Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:37, реферат

Описание

Проблема человека, его жизни, смерти и бессмертия на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Жизнь………………………………………………………………………4

Глава 2. Смерть и её феномены……………………………………………………6

2.1. Смерть - необходимость или неизбежность?..............................9

Глава 3. Бессмертие………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

фил. реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Факультет Таможенное дело

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

по теме:

Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы ЮТЗ -112

Кузовова Ксения Юрьевна

 

 

МОСКВА 2011г.
Оглавление

              Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Жизнь………………………………………………………………………4

Глава 2. Смерть и её феномены……………………………………………………6

                            2.1.  Смерть - необходимость или неизбежность?..............................9

Глава 3. Бессмертие………………………………………………………………..11

              Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..15

 


Введение

«Тот, кто имеет, ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Ницше.

Проблема человека, его жизни, смерти и бессмертия на протяжении многих столетий  приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным?  И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы “заброшен” в предметно-физический мир. Как жить в мире, осознавая бренность своего существования? Как познать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию.  Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

Вряд ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь полюбить смерть, но философские размышления по этому поводу  могут помочь ему более мудро относиться к жизни.

Каждый должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, уже не так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идеи, в любви – это уже не принципиально.

В своем реферате я попыталась как можно точнее рассмотреть данную тему. В работе приведены основные философские категории, без которых рассуждения на подобную тему невозможно, с их подробным толкованием. Так же собран основной материал по философским аспектам жизни, смерти и бессмертия. Понять проблему и осознать её, является интересным для меня задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Жизнь

 

Если подходить системно и многогранно, то однозначного определение понятию «жизнь» дать нельзя, а если и можно, то получиться что-то громоздкое. Даже если обратиться к философскому энциклопедическому словарю, то и там рассматриваются разные подходы.

В целом, жизнь - это то, чем мир организмов отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.

1. В естественнонаучно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь принципиально отличается от органического явления своей направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; 4) ограничением направленного поведения внешними условиями. Объяснение такого поведения с причинно-механической точки зрения невозможно, указания границы между органической и неорганической материей для этого тоже недостаточно. Проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством предполагаемого «витального фактора».

2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок.

3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механическое, так и виталистическое объяснение живого, поскольку оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил.

4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.

5. С биографической точки зрения  жизнь одного человека есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.

Как видим, жизнь «распадается» на области исследования (биологическая, историческая, метафизическая и т.п.) 

Если видеть только одну какую-то сторону жизни и «зацепиться» за нее, то мы никогда не выйдем на ее смысл, а постоянно будем испытывать неудовлетворение в том, что жизнь есть.

Вот и уважаемый А.Лосев в своем очерке «Жизнь» дискутирует со своим оппонентом:

«Жизнь как именно жизнь, жизнь, взятая сама по себе, жизнь как таковая, это есть самая нелепая, самая бессмысленная, самая слабоумная судьба, когда нет никого, кто был бы виноват, и в то же время решительно все виноваты. Жизнь создает себя, и жизнь сама же пожирает себя. Каждый ее момент есть порождение нового и тут же пожирание этого нового. Непрерывно, сволочь, сама себя порождает и тут же сама себя пожирает. Так ежемгновенно порождаются и отмирают клетки в организме, и остается организм. Так непрестанно нарождаются и отмирают самые организмы, и - остается их род. Так порождаются и отмирают их роды, и - остаются семьи, племена. И т. д. и т.д. И так как нет ничего кроме и сверх жизни, так как нет никого и ничего выходящего за пределы жизни, то жизнь, со всем своим роскошным древом бесконечных и, допустим, часто весьма интересных и прихотливых организмов, оказывается просто бессмыслицей, и больше ничего, просто вымогательством и насилием, и больше ничего.

Долой, долой эту голую жизнь! Долой, прочь этот неугомонный, самоуверенный, напористый, не знающий никаких пределов процесс жизни! Давайте знание, давайте то, что выше жизни и охватывает ее самое. Давайте смысл, давайте идею, давайте душу живую, ум живой! Давайте мыслить, рассуждать, расчленять, освещать! Долой потемки, отсутствие начал и концов, эту всемирную скуку само порождения и само пожирания. Давайте науку! Давайте, наконец, человека! Жизнь, взятая в своем обнаженном процессе, нечеловечна, дочеловечна, бесчеловечна! Знания, понимания, мудрости – вот чего мы жаждем больше, чем бессмысленной животности! Или жизнь - бессмыслица, или знание выше жизни и мудрость выше животных функций.

Или жизнь - судьба, или жизнь - мудрость! Но так как жизнь неуничтожима и неискоренима, то и жизнь, и судьба, и мудрость – одно и, то же. Мудр тот, кто знает судьбу; а знает судьбу тот, кто знает жизнь; а знает жизнь тот, кто живет и мыслит».

