Рене Декарт "Рассуждение о методе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:01, реферат

Описание

Лейбниц писал: «Я считаю сочинения Декарта подступом к истинной философии, поскольку хотя он и не проник в самую ее сердцевину, однако приблизился к ней более, чем кто-либо из его предшественников, за исключением Галилея, которого само небо посвятило в самые разные тайны… Кто познакомится с сочинениями Галилея и Декарта, окажется в гораздо лучших условиях для постижения истины, чем другие». Это суждение одного великого философа о другом дает точное представление о масштабе личности Декарта, по праву называемого отцом современной философии.

Поэтому, целью моей работы является изучение одной из первых работ Рене Декарта «Размышление о методе»

Основным источником литературы является само произведение Рене Декарта «Размышление о методе».

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………........3

1.Жизнь и творчество………………………………………………………4
2.Правила метода…………………………………………………………...6
3.Методическое сомнение………………………………………………….7
4.Человек – мыслящая реальность………………………………………..8
5. Существование и роль бога и человеческой души………………….10
6.Мир как машина………………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

декарт5.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

          «Я» как мыслящее существо наполнено множеством идей, подлежащих осмысленной селекции. Если «cogito» -мысль – это первая самоочевидная истина, то какие другие идеи могут быть столь же самоочевидными? Можно ли реконструировать с помощью таких же ясных и четких идей здание науки? А поскольку Декарт считал основой сознание, то как можно выйти за его пределы и подтвердить существование внешнего мира? Имеют ли объективный характер идеи, увиденные как реальное присутствие сознания, а не как сущность реального?

    Прежде  чем ответить на вопрос, следует  вспомнить, что Декарт различает  три вида идей: врожденные идеи, которые человек обнаруживает в себе самом, вместе с его сознанием; приобретенные идеи, которые приходят к человеку извне и обращают к вещам, совершенно отличным от него; и сотворенные идеи, сконструированные человеком самим. Пусть три класса идей не различаются с точки зрения их субъективной реальности, но содержание их различно.

      Размышляя о идее более совершенного  существа, чем человек, Декарт  понимает, что «извлечь его из  небытия – вещь явно невозможная…  Оставалось, таким образом, предположить, что она вложена в меня существом воистину более совершенным, чем я сам, существом, которому присущи все мыслимые мною совершенства, то- есть богом… Это существо более совершенное, от которого я завишу и от которого я получил все то, что имею.» Далее Декарт  утверждает, что разумная природа отлична от телесной, и что бог не состоит из них, так как в этом есть зависимость, а зависимость – это несовершенство.   Другими словами, автор идей, присущих  человеку, не он сам, несовершенный и конечный, и никакое другое существо, тоже ограниченное. Идея, присутствующая в человеке, может иметь в качестве своего творца лишь бесконечное и совершенное существо – Бог.         

      «Только что принятое мною  правило – считать, что вещи  мы воспринимаем весьма ясно и отчетливо, все истинны, - убедительно только потому, что бог есть или существует, что он есть существо совершенное и что все, чем мы обладаем, происходит от него». Из этого Декарт заключает, что человеческие идеи и понятия исходят от бога, значит ясны и отчетливы, а значит – только истинны. А идеи ошибочные могут возникать только в неясности и туманности, так как человек несовершенен. Но несовершенство явствует из сомнений и никогда не удовлетворенного стремления к счастью и совершенству. Кто отвергает Бога – Создателя, тот считает творцом самого себя.

          Итак, анализируя сознание, Декарт обращается к идее, которая  не принадлежит нам, однако насквозь пронизывает нас. Если верно, что  Бог в высшей степени совершенен, не должны ли мы поверить в этом случае в возможности человека, Его творения? Идея Бога в нас, как печать мастера на его творении, использована для защиты позитивности человеческой реальности и познавательных возможностей, а в том, что касается мира, неизменности его законов, Бог не может обманывать. То есть Бог выступает в качестве гаранта истины. Бог гарантирует все истины, ясные и отчетливые, которые человек может постичь. Это вечные истины, которые, выражая суть разных областей реальности, составляют костяк нового знания.

