Религия в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:39, реферат

Описание

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с
материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические
институты, как религия и ее организации перестают быть факторами
национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании
воздействия на мировоззрение людей.

Содержание


1. Введение………………………………………………….…… ………... 2
2. Этимология слова «религия»………………………………. ………... 4
3. Структура религии………………………………………….................. 5
4. Виды религий.................................................................................... 8
5. Основные функции религии………………………………................. 9
6. Возникновение и эволюция религии……………………… ………... 10
6.1. Возникновение религий....................................... ………... 13
6.2. Атеизм как религия ……………………………….. ………... 15
7. Религия в современном мире………………………………………… 16
7.1. В чем состоит положительная роль религии?................ 21
7.2. В чем состоит отрицательная роль религии?... ………... 22
8. Роль религии в современном обществе......................................... 23
9. Заключение……………………………………………………............... 31
10. Литература......................................

Работа состоит из  1 файл

фил.ререферат.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

    В развитой форме религиозные  организации  представляют  собой  сложную

централизованную и иерархизованную систему  -  церковь.  Опираясь  на  массу

верующих как на свою социальную  базу,  она  представляет  собой  автономную

систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической  сфере

складываются  особые  взаимоотношения  церкви  и  государства.   Государство

оказывает  церкви  всемерную  поддержку  для  упрочнения  ее   положения   в

обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу  определенные

стандарты  поведения   и   мышления,   стремясь   затормозить   возрастающее

недовольство   со   стороны   масс   существующим    общественным    строем,

поддерживаемым государством.

 

6.1.   Возникновение религии

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Бог как иллюзия», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.В марксизме считается [1], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум народа» [2].Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений.

1.↑ Юрий Семёнов «Возникновение религии и ее первая, исходная форма — магия»

. ↑ «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, с. 415

Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

6.2.  Атеизм как религия

Среди определённой части людей (в основном верующих) распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера», а также желанием оскорбить атеистов.[1][2]  

 

1. ↑ «Религиозная вера» в Философском словаре

2. ↑ В. Панасюк. Сумма против атеизма.

Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[1]Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака». Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что Бога нет»), а не приходит к отрицанию религии, опираясь на логику и факты.

Многие попытки определить атеизм как религию сводятся к тезису «Религия — вера в Бога, атеизм — вера в Его отсутствие».

Атеисты усматривают необоснованность такого высказывания в неверной логической посылке: в неявном виде постулируется существование лишь одной формы мировоззрения — веры, и тем самым отрицается возможность опытного, научного познания окружающего мира.

 

7.  Религия в современном мире

 

Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

 

1.  ↑ Димьян Небедный. Обезьяна на А-сайте.

Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие "религия" происходит от латинского "religare", что означает "связывать, соединять, объединять". Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях.

Различают мировые и народностно-национальные религии. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, христианство, мусульманство, т. е. такие религии, которые наднациональны по характеру и развиваются вне специфики мононационального самосознания определенной этнической группы.

Складывание народностно-национальных религий - иудаизма, конфуцианства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более 10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании данной этнической группы людей национальной исключительности.

Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следующую структуру: 1 - вера в Бога; 2 - догматическое богословие; 3 - нравственное богословие и соответствующий ему морально-нравственный императив поведения; 4 - историческое богословие; 5 - система культовой (обрядовой) практики; 6 - наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.

Систематическим изложением религиозных взглядов, а также толкованием религиозных догматов занимается догматическое богословие. Догматы (от греч. глагола "думать, полагать, верить") есть несомненно истинные и бесспорные основоположения о Боге и человеке, составляющие символ веры в каждой религии. Отличительные признаки догматов: 1) умозрительность или созерцательность: они постигаются верой и не требуют рациональных доказательств-, 2) богооткровенность. догматы даны человеку непосредственно Богом, поэтому искренни, непререкаемы и неизменны, однажды и навсегда записаны в священных писаниях; 3) церковность догматы признаются всеми церквами данной религиозной системы, именно церкви хранят и дают толкования догматам как божественному откровению, убеждают верующих в их неизменности и истинности, 4) общеобязательность для всех членов церкви, все верующие должны безусловно верить в истинность догматов и обязательно руководствоваться ими в жизни, иначе следует отлучение от церкви.

