Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:01, реферат
Лейбниц писал: «Я считаю сочинения Декарта подступом к истинной философии, поскольку хотя он и не проник в самую ее сердцевину, однако приблизился к ней более, чем кто-либо из его предшественников, за исключением Галилея, которого само небо посвятило в самые разные тайны… Кто познакомится с сочинениями Галилея и Декарта, окажется в гораздо лучших условиях для постижения истины, чем другие». Это суждение одного великого философа о другом дает точное представление о масштабе личности Декарта, по праву называемого отцом современной философии.
Поэтому, целью моей работы является изучение одной из первых работ Рене Декарта «Размышление о методе»
Основным источником литературы является само произведение Рене Декарта «Размышление о методе».
ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………........3
1.Жизнь и творчество………………………………………………………4
2.Правила метода…………………………………………………………...6
3.Методическое сомнение………………………………………………….7
4.Человек – мыслящая реальность………………………………………..8
5. Существование и роль бога и человеческой души………………….10
6.Мир как машина………………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….17
«Я» как мыслящее существо наполнено множеством идей, подлежащих осмысленной селекции. Если «cogito» -мысль – это первая самоочевидная истина, то какие другие идеи могут быть столь же самоочевидными? Можно ли реконструировать с помощью таких же ясных и четких идей здание науки? А поскольку Декарт считал основой сознание, то как можно выйти за его пределы и подтвердить существование внешнего мира? Имеют ли объективный характер идеи, увиденные как реальное присутствие сознания, а не как сущность реального?
Прежде чем ответить на вопрос, следует вспомнить, что Декарт различает три вида идей: врожденные идеи, которые человек обнаруживает в себе самом, вместе с его сознанием; приобретенные идеи, которые приходят к человеку извне и обращают к вещам, совершенно отличным от него; и сотворенные идеи, сконструированные человеком самим. Пусть три класса идей не различаются с точки зрения их субъективной реальности, но содержание их различно.
Размышляя о идее более
«Только что принятое мною правило – считать, что вещи мы воспринимаем весьма ясно и отчетливо, все истинны, - убедительно только потому, что бог есть или существует, что он есть существо совершенное и что все, чем мы обладаем, происходит от него». Из этого Декарт заключает, что человеческие идеи и понятия исходят от бога, значит ясны и отчетливы, а значит – только истинны. А идеи ошибочные могут возникать только в неясности и туманности, так как человек несовершенен. Но несовершенство явствует из сомнений и никогда не удовлетворенного стремления к счастью и совершенству. Кто отвергает Бога – Создателя, тот считает творцом самого себя.
Итак, анализируя сознание, Декарт обращается к идее, которая не принадлежит нам, однако насквозь пронизывает нас. Если верно, что Бог в высшей степени совершенен, не должны ли мы поверить в этом случае в возможности человека, Его творения? Идея Бога в нас, как печать мастера на его творении, использована для защиты позитивности человеческой реальности и познавательных возможностей, а в том, что касается мира, неизменности его законов, Бог не может обманывать. То есть Бог выступает в качестве гаранта истины. Бог гарантирует все истины, ясные и отчетливые, которые человек может постичь. Это вечные истины, которые, выражая суть разных областей реальности, составляют костяк нового знания.
Кроме того, случайные и одновременно вечные истины не участвуют в бытие Бога, никто не может на основании знания этих истин, знать непостижимые замыслы Бога. Человек обладает человеческим, а не божественным разумом.
Но если Бог правдив и не обманывает, то человек ошибается, так как не всегда хранит верность ясности и отчетливости. Ошибка присутствует в суждении, а в суждении участвуют интеллект и воля. Интеллект, вырабатывающий ясные и отчетливые идеи, не ошибается. Ошибка происходит от давления воли на ум.
С огромной верой в человека
и его познавательные возможности Декарт
переходит к познанию мира. Метод получил
подтверждение, ясность и отчетливость
обоснования, а единство знания подведено
к источнику – человеческому разуму, поддержка
и гарант которого – Бог.
Декарт переходит к вопросу
о существовании материального
мира, углубляя идеи, полученные
из внешней реальности. Он утверждает,
что существование реального
мира возможно, так как это
следует из факта, что он
является объектом
Таким образом, духовный мир – это res cogitans (вещь мыслящая), материальный мир - res extensa (вещь протяженная). Все остальные свойства – например, цвет, вкус, вес и звук – Декарт считает вторичным, потому что относительно их нельзя иметь ясную и отчетливую идею. Отнести эти свойства к материальному миру означало бы не выполнить правила метода, ведь это реакции нервной системы на стимулы физического мира. Декарт пишет: «Следовательно, во всей вселенной лишь одна материя, и мы знаем ее потому, что она протяженна; все различаемые в ней свойства говорят о разделенности и перемещении в соответствии с ее частями».
