Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:09, доклад
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада Революционно-демократическое направление русской философии XIX-начала XX веков: Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов.
1.Введение………………………………………………………...3
2.Н.Г.Чернышевский……………………………………………4-5
3.Народники (Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев)..5-6
4.Анархизм………………………………………………………6-9
5.Марксизм:Г.В.Плеханов……………………………………..9-10
6.Заключение……………………………………………………..11
7.Литература………..…………………………………………….12
8.Словарь терминов………………………
Революционная
деятельность Бакунина не знала границ
и была поистине грандиозна по своим
масштабам. Он помогал полякам во
время восстания 1863-1864 гг., выступал
в Швеции, направил эмиссара-анархиста
Дж.Фанелли в Испанию
Конечно, Бакунин
не был "рыцарем без страха и
упрека", непогрешимым во всех своих
поступках. В своей поистине фантастической
деятельности он допускал немало ошибок,
которые могут быть поставлены ему в вину.
Большинство из них, впрочем, связаны с
его способностью чрезмерно увлекаться
и увлекать других открывающимися перспективами,
порой идеализируя эти перспективы и,
по выражению Герцена, "путая второй
месяц беременности с девятым". Бакунин
нередко принимал желаемое за действительное,
преувеличивал степень готовности масс
к революции, допускал неразборчивые поступки
- блефы и мистификации, явно увлекался
конспиративно-заговорщической стороной
революционной работы. Бакунин, безусловно,
несет моральную ответственность за отдельные
националистические (антинемецкие и антиеврейские)
выпады, встречающиеся в его работах, и
за деятельность С.Г.Нечаева.
Но - не ошибается
только тот, кто ничего не делает, а
Бакунин в своей жизни сумел сделать бесконечно
много. П.А.Кропоткин, общавшийся со швейцарскими
рабочими-анархистами, знавшими Бакунина,
особо отмечает: "Поразило меня больше
всего то, что нравственное влияние Бакунина
чувствовалось даже сильнее, чем влияние
его как умственного авторитета"/16/.
Будучи крупнейшим знатоком философии
Гегеля, Бакунин предпочел жизнь и борьбу
философским абстракциям, сумел воплотить
в жизнь то, что проповедовал на словах.
Личность Бакунина представляла собой
сплав огромной энергии, воли к жизни и
борьбе, пророческого, проповеднического,
ораторского и философского дара, способности
зажигать людей и вести их за собой, личного
обаяния, организаторских талантов, самоотверженности,
искренности и бескорыстия.
Говоря о Бакунине-теоретике,
назовем его главные работы: "Реакция
в Германии", "Философские рассуждения
о божественном призраке, о действительном
мире и человеке", "Федерализм, социализм
и антитеологизм", "Государственность
и анархия", "Бог и государство",
"Кнуто-германская империя и Социальная
Революция". Следуя своему знаменитому
принципу: "Дух разрушающий есть дух
созидающий, страсть к разрушению есть
творческая страсть!", М.А.Бакунин в
своих работах не стремился к систематичности
и законченности, всегда был весьма полемичен
и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов,
формулировал собственную позицию. Вообще,
Бакунин отдавал жизни примат перед наукой,
полагая, что мысль, наука никогда не способна
охватить и постичь жизнь во всей ее полноте,
все предвидеть и управлять человеческими
действиями. Отсюда, кстати, вытекали и
горячие возражения великого бунтаря
против идеи позитивистов и марксистов
об управлении обществом учеными, которые,
по мнению Бакунина, неизбежно будут распинать
живых людей на прокрустовом ложе своих
доктрин и теорий. Не имея возможности
детально излагать здесь бакунинские
идеи, отметим лишь, что их краткой формулой
можно считать название одной из программных
речей анархиста: "Федерализм, социализм
и антитеологизм". Богу и религии он
противопоставлял "антитеологизм",
новую "религию Человека" и просвещение
народа, принудительной государственной
централизации - федерализм и самоуправление,
а капиталистической эксплуатации - социализм
и коллективную собственность трудящихся
("Коллективизм" - таково одно из самоназваний
бакунизма).
Бакунин был
воинствующим богоборцем, считавшим
Бога персонифицированным тираном,
а религию - обоснованием земного
деспотизма и вечного человеческого
несовершенства и конформизма.
Много ярких
и страстных страниц посвятил
Бакунин всесторонней критике государства
и его разрушительного влияния на людей
- как управляемых, так и управляющих. "Государство
- это самое вопиющее, самое циничное и
самое полное отрицание человечности,
- писал русский анархист. - Оно разрывает
всеобщую солидарность людей на земле
и объединяет только часть их с целью уничтожения,
завоевания и порабощения всех остальных"/17/.