Далее философ задается вопросом:

…В чем же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чем он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизнь человека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно - наша Родина.

Значит, жизнь и смерть наша - не пустая и бессмысленная, жалкая пустота и ничтожество, но - жертва. В жертве сразу дано и наше человеческое ничтожество, и слабость, и наше человеческое достоинство и сила. Гибнет моя жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается и утверждается человеческое спасение; и страдания, слезы и отчаяние в прошлом залегают как нерушимый фундамент для будущей радости, а бессмыслица и тьма прожитой жизни отмирают и забываются как тяжелый и уже миновавший сон. Повторяю: или есть что-нибудь над нами родное, великое, светлое, общее для всех, интимно-интимно наше, внутреннейше наше, насущно и неизбывно наше, то есть Родина, или - жизнь наша бессмысленна, страдания наши неискупаемы, и рыданию человеческому не предстоит никакого конца.

- Вы умрете, и вы этому рады, - говорил мне тоже один интеллигентишка.

- Но ведь если вы умрете, то все равно ваша жизнь бессмысленна, и все равно судьба властвует над вами.

- Нет! - отвечал я. - Я умру, но я останусь жить.

- Хе-хе! Бессмертие, дескать, души?

- Как хотите, называйте. Вернее, бессмертие моего дела.

- Но ведь дело-то умрет?

- Нет, товарищ, не умрет. Именно не умрет.

- Дело ваше умрет, раз вас не будет.

- Физически меня не будет, а жизнь моя не умрет.

- Но ведь она же растворится в общечеловеческом деле, в общечеловеческой жизни, и никто этого даже и не заметит.

- Вы рассуждаете как эгоист, от всего уединившийся и ничего не любящий. Кто любит, тот не умрет»[1].

Вот так достаточно интересно выдающийся систематизатор философии XX века из разных в отдельности бессмысленных граней жизни вывел для себя смысл жизни в целом - служение своему роду. А бессмертие по Лосеву достигается путем создания творческого наследия и заботы о  роде Человеческом и его будущем.

Я согласна, что человек, существенно обогативший мировую сокровищницу, оставивший после себя такое философское наследство, становится бессмертным. И его жизнь имела именно тот смысл, который он для себя вывел. Но что делать человеку, которому нет дела до других, а по природе своей он скептик и как творческая личность очень заурядный? Вот тут-то патетичность эссе просто исчезает.

Глава 2. Смерть и ее феномены

 

…человек уходит из жизни, как выходят из трамвая: на его уход обращают внимание те, кого он толкнул, или кому уступил место.

 

Оказывается смерть, не менее противоречива и многоаспектна, чем жизнь. Речь даже не в принципиальном вопросе, есть смерть или ее нет. Она есть, но какая?

 

СМЕРТЬ - естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть про­сто как страшный факт и начали размыш­лять над проблемой сущности самой жиз­ни, они много времени уделяли тому, что­бы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие рассматрива­ли жизнь как душу, пребывающую вре­менно в «темнице» — теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие.

У современных ученых смерть имеет свою классификацию, а область науки, занимающаяся изучением смерти, ее причин, механизмов и признаков, получила название "танатология" (от греческого thanatos - смерть). Если в западных странах эту науку можно назвать сравнительно молодой, то на Востоке она насчитывает уже не одно тысячелетие.

Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т. е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поко­ления в поколение. Размножение, рассмат­риваемое с позиций существования рода, передача знаний, культурного «багажа» и прочих априорных форм есть отрицание смерти. В этом прослеживается линия бессмертия по Лосеву.

Теология рассмат­ривает смерть как расплату за грехи; ми­лость Божья обещает воскресение. Все по­пытки придать надежную основу вере в бессмертие человека с самого начала обре­чены на неудачу и имеют своей целью из­бавить Я от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что Я объявляет о неприступной зоне, в которой оно есть Бог.

В экзистенциализме Хайдеггера челове­ческое существование выступает как бы­тие, идущее к смерти, т. е., по сути дела, оно является страхом. Человеческое суще­ствование пребывает в страхе перед возможной невозможностью его су­ществования. Смерть — возможность бы­тия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием.

Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактиче­скую целостность. Сартр отвергает такую точку зрения, называя ее «романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы уме­реть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае — пережить ее и себя самих. Смерть является не моей воз­можностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ни­что моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем»[2].

 

Клиническая смерть

На практике вопрос о смерти представляется  довольно  трудным,  состоит  в  том,   что   он   по   существу  семантический,  то  есть  все  зависит  от  того,  какой  смысл  вкладываем мы в понятие "смерть".

Информация о работе Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии