Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:15, реферат
Цель данной работы – изучить идеологию и мысли великого философа Нового времени Рене Декарта.
Задачи:
- ознакомиться с биографией Рене Декарта;
- рассмотреть основные из учений Рене Декарта;
- сделать заключение о том, как философия Рене Декарта, его рационализм повлияли на развитие науки и философии;
Введение 3
Биография Рене Декарта 5
Рационализм Декарта 7
Учение о субстанции 12
Идея дуализма 14
Влияние идей Рене Декарта на науку и философию XVII--XIX веков. 16
Список литературы 23
Реферат на тему:
ВЫПОЛНИЛ:
ГРУППА:
МОСКВА 2011 г.
Содержание
Введение
Цель данной работы – изучить идеологию и мысли великого философа Нового времени Рене Декарта.
Задачи:
- ознакомиться с биографией Рене Декарта;
- рассмотреть основные из учений Рене Декарта;
- сделать заключение
о том, как философия Рене
Декарта, его рационализм
«Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.
Первоначально
она целиком совпадает с
Следующий
шаг в развитии методологии делает
французский мыслитель Р.
Лично
мне, ближе всего рационалистическая
теория познания. К тому же, я пробую
себя на научно-исследовательском
Рене
Декарт родился 31 марта 1596 г. в знатной
дворянской семье из Бретани. Он рано
проявил способность к
Рационализм
Декарта
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
«Научная революция XVI-XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. Связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.
У
истоков западноевропейского
Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол - физика как часть философии, а разветвленную крону - все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.
Итак,
рационализм Декарта
Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция - это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.
Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.
Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:
- во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
- это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;
- в вопросе также должно содержаться нечто известное.
«После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. То есть, в своих поисках Декарт стал на позиции скептицизма. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: "Cogito ergo sum" - "Мыслю, следовательно, существую", поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому положение "мыслю, следовательно, существую" - основа философии Декарта.4» Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций - материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.
Декарт утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи "внутренним" зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.
В работе "Рассуждение о методе" Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы "вести свой разум к познанию истины".
Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.
Второе правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).
Третье правило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).
Четвертое
правило требует полноты
Таким
образом, интуиция и дедукция из интуитивного
постигнутого - это основной путь, ведущий
к познанию всего возможного. В своей рационалистической
методологии Декарт предлагает идти от
наиболее общих философских положений
к более частным положениям конкретных
наук, а уже от них - к максимально конкретным
знаниям. Можно сказать, что рационалистический
метод Декарта представляет собой философское
осмысление методологии математика.
Учение
о субстанции
Изучая
проблему бытия, Декарт пытается вывести
базовое, основополагающее понятие,
которое бы характеризовало сущность
бытия. В качестве такового философ выводит
понятие субстанции.
«Субстанция — это все, что существует,
не нуждаясь для своего существования
ни в чем, кроме самого себя.
Таким качеством (отсутствие необходимости
для своего существования ни в чем, кроме
самого себя) обладает только одна субстанция
и ею может быть только Бог, который вечен,
несотворим, неуничтожим, всемогущ, является
источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также
состоящий из субстанций. Сотворенные
Богом субстанции (единичные вещи, идеи)
также обладают главным качеством субстанции
— не нуждаются в своем существовании
ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные
субстанции самодостаточны лишь по отношению
друг к другу. По отношению же к высшей
субстанции — Богу они производны, вторичны
и зависят от него (поскольку сотворены
им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит
на два рода: материальные (вещи); духовные
(идеи).
При этом выделяет коренные свойства
(атрибуты) каждого рода субстанций:
протяжение — для материальных; мышление
- для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции
обладают общим для всех признаком —
протяжением (в длину, в ширину, в высоту,
вглубь) и делимы до бесконечности.5»
Все же духовные субстанции обладают
свойством мышления
и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных,
так и духовных субстанций производны
от их коренных свойств (атрибутов) и были
названы Декартом модусами.
(Например, модусами протяжения являются
форма, движение, положение в пространстве
и т. д.; модусами мышления — чувства, желания,
ощущения.)
Человек, по мнению Декарта, состоит из
двух, отличных друг от друга субстанций
— материальной (телесно-протяженной)
и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо, в котором
соединяются и существуют обе (и материальная,
и духовная) субстанции, и это позволило
ему возвыситься над природой.