Противоречия философии эпохи Возраждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание

“Эстетика Ренессанса базировалась на человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала его освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно- капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта.

Содержание

1. Социально – экономические предпосылки перехода к Ренессансу………4



2. Гуманистический характер философии Возрождения……………………10



3. Естественнонаучный характер философии Возрождения………………..12



4. Список используемой литературы……………………………………..……15

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

3. Естественнонаучный характер философии Возрождения.

Эпоха Возрождения, особенно в XVI веке, отмечена крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно – мистических  абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество  Леонардо да Винчи). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия  практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине  XVI века  в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, "... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии..." медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней. Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени, разработана современная буквенная символика, введены в употребление десятичные дроби. Дальнейшее развитие получает механика.  Растет объём знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма XVI – XVII вв.

Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения – возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии Возрождения приходится на  XVI век в Италии и Германии, но многие идеи были выдвинуты уже в XV веке Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи Возрождения были: натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из сверхъестественной внешней силы становился силой, имманентной(присущей) природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на огромный (бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека ("микрокосма") как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого и в учении о "совпадении противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождения на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями,   мистическими догадками.

Огромный рост естественнонаучного знания в данную эпоху получил своё продолжение в ряде открытий первостепенной важности. Строительство больших зданий, прогресс в кораблестроении, изменения в военном деле и науке, изменения в способах хозяйствования – все это требовало применения науки к производству. Развитие науки и в частности математики в Италии и в других странах Западной Европы в XV – XVII веках вызывалось именно этими потребностями. Так в XV в. получили всеобщее распространение арабские цифры, были воскрешены из небытия труды античных математиков – Евклида, Архимеда, и других.

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на развитие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие открытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, развитие которой было обусловлено потребностями мореплавания и необходимостью уточнения календаря. А поскольку богословско-схоластическое мировоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, то новые открытия в астрономии разрушали эти мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.   «Введение в философию» под ред. И.Т. Фролова // М., 2003

 

2.   «Антология мировой философии» Возрождение // М., 1991

 

3.   «Сочинения. 2 издание» т. 20 К.Маркс и Ф.Энгельс

 

4.   «Естествознание» В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина // М., 1996

 

5.   Г.М. Тавризян, О.Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры

 



Информация о работе Противоречия философии эпохи Возраждения