Бакунин считал, что произвол, чинимый
над человеком и обществом, государство
напыщенно именует "законом".
Государство, по
Бакунину, является не чем иным, как "официальной
и правильно установленной опекой меньшинства
компетентных людей ... чтобы надзирать
за поведением и управлять поведением
этого большого неисправимого и ужасного
ребенка - народа"/18/. Поскольку всякая
власть стремится себя увековечить, "ребенок"
никогда не достигнет совершеннолетия,
пока над ним господствует упомянутая
опека. "Итак, там, где начинается государство,
кончается индивидуальная свобода, и наоборот.
Мне возразят, что государство, представитель
общественного блага, или всеобщего интереса,
отнимает у каждого часть его свободы
только с тем, чтобы обеспечить ему всё
остальное. Но остальное - это, если хотите,
безопасность, но никак не свобода. Свобода
неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив
целиком. Малая часть, которую вы отсекаете,
- это сама сущность моей свободы, это всё"/19/.
"Такова уж логика всякой власти, что
она в одно и то же время неотразимым образом
портит того, кто ее держит в руках, и губит
того, кто ей подчинен"/20/.
Осуждая патриотизм
как государственно-
В своих произведениях
Бакунин дает блестящую, последовательную
критику государственного социализма
(прежде всего марксистского), которая
оказалась во многом пророческой. Не
веря во временный характер предлагавшейся
Марксом "диктатуры пролетариата"
(поскольку всякая диктатура стремится
себя увековечить), отрицая марксистскую
идею правления "научных социалистов"
и возможность введения социализма через
тотальное огосударствление общественной
жизни и производства, Бакунин показывал:
поскольку эксплуатация и власть неразрывно
связаны друг с другом, уничтожение первой
при сохранении второй неизбежно приведет
к появлению нового класса - "красной
бюрократии", идущей на смену старым
эксплуататорским классам.
Бакунин призывал
к Социальной Революции, разрушающей
классово-государственные институты современного
общества и заменяющей их безгосударственно-
Таким образом,
Бакунин радикализировал
Марксизм: Г.В.Плеханов
Философия марксизма
исследует фундаментальные
Г.В.Плеханов.
Родился в мелкопоместной дворянской семье. Окончил военную гимназию в Воронеже, в 1873 г. переехал в Петербург. Осенью 1874 г. поступил в петербургский Горный институт, из которого в 1876 г. как участник революционного движения был вынужден уйти. С 1875 г. вступил на путь активной революционной борьбы, первоначально действовал в революционно-народническом движении, «ходил в народ», в Петербурге получил некоторый опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской демонстрации 1876 г. в Петербурге, где выступил с обличительной речью против царского самодержавия. После раскола народнической организации «Земля и воля» (1879 г.) – один из руководителей революционно-народнической группы «Чёрный передел». С января 1880 г. до Февральской революции 1917 г. года жил в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция и др. страны Западной Европы).
Роль Плеханова в истории марксизма, его философии определена Лениным: «... нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать – именно изучать – все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» (там же, т. 42, с. 290); статьи Плеханова по философии должны войти в «... серию обязательных учебников коммунизма» (там же, примечание). «... Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов»
Плеханов внёс
крупный вклад в марксистскую
историю философии и
Плеханов отстаивал
материалистические, атеистические традиции
в философии, революционные и просветительские
традиции русской и западноевропейской
общественной мысли. Правда, порой Плеханов
больше подчёркивал то, что сближает марксистскую
философию и социологию с домарксистскими
учениями, не показывая в должной мере
то, что их различает, несколько преувеличивал
влияние западноевропейской философии
и общественной мысли на русскую; но всё
это не умаляет научной ценности работ
Плеханова по истории философии и общественной
мысли.
В 1956 в СССР было
отмечено 100-летие со дня рождения
Плеханова, учреждена премия им. Плеханова,
присуждаемая авторам лучших научных
работ по философии.
Заключение
Весь путь развития
отечественной философии
Вместе с тем
это очень самобытная философия,
включающая в себя весь драматизм исторического
развития философских идей, противостояние
мнений, школ и направлений. Тут соседствуют
и вступают между собой в диалог западники
и славянофилы, консерватизм и революционный
демократизм, материализм и идеализм,
религиозная философия и атеизм. Из её
истории и ее целостного содержания нельзя
исключать никакие фрагменты - это ведет
лишь к обеднению её содержания.
Русская философия
- это неотъемлемая часть мировой
культуры. В этом её значение как
для философского познания, так и для
общекультурного развития.
Литература
Информация о работе Революционно-демократическое направление русской философии XIX века