Противоречия философии эпохи Возраждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание

“Эстетика Ренессанса базировалась на человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала его освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно- капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта.

Содержание

1. Социально – экономические предпосылки перехода к Ренессансу………4



2. Гуманистический характер философии Возрождения……………………10



3. Естественнонаучный характер философии Возрождения………………..12



4. Список используемой литературы……………………………………..……15

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)


        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Противоречия философии эпохи Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

1.       Социально – экономические предпосылки перехода к Ренессансу………4

 

2.       Гуманистический характер философии Возрождения……………………10

 

3.       Естественнонаучный характер философии Возрождения………………..12

 

4.       Список используемой литературы……………………………………..……15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Эстетика Ренессанса базировалась на человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала его освобождения – и  духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно- капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма”.

А.Ф. Лосев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально – экономические предпосылки перехода к Ренессансу.

     По мере  того  как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно – денежные  отношения и складываются зачатки  капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры  между  феодальными королевствами и княжествами,  обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической  промышленности и  торговли.  Освобождаясь  от  пут феодальных отношений,  человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире.

     С этим стремлением связана новая эпоха культуры – эпоха  европейского  Возрождения  или  Ренессанса.  Хотя  философы Ренессанса (ХIV – ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке,  они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение.  Для христианства и средневековья единственная творческая  сила – Бог.  Даже человек,  обладающий богоподобной душой, – лишь   червь земной.  Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности,  и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека,  подчеркивая, что именно человек является главной  фигурой  и  высшим судьей своего разумного и целесообразного.

Отсюда и интерес к человеческому достоинству,  к свободе и  разуму человека.

Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии,  мыслители эпохи Возрождения создают  антропоцентристское (от греч.  «аntropos» – человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

     Важнейшей отличительной  чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на  искусство.  Если  средневековье можно  назвать  эпохой религиозной,  то Возрождение – эпохой  художественно – эстетической.  И если в центре внимания античности  была природа,  космос, в средние века – Бог  и связанная с ним идея спасения,  то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

     В эпоху возрождения,  как никогда раньше,  возросла  ценность отдельного  человека.  Ни в античности,  ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений.  Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.  Изощренный художественный вкус  везде  умеет распознать и оценить это своеобразие.  Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.

     Именно эпоха  Возрождения  дала  миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей,  великих гуманистов,  обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей,  целеустремленностью, огромной энергией. Но философия Возрождения  была переходной ступенью к философии зрелого буржуазного общества.  В ХVII – ХVIII вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

В это время вследствие интенсивного развития  промышленности,  мореплавания,  торговли  и великих географических открытий поток информации резко возрос,  в результате чего  колоссально  расширился кругозор европейских ученых.  Благодаря великим открытиям Н.Коперника (1473-1543),  Г.Галилея (1564-1642) и  И.Кеплера  (1571-1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта – соединение   теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развиваются новые отрасли естествознания – механика,  физика, химия, экспериментальная  биология.  Чем  больше накапливается сложных научных проблем,  тем острее ощущается потребность в  философском  анализе знаний – в  общей методологии познания.  Вместе с тем новые знания коренным образом меняют научную картину мира.  Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стержнем  новых философских направлений.  Этот период  в  развитии  философии получил название гносецентристского (от греч.  «gnosis» – знание, познание).  Одно из таких направлений – рационализм  (от лат. «ratio» – разум) – выдвигает  на первый план логические основания науки.  Главным источником знания считаются идеи, т.е.  мысли  и понятия,  которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким  образом эти идеи могут дать истинное,  правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее  яркими  представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-1650),  Б.Спиноза (1632 – 1677),  Г.Лейбниц (1646 – 1716) и  ряд других мыслителей.

     Другое философское направление – эмпиризм  (от греч. «empiria» – опыт) утверждает,  что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным,  как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.  Наиболее яркими  представителями  этого  направления  были Ф.Бэкон (1561 – 1626), Т.Гоббс (1588 – 1679) и Д.Локк (1632 - 1704).

     Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой  форме происходит  сложная  борьба  материалистических  и идеалистических воззрений.  И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания.  Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и  явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный,  творческий характер человеческого  мышления.

     В последней трети ХVI – начале ХVII  века  происходят  первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии), которые положили начало развитию нового общественного строя – капитализма.  Развитие нового,  буржуазного общества порождает изменения не только в экономике,  политике и социальных отношениях,  но и в сознании людей.

Это находит отражение и в развитии философии.  Уже в эпоху Возрождения философы уделяли большое внимание критике средневековой схоластики. Эта  критика  приобретает еще больший размах в ХVII – ХVIII вв.

     Развитие науки  и  общественной жизни обнаруживает ограниченность всех прежних философских систем,  их мировоззренческих и методологических установок. По мере развития капиталистического способа производства все острее становятся противоречия между  нарождающимся капиталистическим строем и пережитками феодализма. Поэтому буржуазная философия нового времени, отражая глубокие изменения и противоречия в самой общественной жизни, выступает с острой критикой феодализма.  Это нашло свое отражение прежде всего в  борьбе материалистических взглядов и идеалистических воззрений.

