Религиозно-философское учение Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:31, реферат

Описание

целью моей работы является познание творчества средневекового философа Ф.Аквинского, его религиозно-философского воззрения. Соответствующие задачи:
Рассмотреть биографию философа, его основные произведения и их направленность и смысл.
Изучить место науки и религии в философии Ф.Аквинского, их назначение и положение в жизни человека.
Определить концепции универсалий Ф.Аквинского их смысл и суть, доказательства бытия Бога.
Выявить проблемы человеческой души, опираясь на мнение средневекового философа, место разума, воли, чувств в жизни человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Фома Аквинский и направление его философии.
1.1 Биография и литературное творчество Фомы Аквинского………………4
1.2 Вопросы науки и веры в философии Ф. Аквинского……..…..………..7
Глава 2. Учение и религиозно-философские воззрения Ф.Аквинского.
2.1 Концепция универсалий Фомы Аквинского.……………………………..10
2.2 Проблемы человеческой души…………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….20

Список использованных источников………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

ф.аквинский (2) реферат.docx

— 58.92 Кб (Скачать документ)

Утверждения, что сущность Бога есть вместе с тем его бытие, что Бог - это свое собственное  благо, своя собственная сила и так  далее, ведут к смешению способа  существования единичного и способа  существования всеобщего, которое  имело место у Платона, но считалось  преодоленным Аристотелем. Сущность Бога, должно быть предположено, имеет природу  универсалии, а Его существование  ее не имеет. Трудность эту нелегко  сформулировать удовлетворительным образом, ибо она возникает в системе  логики, которая более не может  быть принята. Но трудность эта ясно указывает на наличие известного рода синтаксической путаницы, без  которой значительная часть аргументации относительно Бога утратила бы свою убедительность.

В Аквинском мало истинного  философского духа. Он не ставит своей  целью, как платоник Сократ, следовать  повсюду, куда его может завести  аргумент. Аквинского не интересует исследование, результат которого заранее знать  невозможно.

 Прежде чем Аквинский  начинает философствовать, он  уже знает истину: она возвещена  в католическом вероучении. Если  ему удается найти убедительные  рациональные аргументы для тех  или иных частей вероучения - тем  лучше; не удается - Аквинскому  нужно лишь вернуться к откровению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в заключении данной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Ф.Аквинский является одним из наиболее выдающихся представителей философской школы схоластов. схоластика. Схоластика (греч. sholasticos – школьный) – философия, представители которой схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Существует обширное количество произведений средневекового философа, из которых можно выделить различные комментарии к произведениям других мыслителей (таких как Аристотель), трактаты, самостоятельные произведения, наиболее известными из которых являются «Сумма против язычников» и «Сумма теологии».
  2. Области науки и веры у средневекового философа совершенно ясно определены.

Ф.Аквинский утверждал, что между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму, таким образом, она может быть лишь одна, ибо происходит от Бога.

3. Концепцию универсалий Ф.Аквинского представляют пять доказательств бытия божия. Аквинский стал превым философом, возвысившим разум до уровня веры и сформулировавшим следующие доказательства существования Бога:

1) Доказательство через движение. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2) Доказательство через производящую причину. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3) Доказательство через необходимость . Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4) Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5) Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

4. Во многих своих трактатах Ф.Аквинский рассуждает о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимных связях, опознании, разуме и душе, воле.

Душа, по мнению философа, является формирующим принципом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция. Отсюда следует то, что душа – бессмертна.

Он различает вегетативную душу, присущую растениям, и ее он отличает от сенситивной, которую имеют животные. У человека к этому всему прибавляется интеллектуальная способность - разум. Человек имеет разумную Душу.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антисери Д. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье / В перевод и под редакцией С. А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001 г. – С. 537.
  2. Аристотель. Метафизика / Пер с греческого А.В. Кубицкого – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. – 608 с.
  3. Бессонов Б.Н. История философии. – М.: Высшее образование, 2009 г. – 278 с.
  4. Грицианов А.А. История философии. Энциклопедия. Мн.: Книжный Дом. – 2002 г. – 579 с.
  5. Губин Т.Ю., Филатов В.П. Философия. Учебник. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
  6. Жильсон Э. Избранное. Том 1: Томизм: Введение в философию св. Фомы Аквинского – СПб.: Университетская книга, 2001 г. – 496 с.  
  7. Ковревская В.Е. Проблема бытия в философии Фомы Аквинского: диссертация ... кандидата философских наук Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ) - Москва, 2009 г.- 144 с.
  8. Библиотека Гумер , [Электронный ресурс] , - http://www.gumer.info  (дата обращения 30.10.2012).
  9. Свободная энциклопедия Википедия, [Электронный ресурс], - http://ru.wikipedia.org ( дата обращения 30.10.12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Библиотека Гумер , [Электронный ресурс] , - http://www.gumer.info  (дата обращения 30.10.2012).

2 Свободная энциклопедия Википедия, [Электронный ресурс], - http://ru.wikipedia.org, дата обращения 30.10.12

 


Информация о работе Религиозно-философское учение Фомы Аквинского