Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:37, реферат

Описание

Проблема человека, его жизни, смерти и бессмертия на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Жизнь………………………………………………………………………4

Глава 2. Смерть и её феномены……………………………………………………6

2.1. Смерть - необходимость или неизбежность?..............................9

Глава 3. Бессмертие………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

фил. реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Другим доказательством бессмертия души, стало моральное доказательство Канта. Кант рассуждал так: мы видим, что поступки людей в жизни  обычно сильно отличаются от вечных моральных идеалов добра, справедливости и т.п. Но как найти примирение между идеалом и действительностью? Мы верим, что добро реализуется в жизни, пусть не сразу, но в бесконечном процессе нашего существования. Такое совершенствование должно быть свойственно каждой личности - ведь нравственная деятельность есть, прежде всего, личная деятельность. Бесконечный процесс личного совершенствования необходимо предполагает вечность бессмертной души.

 

Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказатель­ства бессмертия души:

1)                    метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не име­ет начала, а, следовательно, и конца. «Ког­да самодвижение есть не что иное, как ду­ша, то душа безначальна и бессмертна» (Платон, «Федр»);

2)                    онтологическое: бес­смертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, кото­рая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц);

3)                    теологическое: цель, с которой Бог вдохнул душу в лич­ное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на Земле;

4)                    истори­ческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души;

5)                    специфически христи­анское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти;

6)                    вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановле­ния справедливости; в этом мире нет спра­ведливости, поэтому необходимо вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни по­сле смерти. Подо­бным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат.

Против веры в личное бессмертие выступа­ли Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Ге­гель, Шопенгауэр, Маркс.

Интересен следующий факт. Американские ученые решили проверить, действительно ли есть душа у человека и покидает ли она его при смерти. Для этого они сконструировали специальные весы, позволяющие учитывать самые ничтожные колебания массы тела, рассчитывая получить тысячные доли грамма. С согласия родственников на эти весы клали умирающих. В результате выяснилось, что в момент смерти приборы фиксировали уменьшение массы тела от 2 до 6,5 граммов.

Существует,  однако,  другая  точка  зрения, возможно  еще  более  древней  концепции,  определенная  часть человеческого существа продолжает жить даже  после того, как физическое тело  прекращает  функционировать  и  полностью   разрушается.   Эта   постоянно  существующая  часть  получила много названий - психика, душа, разум, "я",  сущность,  сознание. Но как бы она не называлась, представление о том, что  человек  переходит в какой-то иной мир после физической смерти,  является одним из наиболее древних человеческих  верований.

Одни  говорят,  что  смерть  это  исчезновение   сознания,  другие  же  утверждают,  с  такой  же  уверенностью, что смерть есть переход души или разума в  другое  измерение реальности.

На примере исследования 150 случаев клинической смерти д-р Моуди подводит к мысли, что сознание не исчезает, по крайней мере, для тех, кто умер, но впоследствии был реанимирован. Напомню, что предельный срок реанимации – 20 минут после остановки сердца. В это время мозговые процессы еще обратимы.

Но идем дальше. Как свидетельствуют опрошенные, светящееся существо интервьюирует их души (сознание) на предмет праведности прожитой жизни. При этом оно не осуждает человека, если тот вел безнравственный образ жизни. В этом существенное отличие от христианских представлений о суде. Нет там и разделения на рай и ад.

«Голос задал мне вопрос: "Стоит ли это, то есть моя жизнь, потраченного времени? То есть, считаю ли я, что жизнь,  которую я прожил до этого момента, действительно была прожита не зря, с точки зрения того, что я узнал теперь?"»[3].

Это напоминает мне маркетинговое исследование, только в очень глобальном масштабе. По свидетельствам духовного гуру нашей современности Шри Раджниша первая реакция просветленных – безудержный смех. Будда, по его словам, смеялся 40 минут после постижения своей истины. Не знаю, насколько это отвечает действительности, но вполне может быть, что природа просто сыграли над человеком хорошую шутку, наделив его сознанием и запустив в мир. Если это так, то после смерти нас всех ждет…

«Во время просмотра светящееся существо как бы подчеркивало, что в жизни самыми  важными  являются  две вещи:  научиться  любить других людей и приобретать знания…

Не могу объяснить почему, но интуитивно мне кажется, что это действительно те вещи, которым стоит посвятить жизнь. Хотя зачем человеку безмерные познания, я пока не понимаю. Возможно, для того, чтобы перевести сознание-мышление на качественно новый уровень, когда мир воспринимается уже по-другому, и нити, связывающие всё и вся, становятся доступны для сознания. В этом случае содержание знания, по всей видимости, не имеет значение. Цель – «запудрить» себе мозги, довести их до того предела, когда количество переходит в качество. Но это моя личная точка зрения. Возможно, только какое-то определенное соотношение знаний - как по форме, так и по содержанию – дает новую ступень понимания мира.