     Передовые мыслители ХVII – ХVIII вв.,  опираясь  на  достижении современного им естествознания, идеологически подготавливали революционные преобразования в общественной жизни и  продвинули  философскую науку.  Борьба материализма и идеализма в этот период приобрела еще более острый характер,  чем в древности.  В ХVII – ХVIII вв.  борьба  против религии как господствующей идеологии изжившего себя феодального строя отвечала самым насущным потребностям  прогрессивного развития общества.

     Уже в  период ранних буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд  материалистических  теорий,  развившихся  в борьбе против теологии и схоластики.  В конце ХVI – начале   ХVII вв.  в Англии возникло сильное материалистическое направление, которое плодотворно развивалось на протяжении ХVII  и отчасти ХVIII столетий. Английский материализм ХVII в. представлен философскими теориями  Ф.Бэкона,  Т.Гоббса  и  Д.Локка.  Блестящим представителем передовой  научной  мысли во Франции в ХVII в.  был выдающийся естествоиспытатель,  математик и философ Р.Декарт.  Почетное место среди передовых мыслителей ХVII века принадлежит голландскому философу Б.Спинозе.

     Материалистическая мысль эпохи  ранних  буржуазных  революций опиралась  на  достижения естествознания.  Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее  развитие  получили  такие дисциплины, как математика, механика, физика. Это отвечало потребностям развития производства,  но в то же время  накладывало  свой отпечаток на философское осмысление мира.  Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.

     Наряду с  этим  необходимо отметить следующее обстоятельство.

Главнейшим приобретением естествознания ХVII – ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа.  Применение метода  анализа, использование  эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры.  Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически,  без применения синтеза породило у ученых привычку  рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга,  вне их всеобщей связи и взаимодействия,  т.е. не диалектически,  а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления.

     В конце ХVII – начале ХVIII вв., после завершения цикла ранних буржуазных революций,  в странах Западной Европы  поднялась  волна религиозной реакции  и  идеализма.  Одним  из наиболее активных ее представителей был епископ Д.Беркли (1685-1753).  Но  все  попытки Беркли и  других  философов – идеалистов   остановить распространение материалистических идей оказались безуспешными.  В ХVIII веке выступления материализма против религии и идеализма приобрели еще более острый характер.  Основным центром борьбы  в  Западной  Европе стала Франция.

     Французский материализм XVIII века был передовым  мировоззрением, идеологически  подготовившим  французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями были Ж.Мелье (1664 – 1729), Ж.О.Ламетри (1709 – 1750),     Д.Дидро     (1713 – 1784), П.Гольбах (1723 – 1789), К.Гельвеций  (1715 – 1771).  Французские   материалисты XVIII в.  выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы.

     XVIII век  в истории человеческой цивилизации не случайно называют эпохой Просвещения.  Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого  круга людей,  теперь распространяется вширь,  выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук – в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени. На  знамени  просветителей  написано два главных лозунга: "Наука и прогресс".  В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в  творчестве Д.Локка,  Д.Толанда (1670 – 1722).  Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.М.Вольтером  (1694 – 1778), Ж.Ж.Руссо (1612 – 1778), Д.Дидро, М.Д.Аламбером (1717 – 1783), П.Гольбахом, Ж.Ламетри.  В Германии носителями  идей  Просвещения  стали И.Гердер (1744-1803) и молодой  И.Кант (1724 – 1804).

 

 

 

 

 

 

 

2. Гуманистический характер философии Возрождения.

Эпоха Возрождения или Ренессанс – исторический период, охватывающий полностью два века: XV и XVI. Во многих сферах жизнедеятельности человека этот период, можно сказать, стал революционным. Изменения происходят в общественном, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. В философском отношении Ренессанс является эпохой Гуманизма. Сам термин «гуманизм» происходит от итальянского слова «humanista», указывающего на преподавателей или учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали, т.е. наук, описывающих человека с точки зрения его общих особенностей, не обращаясь к каким-либо прагматическим возможностям. Такие науки способствуют общему развитию и возвышению человека и оказываются более пригодными в формировании человека и развитии его духовной природы, нежели другие дисциплины.

Эпоху Гуманизма как раз и отличает направленность на человека, формирование его моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции. Большое развитие получают такие формы философствования, как платонизм и аристотелизм. Между ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь не означает возрождения платоновской мысли, выраженной в форме диалога. Вновь открытые платоновские диалоги читали в свете поздней платонической традиции, то есть в передаче канонического неоплатонизма, т.е. платонизма с многовековыми напластованиями и инфильтрациями христианского характера. Кроме того, возвращаются к жизни греческие и восточные учения, обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых письменных источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. В действительности, правда, источники эти были фальсифицированы, но люди эпохи Возрождения принимали их за подлинные. Они имели последствия огромной важности и отразились на взглядах философов – неоплатоников. Что касается философского содержания возрожденного неоплатонизма, следует отметить, что эти ученые не внесли в него много оригинальных  элементов. В XVI веке начинают вновь завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Противоречия философии эпохи Возраждения