологическом измерении есть уровень гармонизации природного потенциала территории и духовного богатства народа. Их единение – залог процветания любой страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Проблемы экологизации и гуманизации современной техники 4
2.Экология и техническая наука 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

философия- реферат.docx

— 42.35 Кб (Скачать документ)

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Дальневосточный Государственный  Университет Путей Сообщения

 

 

 

Кафедра: «Философия»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

На тему: «Проблемы экологизации и гуманизации современной техники».

 

 

 

Выполнил: Парастаев И.Б.

                  Студент гр.122

Проверил: Никитенко Т.А.

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2012

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Проблемы экологизации и гуманизации современной техники 4

2.Экология и техническая наука 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Список литературы 18

 

ВВЕДЕНИЕ

Экология  не знает границ. Однако каждая страна, каждый народ развиваются, прежде всего, в пределах своей национальной экосистемы. Единство ландшафта и этноса, природы  и экономики, создают те «национальные  образы мира», неповторимые культуры, которые невозможно импортировать  или поставлять на экспорт. Технология в её экологическом измерении  есть уровень гармонизации природного потенциала территории и духовного  богатства народа. Их единение –  залог процветания любой страны.

Сегодня проектирование не может опираться  только на технические науки. Выход  инженерной деятельности в сферу  социально-технических и социально-экономических  разработок привел к обособлению  проектирование в самостоятельную  область деятельности и трансформации  его в системное проектирование, направленное на реорганизацию человеческой деятельности, а не только на разработку машинных компонентов.

Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур.

Феномен  техники  как  объект  междисциплинарного  анализа. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет  философии техники. Основная проблематика. Соотношение философии науки и философии техники. Философские концепции взаимоотношения науки и техники. Наука и техника: модели взаимодействия. Линейная модель(техника как прикладная наука); эволюционная модель.

Становление технически подготавливаемого эксперимента. Научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического  математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании.

Отношение общества и природы—один из вечных сю­жетов развития философской мысли. Конечно, не только философия занимается этой проблемой. Ее рассматривают многие другие науки.

"Под  экологией мы под­разумеваем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все условия существования в широком смысле этого слова. Они части органической, части неорганической природы.

К не органическим условиям существования относятся  в первую очередь физические и  химические особенности его местообитания, климат (тепло, свет, влажность, электрические свойства атмосферы),неорганическая пища, состав воды, почвы и т.д.

Понятие техники в истории философии  и современном философском знании. Трактовки техники в античной и средневековой философии. "Свободные" и "технические" искусства. Трактовка техники как прикладного естествознания  в философии Нового  времени.

Многообразие  определений  техники  в  современной  философии.  Проблема  смысла  и сущности  техники: "техническое" и"нетехническое", естественное  и  искусственное.

Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Проблема  социально-гуманитарной экспертизы технологических проектов, социальной оценки техники и ее последствий занимает в настоящее время одно из центральных мест в современной философии техники и часто обозначается в качестве ее прикладной сферы. Она связана с политическим консультированием учеными законодательных и правительственных структур в плане принятия решений по государственной поддержке научно-технических, технологических и хоз. проектов, опр. их пользы, вреда.

Цель  нашей работы изучить основные проблемы гуманизации и экологизации современной технике.

 

  1. Проблемы экологизации и гуманизации современной техники

Как известно, примерно с середины прошлого столетия стала стремительно развиваться  экология как особая наука. При этом не только ширится спектр экологической  проблематики. Происходит дифференциация экологических дисциплин (социальная экология, экология человека, глобальная экология). Кроме того, стало очевидным, что некоторые науки, которые, как  казалось еще в 30-х – 40-х годах  прошлого века, никакого непосредственного  отношения не имеют к экологии и даже к биологии, из которой  выделилась экология, такое отношение  имеют. Это не могло не сказаться  на этих науках. «Проблематика современной  экологии, - справедливо отмечает Н. Н. Киселев, - приобретая фактически глобальное значение как затрагивающая основополагающие стороны человеческого существования не может не вносить существенные коррективы мировоззренческого и методологического характера в развитии научного познания».

В результате деятельности человека, в особенности в последние  десятилетия, в дикой природе  к настоящему времени исчезли  многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности  и сокращение ареалов других видов.

Итак, последние десятилетия, на которые  приходится развитие научно-технической  революции, принесли человечеству небывалое  прогрессивное изменение его  производительных сил, но и столь  же небывалое обострение экологической  проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли с неизбежностью сам по себе научно-технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды, истощение природных ресурсов и ухудшение условий человеческого существования? Или же все эти негативные последствия обусловлены конкретными методами и формами воздействия на природу, определенными формами использования достижений науки и техники.

Экологизация науки есть не что иное, как распространение на нее (конкретнее – на ту или иную научную дисциплину) экологического подхода.

Одним из тех авторов, кто много  уделил внимания данному вопросу, является И.П. Герасимов. Одна из его первых статей на эту тему «Методологические проблемы экологизации современной науки» была опубликована в 1978 г. в журнале «Вопросы философии». Значительную часть своей статьи И. П. Герасимов уделяет понятию экологии, его генезису и т.д. Это, очевидно, вызвано тем, что во время ее написания эти данные не были общеизвестными. В данной статье имеется параграф «Экология как общенаучный подход», в котором И.П. Герасимов пишет, что «экологический подход к изучению живой природы издавна выходил за пределы биологических наук и имел четкую тенденцию к распространению и в других областях научных знаний». «Поэтому, - отмечает он, - мне представляется, что правильнее толковать экологию как специфический общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества наряду, скажем, с системным и кибернетическими подходами. Цель экологического подхода – выявление и исследование связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой».

Этические проблемы техники выходят  на 1ый план, в связи с повышением социальной ответственности ученого, инженера, проектировщика в современном  обществе, потому что конечная цель техники – служение людям, но без  нанесения ущерба другим людям и  природе. Техника не может более рассматриваться как ценностно-нейтральная и должна отвечать не только технической функциональности, но и критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды.

Развитие экосистемной и популяционной экологии привело к использованию в этой науке методов количественного анализа. Надо  организменные объединения (популяции, сообщества, экосистемы) во многом управляются количественными соотношениями особей, видов, энергетических потоков. Количественные изменения в системе популяций, сообществ и экосистем существенно влияют на их функционирование, на результаты их деятельности. Развитие количественных методов исследования превращает экологию в математизированную науку, дает основы для математического моделирования, делает возможным научный прогноз.

Без формирования экологической культуры гуманизация и гуманитаризация образования не эффективны, ибо в наше время без человеческого отношения к Природе невозможны подлинно человеческие отношения между людьми. М. Хайдеггер определял технику как внешнюю свободу человека, по его выражению, это – «постав». Инженерное образование целиком ориентировано на расширение внешней свободы субъекта, а орудием ее является техника. Экологическое образование и просвещение призваны увидеть эти границы и опасность их расширения. Без экологизации инженерная деятельность носит разрушительный характер. Главным негативным последствием господства сциентистско-технократического мировоззрения является формирование культа человека-потребителя, т.е. антропоцентризм и, как следствие, – потребительское отношение к природе, восприятие ее только как ресурса, источника материальных благ. Практическая реализация технократического мышления привела к экологическому кризису.

Техника не может более рассматриваться  как ценностно нейтральная и должна отвечать не только технической функциональности, но и критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды. Встает вопрос что такое экологическая, компьютерная, хозяйственная этика. Перенесенный в социальную сферу этот теоретический вопрос приобретает практическое звучание: каковы условия реализации профессиональной, инженерной этики. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, к голосу совести, но и к общественному мнению. Принимая техническое решение, он несет моральную ответственность.

Необходима  более широкая теория взаимодействия общества с природой, позволяющая  предвидеть долговременные тенденции  развития экологической ситуации, предлагать принципиальные, а не сиюминутные меры по улучшению.

