Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:42, контрольная работа
Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).
Введение
3
1.
З. Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема бессознательного. Конфликт личности и культуры
4
2.
Учение К. Юнга о коллективном бессознательном
10
3.
Э. Фромм о социальном характере
12
Заключение
15
Список используемых источников
16
Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырёх универсальных элементов:
Под коллективным бессознательным Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа». «Коллективное бессознательное» представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.
По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы». В общих чертах, «архетипы» образуют «наиболее древние и универсальные формы мышления», проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным «архетипом» личности является «самость», вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. «Самость» выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. «Архетипы», по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.7
3. Э. Фромм о социальном характере
Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской теории стало учение ведущего теоретика, психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Э. Фромм по праву считается создателем Франкфуртской школы и, более того, основоположником «социализированного «психоанализа».
Невротизм человека второй половины XX века – итог не столько подавленных чувственных инстинктов и развития индивидуальных фобий, сколько результат подавления стремления к самореализации навязанным общественным требованием «купли – продажи всего и вся». Человек призван потреблять и является объектом потребления социума.
Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, он изложил в сочинении «Иметь или быть?» (1976), в котором он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на «обладание» (принцип «иметь») установкой на «бытие» (принцип «быть»). Под обладанием и бытием Фромм понимает не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как «у меня есть автомобиль» или «я белый», или «я счастлив», а два основных способа существования, два разных вида самовыражения и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет всё, что человек думает, чувствует и делает.8
Итак, отношение к миру при существовании по принципу обладания выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить всё и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия – это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это и выражено в этимологии слова «быть».9
Первой крупной работой Фромма стал труд «Бегство от свободы» (1941), в которой он поднимает проблему свободы, точнее рассматривает феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. В нём мыслитель различает «свободу от» (негативную) и «свободу для» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» как раз и являются одиночество и отчуждение. Такая свобода – бремя для человека. Причём само бегство от свободы понимается как механизм психологической защиты. В этой связи Фромм описывает три типичных невротических механизма «бегства» от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистской страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий – в неудержимой тяге к насилию, жестокости, разрушению.
Далее Фромм анализирует, что заставляет людей приспосабливаться почти к любым условиям жизни. Отвечая на поставленный выше вопрос, он выделяет приобретённые потребности (изначально не присущие человеку) и потребности физиологические (обусловленные человеческой природой). Оба фактора – потребность жить и социальная система – не могут быть изменены отдельным индивидом и именно они (факторы) определяют развитие тех его черт, которые имеют большую пластичность. Кроме физиологических потребностей, существует потребность причастности с окружающим миром, не связанная с физическим контактом, неудовлетворение которой (моральная изоляция) приводит к возникновению психических расстройств.
Выход Фромм видит в таком способе реформирования общества, при котором открылся бы простор «свободе для». Отсюда понятие «непродуктивность» как неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. «Продуктивность» – это способность человека любить, использовать свои силы и способность к самореализации. Возникает главная задача – построение душевно здорового общества, то есть воспитание в людях продуктивного характера.10
Заключение
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемами бессознательного, во многом повлиял на всё дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил её по определенному пути развития. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии, философии.
Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел её до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.
В отличие от Фрейда, пытавшегося объяснить проблему бессознательного через инстинкты, современные теории смотрят на эту проблему шире. Фромм «распахнул» огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Он обнаружил в человеке мир его страстей, они трактуются Фроммом не как вожделения, продукт инстинкта, а отражение индивидуальности человеческого характера.
Список используемых источников
1 Петровский А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 814 с.
2 История мировой философии: учебник / А. И. Алёшин [и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: САТ, 2007. – 496 с.
3 История мировой философии: учебник / А. И. Алёшин [и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: САТ, 2007. – 496 с.
4 Введение в философию: учебник для высших учебных заведений. Ч. 2 / Под ред. И. Г. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 735 с.
5 Смирнов И. Н. Философия: в 2 т.: учебник для вузов / И. Н. Смирнов, В. Ф. Титов. – М.: Аревазун, 1996. – 642 с.
6 Канке В. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – М.: Логос, 1996. – 745 с.
7 Степанов С. Психология в лицах. Творческие биографии замечательных учёных, определивших направления развития современной психологии. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 448 с.
8 Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики до современности: учебное пособие для вузов. – М.: Фанр-пресс, 1998. – 657 с.
9 Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики до современности: учебное пособие для вузов. – М.: Фанр-пресс, 1998. – 657 с.
10 История современной зарубежной философии: компаративистский подход: для высшей школы. – СПб.: Лань, 1997. – 638 с.