В качестве основных отличий религиозных систем выделяются особенности восприятия Бога (Бог как бы “растворен” в буддизме, троичен в христианстве, един в мусульманстве и т.п.). Каждая из религий в догматическом отношении решает свою важную проблему. Отличия также имеются в историческом богословии (т. е.) трактовка истории Вселенской церкви и конкретных церквей), в системе культовой или обрядовой практики, проявляются в деятельности священников и мирян.

Итак, разность в понимании Бога и его способов общения с человеком приводит к функционированию различных религиозных систем, характеризующихся специфической религиозной практикой и самостоятельными религиозными объединениями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем развития земной цивилизации.

 Структура общества. Социальные отношения. Социальная сфера - это область жизнедеятельности человеческого общества, охватывающая систему социальных отношений, а также связи общества и личности. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Важнейшими компонентами социальной сферы являются различные проблемы общения, представляющие многоплановый процесс установления и развития человеческих контактов, обусловленный потребностями современной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, взаимодействие людей, их взаимопонимание.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Социальная деятельность - это деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей. Конечно, люди занимаются самовоспроизводством, самоизлечением, самообразованием, сами себя кормят и развлекают. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело, что общество не может его полностью доверить отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через системы образования, здравоохранения, культурного отдыха и бытового и социального обслуживания своих граждан.

Следует отметить, что все названные виды социальной деятельности всегда взаимосвязаны, перекрещиваются и взаимопроникают друг в друга. Таким образом, социальная сфера реально существует и проявляется в обществе именно в многообразной и сложной человеческой деятельности. В этом её важнейшие особенности. Поэтому неверно было бы представлять общественную жизнь так, что в ней где-то в одном измерении существуют социальные общности, их связи, а в другом - многообразная деятельность миллионов. Нет, вся социальная сфера - это и есть не что иное, как грань, сторона, часть деятельности людей.

Социальная сфера общества очень сложна и многопланова. Это обусловлено, прежде всего, тем, что отношения между людьми, группами, обществами весьма различны в силу деления людей по природным признакам - расы, нации, народности, этнические группы, а также половозрастные группы. Люди различаются по социальным, политическим, территориальным, религиозным и гражданским признакам, обусловливающим принадлежность к каким-либо группам. Имеется масса и других признаков, ибо самое непознанное, пожалуй, сам человек, находящийся на стыке двух миров - природного и социального

Сказанное позволяет выделить следующее значение социальной сферы: это такая среда, где реализуются межчеловеческие отношения. Формируются различные направления деятельности и потребности самых разных социальных общностей. Социальная сфера охватывает всё пространство жизни человека, группы, общностей и общества в целом: от условий их труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых, национальных и общечеловеческих ценностей и отношений.

Основой (скелетом, каркасом) общества является его социальная структура.

Структура - это совокупность частей, компонентов, элементов какого-либо объекта, а также связей между ними, обеспечивающих устойчивость этого объекта.

Социальная структура чрезвычайно сложна. Её компонентами являются социальные общности, т.е. группы людей, объединенных по какому-либо признаку, которые охватывают все возможные состояния и формы бытия человека. Из этого следует, что социальная общность - понятие чрезвычайно сложное. В настоящем пособии под социальной общностью понимается любое достаточно устойчивое объединение людей на основе различных связей, например, территория проживания, деятельность, культура, владение материальными ценностями и др.

Современное общество - это совокупность социальных общностей различного уровня. Глобальный уровень общества - это всё человечество в целом. Человечество может быть разделено по различным признакам, например, на классы по признаку отношения к собственности, на социальные слои и группы Сущность понятий "социальные организации", "слои" и "группы" будут рассмотрены далее. Здесь же важно понять, что любые общности: классы, нации, социальные организации, слои и группы могут выступать в качестве компонентов социальной структуры.

Для понимания сущности связей между компонентами социальной структуры общества введем понятие социальных отношений. Социальные отношения - это специфический вид общественных отношений, выражающихся в форме и характере взаимодействия социальных субъектов по поводу их положения в обществе и их роли в общественной жизни. При этом понятие "социальные отношения" и "общественные отношения" - это не одно и то же. Известно, что общественные отношения складываются между социальными субъектами по поводу того или иного материального или духовного объекта. Если эти отношения по поводу средств производства - это экономические отношения, по поводу власти - политические отношения, по поводу юридических норм - правовые отношения. Социальные отношения складываются по поводу реализации собственно социального взаимодействия, возникающего между различными социальными общностями, классами, слоями, группами и индивидами. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства или неравенства, равноправия или неравноправия, справедливости или несправедливости

Информация о работе Религия в современном мире