Психоанализ и философия неофрейдизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание

Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

Содержание

Введение
3
1.
З. Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Конфликт личности и культуры
4
2.
Учение К. Юнга о коллективном бессознательном
10
3.
Э. Фромм о социальном характере
12
Заключение
15
Список используемых источников
16

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 38.69 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По дисциплине «Философия»

 

Студентки  1 курса

 

 

                                                                                              

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Тема 25. Психоанализ и философия неофрейдизма

 

Введение

3

1.

З. Фрейд о структуре  человеческой психики. Проблема бессознательного. Конфликт личности и культуры

4

2.

Учение К. Юнга о коллективном бессознательном

10

3.

Э. Фромм о социальном характере

12

Заключение

15

Список используемых источников

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравнительно небольшая часть психической  деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно  подводной части айсберга) остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное  – это психические процессы, которые  проявляются активно, но не доходят  до сознания человека. Бессознательное  – это также основной и наиболее содержательный момент в системе  психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное  регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся  неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью  и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном  идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и  самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

Значительную роль в организации  человеческой жизнедеятельности играет социальное бессознательное, являющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может  позволить своим членам довести  до осознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов  проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности; 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосознаваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы).

 

1. З. Фрейд о  структуре человеческой психики.  Проблема бессознательного. Конфликт  личности и культуры

 

Зигмунд Фрейд - австрийский  учёный, который первый дал научное  обоснование проблемам бессознательного. По определению Фрейда «бессознательное – действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчёта, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма».1

В результате длительных наблюдений за своими больными Фрейд пришел к  выводам, изменившим прежние представления  о психике. Бессознательное, по его  мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется  влиянию подсознательных сил, которые  он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего  — подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых  «запрещено» на уровне сознания и  которые вытеснены в область  подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного  поведения, а также оказывают  влияние на выбор профессии или творчество.2

Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному  восприятию, выраженному в поведении  человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Подобно этому  внутри нас всегда существует мера — как переход из одного состояния  в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить.

Если считать, что человек  – такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определённой мере наделён теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека («Я») эти факторы как жизненно необходимые утратили своё былое значение. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, перешли в другое качество, то есть они перешли к либидо. Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.3

Бессознательное является антагонистом сознанию и является вместилищем  загнанных природных инстинктов. С точки зрения Фрейда инстинкты  являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность.

Он считал, что эмоции являются выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта (или  как он сформулировал позднее, инстинкта  Эроса и инстинкта смерти). Либидо, о котором так много писал  и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической  энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с  инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о её существовании.

Он также считал, что  содержание бессознательного постоянно  расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать  в своей деятельности вытесняются  им в бессознательное, наполняя его  содержание.

Анализ сложной мотивационной  структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели её устройства. Фрейд воспринимал личность как триединство. Он считал, что психика состоит из трёх слоёв — сознательного («сверх-Я» или «супер-эго»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что два основных врожденных бессознательных инстинкта (инстинкт жизни и инстинкт смерти) находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Вторая структура личности — «Я», по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как  в сознательном слое, так и в  предсознании. Содержание предсознательного  слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребёнок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я».

Третья структура личности — «сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребёнка. «Сверх-Я» (или «супер-эго») является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живёт в обществе, то оно оказывает на него влияние. Если человек представляет из себя отдельную клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает. Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний — систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех «Я» и образует «сверх-Я». Можно сказать, что «сверх-Я» представляет собой совокупность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека).4

Фрейд считал сложную мотивационную  структуру личности динамичной и  изначально конфликтной. Конфликтность  выступила в столкновении бессознательных  влечений («Оно») с силой «Я» и  «сверх-Я». «Сверх-Я» (социум как враждебное индивиду начало) оказывает давление, а «Я» вооружается своими орудиями самозащиты.

Исходя из внутренней структуры  личности, Фрейд сделал вывод о том, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.

Инстинкты, содержащиеся в  «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые  практически не выполнимы ни в  одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает  его о невозможности осуществления  этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.

Согласно теории Фрейда, «Оно» набирает свою изначальную  силу, но параллельно с этим развивается  и «Я». Человек отличается от своих  меньших собратьев разумом. В  данном случае разумом является «супер-эго». Так как инстинкты, или «Оно», служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить «Оно» с какой-либо жидкостью. То есть в строго концентрированном  состоянии «Оно» находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс  превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому  «Я» или «супер-эго» являются соответствующей  оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в  развитии и покой относителен, то следовательно, «Я» и «Оно» изменяются во времени, причем если «Оно» уже  определилось, то «Я» в ходе культурного  развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует своё время и своё место, то следовательно, и человеческой психике присуще своё место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является «Я», а внутренним содержанием «Оно» (в этом «Оно» идут разнообразные мелкие процессы). Клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры всё растёт и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, всё более и более сжимая внутреннее содержание «Оно». Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным «Оно» и контролирующим «Я». Не случайно с ростом и развитием культуры человечество всё чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы.5

Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно»  и «сверх-Я». Такое состояние внутреннего  конфликта, в котором постоянно  находится человек, делает его потенциальным  невротиком. Поэтому Фрейд постоянно  подчеркивал, что не существует чёткой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «сверх-Я».

Существуют защитные механизмы  – внутренние предохранители. Фрейд  выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются: вытеснение (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических  качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений), идентификация себя с другим лицом (которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта), проекция (приписывание другим своих  желаний, опасений, страхов), сублимация (переключение энергии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учение К.  Юнга о коллективном бессознательном

 

Другое психосоциальное  учение, разработал видный деятель  психоаналитического движения, психоаналитик  и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а  феномены сознания.

Будучи уже известным  ученым, Юнг пришел к мысли о  том, что для изучения психики  личности может быть использован  метод ассоциаций (в частности, тесты  на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел её до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.6

Юнг, в частности, ввёл в  психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врождённое эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

В исследовании «Метаморфозы и символы либидо», он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выяснится, что Эдип ещё не умер. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму «бессознательной деятельности души современного человека».

Информация о работе Психоанализ и философия неофрейдизма