          Кроме того, случайные и одновременно вечные истины не участвуют в бытие Бога, никто не может на основании знания этих истин, знать непостижимые замыслы Бога. Человек обладает человеческим, а не божественным разумом.

          Но если Бог правдив  и не обманывает, то человек ошибается, так как не всегда хранит верность ясности и отчетливости. Ошибка присутствует в суждении, а в суждении участвуют интеллект и воля. Интеллект, вырабатывающий ясные и отчетливые идеи, не ошибается. Ошибка происходит от давления воли на ум.

          С огромной верой в человека и его познавательные возможности Декарт переходит к познанию мира. Метод получил подтверждение, ясность и отчетливость обоснования, а единство знания подведено к источнику – человеческому разуму, поддержка и гарант которого – Бог.  

    
  1. Мир как  машина
 

      Декарт переходит к вопросу  о существовании материального  мира, углубляя идеи, полученные  из внешней реальности. Он утверждает, что существование реального  мира возможно, так как это  следует из факта, что он  является объектом геометрических  доказательств, основанных на идее протяженности. К тому же в человеке проявляется способность воображения и чувства. Ум – «мыслящая субстанция», суть которой заключается в активном мышлении. Ум может воспринимать телесный мир, пользуясь воображением и способностью чувствовать, пассивно воспринимая стимулы и ощущения. Значит, если способности воображения и чувств подтверждают существование телесного мира, то нет оснований подвергать его сомнению. Но это не должно привести к безрассудному допущению всего того, о чем говорят чувства. Произвести отбор можно, допуская в качестве реальных только те свойства, которые удается воспринять отчетливо.  Из всего внешнего ясно и отчетливо удается воспринять только протяженность, которую Декарт считает конструктивной. «Любая вещь, имеющая отношение к телу, предполагает протяженность, а все, обнаруживаемое в уме, - лишь различные способы мышления. Так, например, нельзя представить себе фигуру иначе, чем в пространстве, так же, как и движение; а воображение или чувство, или воля могут быть представлены только мысленно. И наоборот, можно представить протяженность без фигуры или без движения, что очевидно любому, кто обратит а это внимание».

          Таким образом, духовный мир – это res cogitans (вещь мыслящая), материальный мир -  res extensa  (вещь протяженная). Все остальные свойства – например, цвет, вкус, вес и звук – Декарт считает вторичным, потому что относительно их нельзя иметь ясную и отчетливую идею. Отнести эти свойства к материальному миру означало бы не выполнить правила метода, ведь это реакции нервной системы на стимулы физического мира. Декарт пишет: «Следовательно, во всей вселенной лишь одна материя, и мы знаем ее потому, что она протяженна; все различаемые в ней свойства говорят о разделенности и перемещении в соответствии с ее частями».

          Декарт возвращается к этому важному открытию Галилея, поскольку знает, что от него зависит  возможность обращения к новому научному рассуждению. Чувства –  это всего лишь источники стимулов, а не основание науки с ее миром  ясных и отчетливых идей. Декарт разделил мир на две четко различимые реальности: мир духовный и мир материальный. Здесь нет промежуточной реальности. Как человеческое тело, так и царство животных должны получить наравне с физическим миром удовлетворительное объяснение в терминах механики. Декарт утверждает: «Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определенный цвет или воздействующих на наши чувства каким–нибудь способом, но лишь в том, что это – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину».

    Идентифицируя материю с протяженностью, Декарт устраняет пустое пространство; по его мнению мир полон вихрей из тонкой материи, допускающей передачу движения с одного места в другое. «Прежде всего я описал эту  материю и стремился представить ее такой, что в мире, как мне кажется, нет ничего более ясного или более понятного, за исключением того, что было только что сказано о боге и о душе, ибо я определенно предположил, что в ней нет ни одной из тех форм или качеств, о которых спорят философские школы, ни вообще ничего такого, знание чего не было бы столь естественным для наших душ, что нельзя даже вообразить, будто это нам неведомо. Затем я показал, каковы законы природы, постарался показать все те законы, в которых можно было бы усомниться, и показать, что они суть таковы, что даже если бы бог создал несколько миров, то ни могло бы быть ни одного, где бы они не соблюдались».