Научно-технический прогресс решил  очень много проблем во всех отраслях человеческой жизни, но и создал немало новых и обострил целый ряд  старых. С одной стороны, существует объективная необходимость повышения  эффективности деятельности человека, как необходимое условие его  выживания при отрицательных  воздействиях среды, и, с другой стороны, существует опасность ухудшения  положения человека вследствие собственных  действий при неумелом использовании  слишком эффективных средств. Однако предохранительные меры отстают  от научно-технического прогресса. Уменьшение объективного временного запаздывания предохранительных мер возможно несколькими путями: Первый заключается в сознательном плановом ускорении разработки и развертывания предохранительных мер параллельно с разработкой и постановкой на производство нового образца техники или технологии. Другим путем уменьшения риска запаздывания предохранительных мер есть сознательное торможение разработки и массового употребления новинок, которое в некоторых случаях при подтверждении подозрения на повышенную опасность новинки, может оказаться достаточно эффективным.

Экологический антропоцентризм — это система представлений группового эгоизма, в которой мир людей противопоставлен миру природы, где только человек обладает высшей ценностью. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Природа объявляется объектом «пользования» и собственностью людей с несомненным правом этой собственности. При этом доминирует «прагматический императив»: правильно и разрешено то, что полезно человеку, людям. Природа низведена до объекта человеческих манипуляций как обезличенная «окружающая среда». Соответственно этому этические нормы и правила действуют только в мире людей, но не распространяются на взаимодействия с миром природы. Такой антропоцентризм, согласно которому человек находится «на вершине пирамиды мироздания», составляет основу западной экологической культуры. По существу, это антропоцентризм антиэкологический. В середине XIX века ученые-биологи начали изучать взаимоотношения растений и животных между собой и окружающей средой. Стало ясно, что снижение качества окружающей среды уже нельзя считать приемлемым компромиссом. Произошла переоценка ценностей, и были приняты первые меры. Возникли природоохранные движения, мировым сообществом были приняты первые законы об охране окружающей среды, возникли государственные учреждения, контролирующие состояние окружающей среды и меры по её защите.

Проблема структуры, функционирования и управления в системе "общество- природа" – сердцевина современного экологического сознания, которое определяет саму возможность существования человечества в быстро изменяющемся мире, когда человечество быстро приближается к пределам устойчивости биосферы и осознает это, но задача сохранения жизнеспособности биосферы оказывается слишком сложной и даже невыполнимой, если и дальше пытаться искать решение проблемы не в самом человеке, не в обществе, не в его философии, науке, культуре, не в сложившихся стереотипах поведения современного человека, а пытаться найти технические решения, при которых кладовая природы оказалась бы неистощимой, а человек оставался бы бездумным и безответственным потребителем даров природы, как это было до сих пор. Ни фундаментальная экология, ни многочисленные частные экологические дисциплины этой проблемы по существу не решают. Их призвана решить социальная экология, поскольку именно она во главу угла, в центр внимания ставит человека, исходя из того, что именно человеческое сознание и человеческая деятельность порождают экологические проблемы. Вне человека и общества решение экологических проблем невозможно.

Но подлинное, не ущербное творчество сопряжено, с одной стороны, со свободой, с другой стороны – с ответственностью. Однако данная проблема сегодня не должна решаться безотносительно к конкретно-историческим условиям. До тех пор, пока наука производила лишь теории, а применение этих теорий в материальном производстве (да и в военной промышленности) было сравнительно нерегулярным, можно было говорить о свободе как науки в целом, так и отдельного учёного, как о некой непререкаемой ценности. На протяжении всего XX в. велась полемика между сторонниками полной свободы научных исследований и невмешательства общественности в дела науки и сторонниками ограничения свободы научных исследований, повышения социальной ответственности науки и учёных и о необходимости контроля над научными исследованиями со стороны общественности. И, надо сказать, что к концу XX-началу XXI веков начинает преобладать вторая позиция.

Информация о работе Проблемы экологизации и гуманизации современной техники