Рационализм Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:15, реферат

Описание

Цель данной работы – изучить идеологию и мысли великого философа Нового времени Рене Декарта.
Задачи:
- ознакомиться с биографией Рене Декарта;
- рассмотреть основные из учений Рене Декарта;
- сделать заключение о том, как философия Рене Декарта, его рационализм повлияли на развитие науки и философии;

Содержание

Введение 3
Биография Рене Декарта 5
Рационализм Декарта 7
Учение о субстанции 12
Идея дуализма 14
Влияние идей Рене Декарта на науку и философию XVII--XIX веков. 16
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

рационализм Р.Декарта.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«РАЦИОНАЛИЗМ  РЕНЕ ДЕКАРТА»

 
 
 
 
 
 
 
 

          ВЫПОЛНИЛ:    

                                       ГРУППА:    

                                                      ПРОВЕРИЛ:                             
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011 г.

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Цель  данной работы – изучить идеологию и мысли великого философа Нового времени Рене Декарта.

      Задачи:

- ознакомиться  с биографией Рене Декарта;

- рассмотреть  основные из учений Рене Декарта;

- сделать заключение  о том, как философия Рене  Декарта, его рационализм повлияли на развитие науки и философии;

     «Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.

     Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилософскими  представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать многие философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредственного наблюдения, и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логическая структура метода ещё не является для них проблемой.1»

     Следующий шаг в развитии методологии делает французский мыслитель Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности; тем самым было положено начало специальному и систематическому обсуждению процесса познания, т.е. вопроса о том, как достижимо истинное знание - на каких интеллектуальных основаниях и с помощью каких методов рассуждения. Методология начинает выступать как философское обоснование процесса познания. Другая линия специализации методологии связана с английским эмпиризмом: прежде всего с учениями Дж. Лока (выдвинувшего сенсуалистическую теорию познания) и Д. Юма (обосновавшего эмпиризм путём критики теоретического знания с позиций скептицизма): здесь получили свою философскую опору усиленные поиски методов опытной науки.

     Лично мне, ближе всего рационалистическая теория познания. К тому же, я пробую себя на научно-исследовательском поприще, а на нем необходимо пользоваться определенными методами для достижения результатов. Поэтому я избрал именно эту тему для своей работы. 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Рене Декарта

 
 

     Рене  Декарт родился 31 марта 1596 г. в знатной  дворянской семье из Бретани. Он рано проявил способность к критическому мышлению, за что отец шутливо прозвал  его маленьким философом. Рене получил  хорошее образование: учился в одном из лучших учебных заведений того времени -- иезуитском колледже города Ла Флеши, основанном королем Генрихом IV, где в течение 6 лет изучал гуманитарные науки, и в течение 3 лет -- математику и богословие. И все же Рене был неудовлетворен. Схоластика, обращенность к прошлому не оставляли достаточно времени для изучения современной ему эпохи. «Вспоминая годы учебы, Р. Декарт писал: «...беседовать с писателями других веков -- то же, что путешествовать. Полезно, в известной мере, познакомиться с нравами разных народов, чтобы более здраво судить о наших и не считать смешным и неразумным все то, что не совпадает с нашими обычаями, как нередко делают люди, ничего не видевшие. Но кто тратит слишком много времени на путешествия, может, в конце концов, стать чужим своей стране, а кто слишком интересуется делами прошлых веков, обыкновенно сам становится несведущим в том, что происходит в его время». После Ла Флеши Р. Декарт занимался в Университете в Пуатье, получил звание бакалавра лиценциата права. В 1618 г., когда началась тридцатилетняя война, Декарт вступает в армию Морица Нассауского, сражающегося против Испании за свободу Нидерландов. Вскоре он приезжает и остается в Голландии, чтобы в этой относительно свободной и терпимой стране полностью посвятить себя науке. Декарт изучает метафизику, физику, космологию, антропологию.2» В области космологии он самостоятельно пришел к выводу о вращении Земли вокруг Солнца. Но, узнав об осуждении Галилея, решил не публиковать свою работу, посвященную этому открытию. Поскольку и в Голландии начались всякого рода придирки (Лейденский университет запретил преподавание его трудов), Декарт в 1649 г. по приглашению королевы Христины переезжает в Швецию. Однако этот переезд был роковым. Королева имела обыкновение начинать беседы с Декартом в 5 часов утра. Для слабого здоровья Декарта это было тяжело. Суровый климат, жесткий режим окончательно подорвали его здоровье. 2 февраля 1650 г. философ заболел воспалением легких и через неделю скончался. Он был похоронен в Швеции, а в 1667 г. его останки были перевезены в Париж и захоронены в церкви Сент-Жермен-де-Пре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рационализм Декарта 

     Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

     «Научная революция XVI-XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. Связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.

     У истоков западноевропейского рационализма стоит философия французского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Декарт известен также как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, создал аналитическую геометрию, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.3»

     Декарт  был одним из тех мыслителей, кто  тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол - физика как часть философии, а разветвленную крону - все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

     Итак, рационализм Декарта основывался  на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Декарт, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

     Суть  рационалистического метода Декарта  сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция - это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

     Дедукция, по Декарту, необходима потому, что  вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно  прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

     Декарт  сформулировал следующие три  основных правила дедуктивного метода:

     - во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

     - это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;

     - в вопросе также должно содержаться нечто известное.

     «После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. То есть, в своих поисках Декарт стал на позиции скептицизма. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: "Cogito ergo sum" - "Мыслю, следовательно, существую", поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому положение "мыслю, следовательно, существую" - основа философии Декарта.4» Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций - материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

     Декарт  утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи "внутренним" зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

     В работе "Рассуждение о методе" Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы "вести  свой разум к познанию истины".

     Первое  правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

     Второе  правило: каждую сложную вещь следует  делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило  анализа).

     Третье  правило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

     Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так  и познаваемого, чтобы быть уверенным  в том, что ничто не пропущено.

     Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивного постигнутого - это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них - к максимально конкретным знаниям. Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение о субстанции 

      Изучая  проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.  
 «Субстанция это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.  
 Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).  
 Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).  
 При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение — для материальных; мышление - для духовных.  
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.5»  
 Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.  
 Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)  
 Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).  
 Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рационализм Рене Декарта