 

Продолжаем путешествие по книге д-ра Моуди. При существовании сознания как такового, пределы восприятия практически исчезают:

«…ощущения,   которые  соответствуют  физическому слуху и зрению остаются неизменными и для духовного  тела. Они даже становятся более  совершенными  по  сравнению  с физическим  состоянием.  Один мужчина говорил, что когда он был  "мертв", его зрение было  несравненно  более  острым.  Вот  его  слова:  "Я просто не мог понять, как я могу видеть так далеко"…   

     "Слух", присущий духовному состоянию, очевидно, может  быть  назван так лишь по аналогии с тем, что имеет место в физическом  мире, так как большинство опрошенных свидетельствуют о том, что  они  на самом деле слышали не физический звук или голос. Скорее  им казалось, что они воспринимают мысли окружающих их  лиц,  и,  как мы увидим позже, этот же механизм непосредственной передачи  мыслей  играет  очень  важную  роль  на  поздних  стадиях опыта  смерти…

В  то  же время, духовное  состояние  менее   ограничено,   по   сравнению   с   телесным.  Восприятие,   мысль  и  память  более  совершенны,  а  время  и  пространство не являются     более ограничивающими  обстоятельствами,  как  при  физической  жизни».

 

В главе о суициде  я уже упоминала, что после неудавшегося покушения на свою жизнь самоубийцы полностью избавляются от своих психических сдвигов, которые толкали их на этот шаг. По всей видимости, они испытывали то же, что и респонденты д-ра Моуди:

«Пережитый  опыт оказал  на  их  жизнь очень тонкое умиротворяющее  воздействие.  Многие  говорили  мне,  что после  того, что произошло они, чувствуют, что их жизнь стала глубже  и  содержательнее, так как благодаря этому опыту они стали гораздо  больше интересоваться фундаментальными философскими проблемами.

… пациенты  рассказывали о  том,  что  после  пережитого  опыта  смерти  им  казалось, что они приобретали или замечали за собой интуитивные  способности, находящиеся на границе психики:

     "После  этого  опыта  я  ощущаю  себя  как  бы духовно  обновленным. С  тех  пор  многие  говорили  мне,  что  я  сразу  оказываю   на   них   умиротворяющее   воздействие,  когда  они  взволнованы. Мне кажется, что я теперь  лучше  чувствую  людей,  могу быстрее улавливать их состояние"».

Надо сказать, что Моуди очень убедительно описывает опыт сознания после клинической смерти, и надо быть большим скептиком и воинствующим атеистом, чтобы не впустить в свое мировоззрение возможность бессмертия.

Люди сами рационалистическим методами разрушают веру, убеждают себя в том, что смерть – самая, что ни на есть объективная реальность и за ней  - полнейшее небытие, что бессмертия нет ни в какой форме, возводят это  в основу новой веры, а потом  пугают себя и окружающих тотальной смертью тела, души, духа и всего человеческого естества. Это вера не в Бога, а в страх. Вот все, чего добиваются люди, когда пытаются постигнуть смерть разумом и записать выводы на бумаге.

«Жизнь  подобна  тюремному  заключению. Но в этом  состоянии мы просто не понимаем, какой тюрьмой является для нас  наше  тело.  Смерть подобна освобождению, выходу из тюрьмы. Это,  пожалуй, самое лучшее, с чем я мог бы ее сравнить»[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


    И как я смогла подметить, среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать этого; они не осознают и не предвидят, что придет день, и они погибнут. Перед животными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают. Вывод из такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и от легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чем те, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения.

    Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно-пессиместические, и религиозно оптимистические формы. Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь составляет основную цель всего исторического развития человечества.

    Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию жизни.

   И выводом ко всему сказанному будет то, что от рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительность и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Баландин Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?.. – М.:Знание,1992.
  2. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. – Новосибирск: Наука, 1990.
  3. Лосев А.Ф.Жизнь//Повести, рассказы, письма. -  С.-Пб.:Комплект, 1993.
  4. Мостицкий И. С того света возвратясь...//Шаг. - 1996 - №2-8.
  5. Моуди Р. Жизнь после жизни. Перевод с англ. Исследование феномена жизни после смерти тела. - Москва-Рига, 1991.
  6. Сумерки богов. (Ницше Ф., Фрейд Э., Камю А., Сартр Ж.-П.). – М., 1989.
  7. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998.

15

 



[1] Лосев А.Ф. Жизнь//Повести, рассказы, письма. - С.-Пб., 1993.

[2] Цит.по: Экзистенциализм//Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998

[3] Здесь и далее ссылка на упомянутую книгу Р.Моуди.

[4] Там же. Впечатление одного из переживших клиническую смерть.


Информация о работе Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии