Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:58, контрольная работа
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.
Введение
1 Идея классического психоанализа
2 Структура личности в классическом психоанализе
3 Динамика личности
4 Психосексуальные стадии развития личности
Заключение
Содержание
Введение
1 Идея классического психоанализа
2 Структура личности в классическом психоанализе
3 Динамика личности
4 Психосексуальные стадии развития личности
Заключение
Введение
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.
Но, более того, Фрейд – первый предположил, что этот глубинный пласт, а также, надстройки над ним, и есть составляющие личность элементы. И после проделанной им работы, Фрейд представил готовую модель структуры личности и охарактеризовал ее динамику.
И в этой работе, мы постараемся содержательно, но лаконично осветить основные тезисы структуры и динамики личности в представлении классического психоанализа, основателем коего и был Зигмунд Фрейд.
1 Идея классического психоанализа
«Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы».
До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, то есть как факт, что сознание существует, был неоспорим, но оно оставалось чем-то эфемерным, не поддающимся изучению.
И в результате своей деятельности, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика имеет некую сложную систему, состоящую из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы. Фрейд высказал мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем быть осознанным; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. В итоге, первый вид бессознательного Фрейд называл предсознательным, а второй - собственно.
Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.
Также, Фрейдом были выделены три аспекта функционирования человека, выраженные в понятиях «Оно», или «Ид», «Я» или «Эго», и «Сверх-Я», или «супер-эго». И как раз, эти три понятия и составляют структуру личности.
Таким образом, в своем учении З. Фрейд разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, предсознательный (или подсознательный) и бессознательный. А также, взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях («Оно», «Я», «Сверх-Я»).
2 Структура личности в
И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но они настолько тесно взаимосвязаны, что практически невозможно выделить по отдельности их влияние на поведение человека. «Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других».
«Оно» - самый глубинный пласт психики. Он включает всё то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром для некой психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем («Я» и «Сверх-Я»). Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.
«Оно» у Фрейда обозначает
исключительно примитивные, инстинктивные
и врожденные аспекты личности. «Ид»
функционирует целиком в бессоз
Для того, чтобы получить это удовольствие, существует два процесса, которыми «Ид» «пользуется». Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения.
Первичный процесс предполагает более
сложную реакцию. Он пытается высвободить
энергию через создание образа объекта,
в связи с чем энергия
«Я» появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.
Иными словами, «Я» подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия.
Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса «Я» формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью.
Однако, «Я» – это производная от «Оно», и является, по сути, слугой желаний «Ид», но слугой «грамотным», умеющим находить объективно приемлемые пути удовлетворения этих желаний. «Я» не обладает существованием, отдельным от «Оно», и в абсолютном смысле всегда зависимо от него, так как питается именно энергией «Ид».
Третья и последняя
«Сверх-Я» – это мораль личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, привитых тем или иным обществом.
«Сверх-Я» как сопровождающий человека моральный судья развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей.
То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, откладывается в совесть – одну из подсистем «Сверх-Я». То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в другую подсистему – «Я-идеал». Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, «идеальное Я» награждает его, наполняя гордостью. С формированием «Сверх-Я» на место родительского контроля встает самоконтроль.
Таким образом, получается, что структура личности человека имеет в себе несколько систем, по-особому взаимосвязанных. Глубоко в бессознательном существует «Оно» как некий резервуар энергии, которая нужна для реализации биологических потребностей человека, однако, «Ид» не важно, как удовлетворять эти потребности. В связи с этим, появляется «Я» как некий объективно приемлемый «вектор» энергии «Оно», то есть использующий принцип объективности, причем, пронизывающий все три пласта психики (бессознательное, предсознательное и сознательное). И как контролер всех «действий» «Оно» и «Я» (особенно «Оно»), вы ступает «Сверх-Я»
3 Динамика личности
Динамика личности - общий термин, используемый для обозначения изучения сложных, интерактивных, динамических аспектов мотивации, эмоций и поведения.
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Так как общее количество энергии ограничено, три системы «соревнуются» за обладание энергией. Изначально «Оно» обладает всей энергией и использует ее для рефлекторных действий и исполнения желаний посредством первичного процесса. Эти оба вида активности находятся в полном услужении у принципа удовольствия, на основе которого действует «Оно». Приведение в действие энергии – в действие, которое удовлетворит «Ид», – называется объект-выбор или объект-катексис.
Динамика личности, также, во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой. Помимо этой роли – источника обеспечения – внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворять, но и угрожать. Окружающая среда обладает властью причинять боль и увеличивать напряжение – равно как приносить удовольствие и снижать напряжение. Обычная реакция человека на внешние угрозы, с которыми он не готов справиться, – страх. «Я», подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой.
Фрейд различал три вида тревоги: реальную тревогу, невротическую тревогу и моральную тревогу или чувство вины. Основной тип – реальная тревога или страх реальных опасностей внешнего мира; от нее производны два других. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога – не столько страх инстинктов как таковых, сколько страх наказания, которое последует за его удовлетворением. Невротическая тревога имеет основу в реальности, поскольку в лице родителей или других авторитарных фигур мир наказывает ребенка за импульсивные действия. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым «Сверх-Я» склонны чувствовать вину совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять.
Функции тревоги – предостеречь человека о надвигающейся опасности. Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобно голоду или сексуальному побуждению, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести.
Тревога, с которой невозможно эффективно справиться, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Фактически прототипом более поздней тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Ребенку необходимо убежище, чтобы «Я» имело шанс развиться настолько, чтобы справиться с сильными внешними стимулами. Если «Я» не в состоянии справиться с тревогой рационалистически, оно вынуждено вернуться к нереалистическим методам. Это есть защитные механизмы.