Религия в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:39, реферат

Описание

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с
материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические
институты, как религия и ее организации перестают быть факторами
национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании
воздействия на мировоззрение людей.

Содержание


1. Введение………………………………………………….…… ………... 2
2. Этимология слова «религия»………………………………. ………... 4
3. Структура религии………………………………………….................. 5
4. Виды религий.................................................................................... 8
5. Основные функции религии………………………………................. 9
6. Возникновение и эволюция религии……………………… ………... 10
6.1. Возникновение религий....................................... ………... 13
6.2. Атеизм как религия ……………………………….. ………... 15
7. Религия в современном мире………………………………………… 16
7.1. В чем состоит положительная роль религии?................ 21
7.2. В чем состоит отрицательная роль религии?... ………... 22
8. Роль религии в современном обществе......................................... 23
9. Заключение……………………………………………………............... 31
10. Литература......................................

Работа состоит из  1 файл

фил.ререферат.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

священников,  музыка,  пение  выполнены  в  художественном  стиле  и   могут

доставлять эстетическое наслаждение.

 

    в) Религиозные отношения

    Религиозные отношения  представляют  собой  вид  отношений  в  духовной

сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием,  реализующиеся

посредством религиозной деятельности.

    Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения разделяются

на  культовые  и  внекультовые.  Внекультовые  возникают   во   внекультовой

деятельности.   Это   непосредственные   действительные   отношения    между

индивидами,  организациями  (в  духовном  училище  -   “учитель-ученик”,   в

миссионерской деятельности - “миссионер - индивиды” и т.д.).

    Аналогично,  культовые  отношения  формируются  в  процессе   культовой

деятельности.  Например,  обряд  венчания  вовлекает  жениха  и  невесту  во

взаимные отношения, принятые в церкви; крещение  устанавливает  связь  между

“крестным сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.

    Религиозные отношения  могут  иметь  разный  характер  -  солидарности,

терпимости,  нейтралитета,  а  также   конфликта   и   борьбы   (религиозный

фанатизм).  Однако,  даже  при  мирном   сосуществовании,   обычно   имеется

представление  о  превосходстве  данного  направления  религии   над   всеми

другими.

 

    г) Религиозные организации

    Религиозные  организации  создаются  для   упорядочивания   религиозной

деятельности и религиозных отношений. Они  также  складываются  культовые  и

внекультовые. Внекультовые  призваны  управлять  внекультовой  деятельностью

(церковные  советы,  ректораты  духовных  учебных  заведений,   департаменты

религиозной прессы и др.), культовые  -  в  культовой  деятельности  (причт,

клир, диаконат, епископат).

    По мере развития общественного строя, разделения труда, стали возникать

определенные религиозные сословия (жрецы), а вместе  с  ними  и  религиозные

организации.   Религия   разделилась   на   вероисповедания,   последователи

определенного   вероисповедания   составили    религиозную    общность,    а

существование и функционирование общности обеспечивалось организацией.

    Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой

религиозное объединение.  В  христианстве,  например,  выделяется  несколько

видов религиозных объединений: церковь,  секта,  деноминация,  установленная

секта, мистерия  и  т.д.  Но  наибольшее  распространение  и  реальную  силу

получила, конечно, церковь.  Она  представляет  собой  сравнительно  широкое

объединение,  принадлежность  к  которому  определяется,  как  правило,   не

свободным выбором индивида, а, скорее, традицией.

4.  Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм  —  вера в магию, сверхъестественное  —  дологический мистицизм. Атеизм  зарождение  религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[1] характерного для таких религий как зороастризм, иудаизм, христианство и ислам. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[1].

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

 

5. Основные функции религии

        Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

        Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

1.↑ Джоэл Крамер, Диана Олстед. Маски авторитарности: очерки о гуру. Монотеизм: универсальная абстракция.

 

        Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

        Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

        Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

        Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

        Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

        Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

По мнению Курцвейл Рэймон «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления». [1]

 

1. ↑ Simon Young and Robert A. Freitas (2005). Designer Evolution: A Transhumanist Manifesto, p. 372, Prometheus Books, ISBN 978-1-59102-290-9

 

6.   Возникновение и эволюция религии

 

    Под временем возникновения религиозных верований следует  подразумевать

период  очень  большой  временной  протяженности,  занявший   десятки   или,

возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший  в  течение  жизни

сотен  поколений.   Можно   утверждать,   что   первоначальные   религиозные

представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в  период

среднего  палеолита,  а  в  позднем  уже  существовали   более   или   менее

оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

    Само появление религиозных верований  и  культов  имело  объективные  и

субъективные причины. На каком-то этапе  развития  первобытного  общества  в

поведении и  сознании  общественного  человека  наряду  с  деятельностью,  в

основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного  мира,

появляются  действия,  базирующиеся  на  фантастических   представлениях   о

сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная  практика  сосуществует

и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных призраков

должны были оказывать влияние, прежде  всего  отрицательные  эмоции:  страх,

внутренняя подавленность, ощущение  бессилия,  иногда  -  отчаяние.  В  этих

условиях  человек  испытывает   потребность   в   утешении.   Его   сознание

подсказывает ему  такие  возможности   варианты  развития  событий,  которые

способны дать это утешение. Потребность человека,  его  желания  укрывают  и

защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из  кажущегося

безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

    Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые

положительные эмоции. Радость и восторг,  наполнившие  человека  при  какой-

нибудь удаче, чувство благодарности тому,  что  способствовало  этой  удаче,

ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта -  все  это

требовало своего выражения.

    Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным  и  возможным.

Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и  как  следствие

этих условий, постоянном нервно-эмоциональном  напряжении,  в  стремлении  к

самообнадеживанию и самоутешению. Возможность появления религиозных  идей  и

связанных с  ними  культов  появилась  тогда,  когда  человеческое  сознание

достигло  такого  уровня  развития,  при  котором  воображение  было  уже  в

состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

    Религия  давала  человечеству   иллюзию   относительной   безопасности,

обеспечиваемой помощью дружественных  сверхъестественных  сил.  И  наоборот,

религия  порождала  у  него  страх  перед  враждебными   сверхъестественными

силами.

    В первобытном обществе возникают тотемизм (представление о  родственной

связи всех членов рода с каким-то видом животных или  растений  -  тотемом),

магия  (совокупность  символических  обрядовых  действий,  направленных   на

достижение  какого-либо  конкретного   результата),   фетишизм   (поклонение

предмету,  которому  приписывались  не   присущие   ему   сверхъестественные

свойства),  мифология,  анимизм  (вера  в  духовные  существа).   Вместе   с

появлением представлений о сверхъестественных существах появляются  и  люди,

способные вступать с ними в контакт. Это - маги,  колдуны,  шаманы,  которые

еще не были жестко отделены от массы верующих.

    К существенным изменениям в  характере  религиозных  верований  привело

разложение родоплеменных отношений и  углубление  социальной  дифференциации

внутри племен. Социальное расслоение внутри племен,  формирование  племенной

аристократии,  становление  раннеклассового  общества   нашли   также   свое

отражение  и  в  содержании  религиозных  представлений.  На  передний  план

выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением  людей  в

интересах   правящих   классов.    Начинают    формироваться    относительно

самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а  вместе  с  ним

организация  служителей  культа  -  жреческие   корпорации   -   не   просто

профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а  социальное

сословие.  Жречество  становится   наследственной   профессией,   появляются

постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы  с  храмовых  земель,

материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

    Таким  образом,  в  рассматриваемый  период  религия   превращается   в

относительно самостоятельную сферу  общественной  жизни,  открывается  новая

страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных  систем

государственно-организованных  народов.  Однако  на  данном  этапе  вряд  ли

следует   говорить    об    образовании    религиозной    организации    как

самостоятельного социального института.

    По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется

и  усложняется  вся  общественная  система,  в  том  числе   и   религиозная

надстройка.  Постепенно  происходит  самоопределение  религиозной   системы.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием  процесса

институционализации.  Решающую  роль  в  этом  процессе  сыграло   выделение

устойчивого социального слоя -  служителей  культа,  которые  становятся  во

главе религиозных институтов и сосредоточивают в  своих  руках  деятельность

по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

Информация о работе Религия в современном мире