Психоанализ Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.

Содержание

Введение
1 Идея классического психоанализа
2 Структура личности в классическом психоанализе
3 Динамика личности
4 Психосексуальные стадии развития личности
Заключение

Работа состоит из  1 файл

психология фр.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Эти защитные механизмы призваны снижать  уровень напряжения «Я», которое  создает довлеющая тревога.

Фрейд выделял семь защитных механизмов:

      1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;
      2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
      3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;
      4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
      5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";
      6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";
      7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). 

Личность развивается на основе четырех источников напряжения:

      1. процессов физиологического роста;
      2. фрустраций;
      3. конфликтов;
      4. угроз.

     Прямым следствием  возрастания напряжения, возникающего  из этих четырех источников  является то, что личность вынуждена научиться разряжать это напряжение. Это и подразумевается под развитием личности. Отождествление и смещение – два метода, посредством которых индивид обучается разрешать фрустраций, конфликты и тревоги. 

Отождествление можно определить как метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Человек научается редуцировать напряжение, моделируя свое поведение по чьему-то другому. В качестве моделей мы выбираем тех, кто, как нам кажется, более успешен в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Ребенок отождествляется с родителями, поскольку они представляются всемогущими, по крайней мере, в раннем детстве. Становясь старше, дети находят других людей, с которыми отождествляются – тех, чьи достижения более соответствуют их нынешним желаниям. Для каждого периода есть свои фигуры отождествления. Излишне говорить, что большая часть отождествлений происходит бессознательно, а не по сознательному намерению, как это может показаться. Смещение же это, когда изначальный объект-выбор оказывается недоступен в силу внешних или внутренних барьеров (антикатексис), формируется новый катексис, если не возникает сильного подавления. Если этот новый катексис также блокируется, происходит новое смещение и т.д., пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. На протяжении серии смещений, в значительной мере составляющих формирование личности, источник и цель инстинкта остаются неизменными; меняется лишь объект.

Таким образом, динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Также, во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира, который помимо функции удовлетворения потребностей «Ид», еще и несет в себе опасности, которые довлея на «Я», создают у него состояние тревоги.

 

4 Психосексуальные стадии  развития личности

 

Существует мнение что, Фрейд был  первым психологом-теоретиком, кто  уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Таким образом, динамика личности лучше всего прослеживается в периодизации психосексуальных стадий развития личности, выделенных Фрейдом.

В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит пять динамически дифференцированных стадий. По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности. Каждая стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями реагирования определенных телесных зон. На первой стадии, длящейся около года, важнейшей областью динамической активности, например, является рот. 

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение  этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии - слишком много или слишком мало - могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд, считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренится именно в этой детской оральной стадии. 

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероятно чистоплотный, опрятный и организованный тип). 

Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый  год жизни ребенка, основное его внимание сосредотачивается на эротическом удовлетворении, что включает в себя любование и демонстрацию гениталий и сексуальные фантазии. Фрейд описывает эту стадию при помощи понятия эдипова комплекса. Как известно, Эдип - это персонаж древнегреческой мифологии, который, не ведая того, убивает своего отца и женится на собственной матери. По мысли Фрейда, на этой стадии у ребенка развивается влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник.

Латентная стадия характеризуется  снижением полового интереса. Психическая  инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия «Ид» переносится на освоение общечеловеческого  опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. 

Генитальная стадия. Катексисы прегенитальных периодов по характеру являются нарциссическими. Это означает, что индивид получает удовлетворение, стимулируя собственное тело или манипулируя им, а другие люди катектируются лишь постольку, поскольку помогают обеспечить дополнительные формы телесного удовольствия. В подростковом периоде часть этой самовлюбленности или нарциссизма переходит в особый объект-выбор. Подросток начинает любить других по альтруистическим мотивам, а не просто по эгоистическим или нарциссическим причинам. Начинают проявляться сексуальная привлекательность, социализация, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни. 

Несмотря на то, что Фрейд выделил  пять стадий личностного развития, он не предполагал наличия резких переходов от одной к другой.  

Таким образом, в динамике развития личности важную роль играют первые пять лет жизни человека. Но и в дальнейшем, по мере взросления, индивид переживает некоторые изменения.

 

Заключение

 

Разработанная Зигмундом Фрейдом  теория личности шокировала представления  своего времени, так как представила  человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

 

Литература

 

1. Джонсон Р. Сновидения и фантазии анализ и использование. REFL-Book ВАКЛЕР, 1996.

2. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Кордуэлл М. Пихология. А – Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: ПИТЕР, 2001.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

6. Фрейд З. «Я и Оно», 1923. Собрание сочинений в 26 томах. СПб.: Изд-во «ВЕИП», 2005.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: ПИТЕР, 2000

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005.

9. http://www.psynavigator.ru/directions.php?code=1

10. http://azps.ru/sch/frd/frd14.html

11.  http://psylib.org.ua/books/holli01/txt02.htm

12. http://www.psy4analysis.ru/article2.htm

13. http://enc-dic.com/enc_psy/Lichnosti-Dinamika-12557.html

14. http://www.freud.psy4.ru/sta.htm

15. http://www.freud.psy4.ru/sta.htm

 


Информация о работе Психоанализ Фрейда