Революционно-демократическое направление русской философии XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:09, доклад

Описание

Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада Революционно-демократическое направление русской философии XIX-начала XX веков: Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов.

Содержание

1.Введение………………………………………………………...3
2.Н.Г.Чернышевский……………………………………………4-5
3.Народники (Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев)..5-6
4.Анархизм………………………………………………………6-9
5.Марксизм:Г.В.Плеханов……………………………………..9-10
6.Заключение……………………………………………………..11
7.Литература………..…………………………………………….12
8.Словарь терминов………………………

Работа состоит из  1 файл

Революционно.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и науки РФ

Брянский  филиал Международной Академии Бизнеса  и Управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра философии

Реферат на тему: «Революционно-демократическое    направление русской философии XIX века» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка  I курса

специальности «Таможенное дело»

 Рак  Мария Анатольевна 

                                                                 Проверил: доцент Шаров В.Д. 
 
 
 
 
 

Брянск 2011 
Содержание

1.Введение………………………………………………………...3

2.Н.Г.Чернышевский……………………………………………4-5

3.Народники (Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев)..5-6

4.Анархизм………………………………………………………6-9

5.Марксизм:Г.В.Плеханов……………………………………..9-10

6.Заключение……………………………………………………..11

7.Литература………..…………………………………………….12

8.Словарь терминов……………………………………………...13 
                                       Введение

Русская философия  — феномен мировой философской  мысли. Ее феноменальность заключается  в том, что русская философия  развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской  и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада Революционно-демократическое направление русской философии XIX-начала XX веков: Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов.

Во второй половине XIX века четко оформились два направления  в русской философии: радикальное, или революционно-демократическое  и религиозно-идеалистическое. Наиболее видными представителями первого направления были Н.Г. Чернышевский и Г.В. Плеханов. Идеологами русского политического радикализма философия воспринималась исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н.Г. Чернышевский

 Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) был одним из идеологов  русского крестьянского социализма. Он считал возможным минование  Россией капитализма и переход  непосредственно к социализму. Однако  общинный социализм Чернышевского предполагал отбрасывание цивилизации и удержание России в первобытном состоянии.

 Философия  Чернышевского, основанная на  антропологизме, исходила из выработанной  естественными науками идеи о  единстве человеческого организма.  Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития, необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать социальность.

Нравственный  мир, по Чернышевскому, как и мир  физический, подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления  взаимосвязаны между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма"). 

В 60-е гг. XIX в. главой революционно-демократического лагеря был Николай Гаврилович Чернышевский . В своих произведениях он разрабатывал вопросы политической экономии, философии, этики и эстетики. 

Чернышевский  родился в семье саратовского священника. Учился в духовной семинарии, но не закончил ее. Поступил в Петербургский университет. После его окончания в 1851 г. Чернышевский преподавал 2 года в Саратовской гимназии, а затем перешел преподавать в Петербургский кадетский корпус. 

Чернышевский  осознавал, что в России нарастает глубокий экономический и политический кризис, который должен завершиться революционной ломкой существующего режима. Еще в 1852 г. он заявлял, что "неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это. Вместе с этим растет и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей".

 Чернышевский  верил в близость русской революции  и намеревался принять в ней  участие. "Меня не устраивают, — говорил он, — ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня". 

Вся последующая  деятельность Чернышевского была посвящена  идейной и практической подготовке крестьянской революции. Сравнивая  Чернышевского с Герценом, В. И. Ленин  писал: "Чернышевский был гораздо  более последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы". 

Чернышевский  считал, что крестьянская реформа 1861 г. спасти самодержавие не может. 

На вопрос, каким  путем пойдет Россия после революции, Чернышевский давал такой ответ: она пойдет по некапиталистическому пути развития к социализму, опираясь на сельскую общину. Социализм он считал высшим на данный момент этапом развития человечества. Однако он должен быть со временем заменен общественным строем, который он называл коммунизмом. По мнению Чернышевского, социализм и коммунизм различаются по принципу распределения. Если при социализме обобществлены средства производства и земля, то при коммунизме обобществлено и распределение, и люди получают продукты по потребности.

Деятельность Чернышевского привлекла внимание правительства, он был арестован 7 июля 1862 г. и приговорен к 14 годам каторги. Царь сократил срок вдвое. В заключении, а затем в ссылке он пробыл 21 год. В 1883 г. ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1888 г. — в Саратове. В 1889 г. он умер. Находясь в Петропавловской крепости, Чернышевский пишет роман "Что делать?".

Основная философская  работа Чернышевского — "Антропологический  принцип в философии". В ней  он как никто до него обосновал  принцип партийности философии.

Чернышевский  углубил обоснование материального  единства мира.

Он внес вклад  в дальнейшее развитие материалистической теории познания, углубил понимание  философских категорий 

Народники

Одним из заметных направлений политической мысли  во второй половине XIX века в России явилось народничество, видными представителями которого были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и другие.

 Народники  главным двигателем истории считали  критически мыслящие личности. Все  они утверждали о специфическом  пути России к социализму. По их мнению, Россия может перейти к социализму путем крестьянской революции. 

 Философ,  социолог, публицист П. Л. Лавров (1823—1990) явился главой народников-пропагандистов. В работе «Исторические письма»  он утверждал, что природные явления являются закономерными, повторяющимися явлениями, а явления общественной жизни — это явления изменяющиеся, неповторимые. По его мнению, сущность истории состоит в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию «критически мыслящими личностями». Только эти личности, полагал он, могут двигать человечество к равенству и справедливости. Для реализации своих целей критически мыслящие личности должны Объединиться в партию, которая придает борьбе «направление и единство»  

 По мнению  Лаврова, крестьянская революция,  которая может привести к социализму, должна быть тщательно подготовлена. При этом подготовлен должен  быть не только народ, но  и его руководители — сознательные  революционеры. 

 П. Н. Ткачев(1844—1886) возгавлял народннков-заговорщиков. Его политические воззрения получили отражение в концепции «экономического материализма», разработанной под явным влиянием идей К. Маркса. «Я полагаю, — писал он, — что все явления политического, нравственного и интеллектуального мира в последнем анализе сводятся к явлениям экономического мира и «экономической структуре» общества...» По его мнению, прогресс, общества обеспечивается в борьбе экономических интересов общественных классов, личных интересов людей, их стремлений к личному счастью. 

 Теоретиком  либерального народничества явился  П. К. Михайловскнй (1842—1904). Он  не сомневался в закономерном  развитии общества. «Что общество  повинуется в своем развитии  известным законам, — это несомненно, — писал Н. К. Михайловский, — но не менее несомненно присущее человеку сознание свободного выбора деятельности» Идея личности, индивидуальности, всестороннего развития личности — центральное положение его социально-политических воззрений. Личность, но Михайловскому,— высшее мерило ценности всех явлений общества. Она («герой») — главный творец истории. Личность может всесторонне («разнородно») развиваться в кооперации с равными себе. Проблему такого развития личности, считал он, может обеспечить лишь социализм, который представляет собой «торжество личного начала при посредстве начала общинного» Такое развитие личности не могло обеспечиваться на предыдущих этапах развития человечества, ибо история шла по линии «разнородности», то есть дифференциации общества, разделения труда. Условия жизни современного общества, подчеркивал Н. К. Михайловский, обрекают народ па нищенское существование. В результате такой жизни народ превращается в «толпу». Он искренне сочувствовал угнетенному Положению народа, особенно крестьян. Однако, в отличие от многих других народников Н. К. Михайловский не верил в то, что народное восстание .может изменить общественное устройство. 

Анархизм 

Анархизм —  политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей  целью уничтожение всех типов  принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества. 

Александр Блок писал: "Мы читаем Бакунина и слушаем  свист огня... Мы уже, наверное, можем  забыть мелкие факты этой жизни во имя ее искупительного огня... Займем огня у Бакунина". Главное душевное качество Мишеля (так Бакунина называли и подростком - в кругу семьи - и стариком - в кругу швейцарских рабочих) - это, по собственному признанию выдающегося анархиста, "любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много донкихотства: не только политического, но и в частной жизни". 

Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его  друзей были Н.В.Станкевич, И.С.Тургенев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, П.Я.Чаадаев, Г.Гервег, Р.Вагнер, Ж.Санд, А.Мицкевич, П.Ж.Прудон, А.Руге, В.Вейтлинг. Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида, Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского. 

В юности - увлечение  философией, дискуссии в московских салонах и в родном доме в селе Прямухине. Затем - переход к практической революционной деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и Шлиссельбурга, где в результате "человеколюбивого обращения", Бакунин лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в "Колоколе" Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса... 

Информация о работе Революционно-демократическое направление русской философии XIX века