          Каковы основные законы? Первый – принцип сохранения, согласно которому количество движения остается постоянным, вопреки деградации энергии. Второй – принцип инерции, объясняя любое изменение направления только толчком со стороны других тел. Тело не остановиться и не замедлит своего движения, если только его не остановит другое тело. Принцип сохранения и, как следствие, принцип инерции являются основными законами, управляющими вселенной. К ним добавляется еще один, согласно которому каждая вещь стремиться двигаться по прямой. Первоначальное движение – прямолинейное, из него происходят все остальные. Очевидно желание Декарта унифицировать сложную природу в упрощенную механическую модель с понятным и конкретным содержанием. Он подробно рассматривает Землю: воздух и вода, расположение небес и светил, приливы и отливы, горы и моря. Размышляя о их взаимодействии, Декарт пишет: «Однако из всего этого я не хотел заключать, что этот мир создан в таком виде, как я предположил, ибо гораздо более правдоподобно, что с самого его начала бог создал его таким, каким он должен быть».

          Процессу унификации не подвержены реальности, традиционно относящиеся к другим наукам, - жизнь и живые организмы. «От описаний тел неодушевленных и растений я перешел к описанию животных и особенно людей». Но и человеческое тело, и животные организмы функционируют на основе механических принципов, регулирующих движение и отношения. Вразрез с теорией Аристотеля о душе, из растительного и душевного мира исключается всякое начало (растительное или чувственное).

          Животные и человеческое тело не что иное, как механизмы, «автоматы», или «самодвижущиеся машины» разной степени сложности. Человеческое мастерство и само способно создавать различные «автоматы», но эти машины не обладают разумом, мыслями и волей, они действуют не сознательно, а лишь в силу расположения своих органов. То, что мы называем «жизнью», сводится к некой материальной сущности, то есть к тончайшим и чистейшим элементам; переносимые кровью от сердца к мозгу, они располагаются по всему телу, руководя основными функциями организма. Декарт утверждает, что у организмов не может быть автономного жизненного начала – ни растительного, ни чувственного. Он убежден, что, если бы они имели душу, то обнаружили бы ее с помощью слов, «единственного знака и надежного доказательства мысли, спрятанной и запертой в теле».

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Труды Рене Декарта сильно повлияли на философию  того времени. Ему удается интерпретировать наиболее выдающиеся результаты современной  науки. Многие истины, изложенные им в  «Рассуждениях о методе», оказали  влияние на последующее развитие науки. Исследования и наблюдения Декарта показывают нам из чего сделан мир и как он сделан. «Механицизм Декарта, - пишет Джозеф Агасси, - становится влиятельной метафизикой, перспективой не только в плане физических, но и биологических, и физиологических исследований, поскольку человеческое тело – это механизм, а животное – не что иное, как автомат». Основа метафизики Декарта- идентичность материи и пространства. Его принципы основаны на  «здравом смысле, соединенном с ученостью». Анализируя свои «Рассуждения о методе», Декарт пишет: «Что касается моих собственных взглядов, то я не выставляю их вовсе новыми, так как, при тщательном рассмотрении их оснований, я уверен, что они окажутся настолько простыми и согласными со здравым смыслом, что их найдут менее необычными и менее странными, чем какие - либо другие взгляды на те же вопросы».

    Прежде  всего Декарт старался отыскать первопричины всего того, что есть или может  быть в мире, «не принимая во внимание ничего, кроме одного бога, который его создал». «Воспроизводя в уме все предметы, когда – либо представлявшиеся моим чувствам, осмелюсь сказать, что я не заметил там ничего такого, чего я не мог бы удовлетворительно объяснить найденными мною принципами».  
 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    
  1. Рене Декарт «Рассуждение о методе» АН СССР 1953г.
  2. Джованни Реале и Дарио Антисери «Западная философия. «От истоков до наших дней». Новое время («От Леонардо до Канта») ТОО ТК «Петрополис» Санкт- Петербург 1996г.
  3. Л.В. Блинников «Великие философы. Словарь – справочник» Москва «Логос» 1998 г.

Информация о работе Рене Декарт "Рассуждение о методе"