Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:31, реферат
целью моей работы является познание творчества средневекового философа Ф.Аквинского, его религиозно-философского воззрения. Соответствующие задачи:
Рассмотреть биографию философа, его основные произведения и их направленность и смысл.
Изучить место науки и религии в философии Ф.Аквинского, их назначение и положение в жизни человека.
Определить концепции универсалий Ф.Аквинского их смысл и суть, доказательства бытия Бога.
Выявить проблемы человеческой души, опираясь на мнение средневекового философа, место разума, воли, чувств в жизни человека.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Фома Аквинский и направление его философии.
1.1 Биография и литературное творчество Фомы Аквинского………………4
1.2 Вопросы науки и веры в философии Ф. Аквинского……..…..………..7
Глава 2. Учение и религиозно-философские воззрения Ф.Аквинского.
2.1 Концепция универсалий Фомы Аквинского.……………………………..10
2.2 Проблемы человеческой души…………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………..22
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
на тему «Религиозно-философское учение Фомы Аквинского»
Выполнила: Д.Д. Камалиева, студент 2-го курса очной формы обучения
экономического факультета, группа 2421
(инициалы, фамилия преподавателя)
______________________________
« » ____________ 2012 г.
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Фома Аквинский и направление его философии.
1.1 Биография и литературное
творчество Фомы Аквинского…………
1.2 Вопросы науки и веры в философии Ф. Аквинского……..…..………..7
Глава 2. Учение и религиозно-философские воззрения Ф.Аквинского.
2.1 Концепция универсалий Фомы Аквинского.……………………………..10
2.2 Проблемы человеческой души…………………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат) — философ и теолог,
систематизатор ортодоксальной схоластики, учи
Ф.Аквинский является наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии. Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он так же является одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Таким образом, целью моей работы является познание творчества средневекового философа Ф.Аквинского, его религиозно-философского воззрения. Соответствующие задачи:
Глава 1. ФОМА АКВИНСКИЙ И НАПРАВЛЕНИЕ ЕГО ФИЛОСОФИИ
1.1 Биография и литературное творчество Фомы Аквинского
Схоластика (греч. sholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которых схоластика приспосабливала к своим целям). Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с IХ в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский.
Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. (называют также 1226 и 1227гг.). Он был сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж, где его учителем был Альберт Великий, за которым он следует в Кельн-на-Рейне. В 1252 г. от вновь возвращается в Париж, чтобы начать там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было очень важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он получил прозвище "ангельского доктора", (doctorangelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
В отличие от своих предшественников
Аквинский обладал
Литературное творчество Фомы Аквинского является обширным. Его трактаты можно разделить на следующие группы:
1. Комментарии, касающиеся Аристотелевых "Аналитик", "Никомаховой этики", "Метафизики", "Физики", трактатов "О душе", "О небе и земле", "О возникновении и гибели естественных вещей", "Политика" и т.д.
2. Небольшие философские трактаты. К ним относится прежде всегополемический трактат "О единстве разума против аверроистов", о котором уже говорилось.
3. Суммирующие теологические трактаты. К ним относятся комментарии к "Книгам сентенций" Петра Ломбардского. "Сентенции" представляли собой собрания избранных текстов Священного писания, а также произведения церковных писателей, являющиеся основой для методической разработки христианского учения. Первые сентенции разрабатывались и раньше, но подлинным систематизатором сентенций является Петр Ломбардский. Его книги "Сентенции" долго были основой церковного обучения. Для Ломбардского главным авторитетом был Августин, использовал он и идеи Абеляра и Гуго Сен-Викторского и "Сумма теологии", которую Аквинский, однако, не закончил.
4. Так называемые Quastiones, которые содержат полемические рассуждения о вопросах теологии и представляют богатый сборник набросков идей того времени, диспутов и рассуждений учеников и учителей в форме тезисов, замечаний, сомнений, вопросов с целью поддержки определенных авторов.
5. Малые трактаты по христианской догматике.
6. Апологетическое творчество, т. е. трактаты, которые отстаивали христианскую веру, как, например, «Summacontra Gentiles» («Сумма против язычников). Трактаты являются наиболее значительными произведениями св. Фомы, направленные главным образом против арабов, «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян», «Против ошибок греков».
7. Трактаты из области права, философии государства и общества.
8. Трактаты о сущности ордена и орденских правилах.
9. Экзегетические. Экзегетика - название той части теологии, которая занимается объяснением текстов Старого и Нового заветов.
Она направлена главным образом на обоснование божественного происхождения священного писания и его абсолютного значения для всех времен.
Главными трудами его считаются "Сумма теологии" (1266-1274) и "Сумма против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии" (т. е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведением всей схоластической теологии.
Таким образом следует, что Ф.Аквинский является одним из ярчайших представителей философской школы схоластов, пытающихся рационально обосновать христианское вероучение. Существует обширное количество произведений средневекового философа, которые представляют собой различные комментарии к произведениям других мыслителей (таких как Аристотель) и самостоятельные произведения, наиболее известными из которых являются «Сумма против язычников» и «Сумма теологии».
1.2 Вопросы науки и веры в философии Фомы Аквинского
Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления. И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над царством философского, метафизического познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естественной силой мышления. Здесь Аквинский отличается от некоторых авторов ранней схоластики, например Абеляра и Ансельма, которые стремились сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область наисущественнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания(например, триединство, воскресение и т. д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких, как божественное откровение благая весть, которые содержатся только в вере.
Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются против христианской веры с позиций человеческого разума, противоречат высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человеческий разум для такого противостояния, явно недостаточно. Данный тезис постоянно обосновывал и доказывал Аквинский в полемических трактатах, направленных как против язычников, так и против христианских еретиков.
Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии как орудия теологии находит у Аквинского самое совершенное выражение.
Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистское учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Аквинский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило требованиям христианской теологии.
Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Самая широкая ступень - неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которого вырастает высшая ступень - мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является бог.
Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности (essentia) и существования (esse, existentia). Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вытекает из их единичной сути. Все единичное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обусловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности и существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответствует главным принципам христианского монотеизма.
В понимании сущности и
существования Аквинский
Из всего вышесказанного следует, что Ф.Аквинский стремится к гармонии веры и разума, полагая, что задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира, а все необъяснимое подлежит религии.
Информация о работе Религиозно-философское учение Фомы Аквинского