Декарт возвращается к этому важному открытию Галилея, поскольку знает, что от него зависит возможность обращения к новому научному рассуждению. Чувства – это всего лишь источники стимулов, а не основание науки с ее миром ясных и отчетливых идей. Декарт разделил мир на две четко различимые реальности: мир духовный и мир материальный. Здесь нет промежуточной реальности. Как человеческое тело, так и царство животных должны получить наравне с физическим миром удовлетворительное объяснение в терминах механики. Декарт утверждает: «Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определенный цвет или воздействующих на наши чувства каким–нибудь способом, но лишь в том, что это – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину».
Идентифицируя материю с протяженностью, Декарт устраняет пустое пространство; по его мнению мир полон вихрей из тонкой материи, допускающей передачу движения с одного места в другое. «Прежде всего я описал эту материю и стремился представить ее такой, что в мире, как мне кажется, нет ничего более ясного или более понятного, за исключением того, что было только что сказано о боге и о душе, ибо я определенно предположил, что в ней нет ни одной из тех форм или качеств, о которых спорят философские школы, ни вообще ничего такого, знание чего не было бы столь естественным для наших душ, что нельзя даже вообразить, будто это нам неведомо. Затем я показал, каковы законы природы, постарался показать все те законы, в которых можно было бы усомниться, и показать, что они суть таковы, что даже если бы бог создал несколько миров, то ни могло бы быть ни одного, где бы они не соблюдались».
Каковы основные законы? Первый – принцип сохранения, согласно которому количество движения остается постоянным, вопреки деградации энергии. Второй – принцип инерции, объясняя любое изменение направления только толчком со стороны других тел. Тело не остановиться и не замедлит своего движения, если только его не остановит другое тело. Принцип сохранения и, как следствие, принцип инерции являются основными законами, управляющими вселенной. К ним добавляется еще один, согласно которому каждая вещь стремиться двигаться по прямой. Первоначальное движение – прямолинейное, из него происходят все остальные. Очевидно желание Декарта унифицировать сложную природу в упрощенную механическую модель с понятным и конкретным содержанием. Он подробно рассматривает Землю: воздух и вода, расположение небес и светил, приливы и отливы, горы и моря. Размышляя о их взаимодействии, Декарт пишет: «Однако из всего этого я не хотел заключать, что этот мир создан в таком виде, как я предположил, ибо гораздо более правдоподобно, что с самого его начала бог создал его таким, каким он должен быть».
Процессу унификации не подвержены реальности, традиционно относящиеся к другим наукам, - жизнь и живые организмы. «От описаний тел неодушевленных и растений я перешел к описанию животных и особенно людей». Но и человеческое тело, и животные организмы функционируют на основе механических принципов, регулирующих движение и отношения. Вразрез с теорией Аристотеля о душе, из растительного и душевного мира исключается всякое начало (растительное или чувственное).
Животные и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труды Рене Декарта сильно повлияли на философию того времени. Ему удается интерпретировать наиболее выдающиеся результаты современной науки. Многие истины, изложенные им в «Рассуждениях о методе», оказали влияние на последующее развитие науки. Исследования и наблюдения Декарта показывают нам из чего сделан мир и как он сделан. «Механицизм Декарта, - пишет Джозеф Агасси, - становится влиятельной метафизикой, перспективой не только в плане физических, но и биологических, и физиологических исследований, поскольку человеческое тело – это механизм, а животное – не что иное, как автомат». Основа метафизики Декарта- идентичность материи и пространства. Его принципы основаны на «здравом смысле, соединенном с ученостью». Анализируя свои «Рассуждения о методе», Декарт пишет: «Что касается моих собственных взглядов, то я не выставляю их вовсе новыми, так как, при тщательном рассмотрении их оснований, я уверен, что они окажутся настолько простыми и согласными со здравым смыслом, что их найдут менее необычными и менее странными, чем какие - либо другие взгляды на те же вопросы».
Прежде
всего Декарт старался отыскать первопричины
всего того, что есть или может
быть в мире, «не принимая во внимание
ничего, кроме одного бога, который
его создал». «Воспроизводя в уме все предметы,
когда – либо представлявшиеся моим чувствам,
осмелюсь сказать, что я не заметил там
ничего такого, чего я не мог бы удовлетворительно
объяснить найденными мною принципами».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК