Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:32, реферат
Одним из наиболее влиятельных течений в философии XVII - начала XVIII вв. был рационализм. Слово "рационализм" происходит от ratio (лат.), разум, поскольку именно разум рассматривается рационалистами как решающая инстанция в процессе познания. Рационалисты стремились исходить из самоочевидных и ясных начал, и при помощи дедукции выводить из них все остальное. Истинные посылки и правильный ход рассуждения позволяют познать все, что только доступно человеческому познанию вообще. Опыт, эксперимент при этом рассматривается не сколько как способ получения нового знания, сколько как иллюстрация полученных рационалистическим путем выводов.
Рационализм и Декарт: взгляд из 21 века…………………………………………………………...2
1. Рационализм Рене Декарта……………………………………………………………………….......3
1.1. Истоки рационалистического мышления Рене Декарта…………………………………….3
1.2. Методология рационализма Декарта…………………………………………………………….7
1.3. Правила метода Декарта…………………………………………………………………………...12
1.4. Интуиция и дедукция как основные правила рационального мышления Декарта…14
1.5. Преодоление скептицизма в методологии Декарта…………………………………………18
Рационализм Декарта - непреходящее наследие мировой философии……………………21
Список литературы……………………………………………………………………………………….22
Рационализм Декарта - непреходящее наследие мировой философии
Философское наследие Декарта не менее значимо в наше время, чем его естественнонаучные труды. Одной из определяющих Декарта как философа работ и является вышеозначенная, так как в ней представлена совокупность основных принципов рационализма в философии, философской обособленности разума, впервые исследованной именно этим ученым. Итак, рационализм. По Рене Декарту центральный пункт философского анализа – разум: мышление, рассудок – субъективные его стороны, а разумность, логический порядок вещей – объективные. Свой субъективизм с момента становления его философ рассматривает в «Собраниях, касающихся наук», где смело, судит о других по себе и обо всех науках с точки зрения одной лишь философии. Высказывая мнение о том, что в этой науке до его времени не было положений, которые не были бы предметом ожесточенных дискуссий, но которые, тем не менее, заимствовались другими науками как принципы, слагающие их фундамент, основоположник рационализма подводит нас к правилам своего метода, базой которых явилось субъективное отвержение исследователем всего, что было открыто до современной ему эпохи в различных областях познания мира. В этой части труда философа становится ясным и выбранный им путь самостоятельного обретения истин, причем здесь он подчеркивает обособленность своих идей, как бы говоря, что это путь познания – не единственный, и вовсе не призывает подражать себе, ведь, по его собственному высказыванию, и его убеждения могут быть ошибочными. С прелюдий к «Основным правилам метода» чувствуется переход к объективным сторонам рационализма, что неудивительно, ведь именно отсюда и от означенных несколько позднее «правил» начинается поиск пресловутых истин, в котором субъективные решения, очевидно, недопустимы. Правила Декарта просты, они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. С этой целью - как при решении сложных проблем, так и при выяснении непонятных явлений - следует выделить простые элементы, далее неделимые, чтобы затем высветить их лучом разума.
Список литературы
1. Декарт Р. Сочинения – Т. 1. – М.: Мысль, 1989 – 654с.
2. Алёшин А. И. История мировой философии – М.: Астрель, 2008 – 496с.
3. Бессмертие философских идей Декарта: материалы международной конференции – М., 1997 – 181с.
4. Васильев В. В. История философии – М.: Академический проект, 2005 – 680с.
5. Глядешкина З.И., 2001, Рене Декарт и его время. РАМ им. Гнесиных. М., 144 с.
6. Писарчук Л.Ю., Р.Декарт и классицизм // Вест. Оренбург. Гос. Ун-та, 2005 - № 1 (39), с. 41-57.
7. Скирбек Г. История философии – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715с.
8. Светлов В. А. История философии – М.: Питер, 2009 – 256с.
9. Сухачёв В. Ю. Страсти по Декарту // Вестник Псковского Вольного Университета – Псков, 1995 – Том 2 - № 4 – с. 18-29.
10. Философский словарь. / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560с.
11. Хитров А. Идея метода – М., ИФ РАН, 2005 – 123с.