Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 16:51, реферат
XII век был одним из самых ужасных периодов потрясения для Руси. С востока на
нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен,
разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток населения; с
северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества.
Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в
такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое
существование.
вселенной.
Нам неизвестно, где именно князья поклонились великому хану, но они были
приняты ласково и возвратились благополучно домой. Андрей получил княжение во
Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом было предпочтение
Александру, так Киев был старше Владимира, но киевская земля была в те времена
до такой степени опустошена и малолюдна, что Александр мог быть только по имени
великим князем. Вероятно, монголы сообразили, что Александр, будучи умнее
других, мог быть для них опасен, и потому, не испытав его верности, не решились
дать ему тогда Владимир, с которым соединялось действительное старейшинство над
покоренными русскими землями.
Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многом
изменить его взгляды. Он близко познакомился с завоевателями Руси и понял, с
какой стороны с ними возможно ужиться. Свирепые ко всему, что им
сопротивлялось, монголы требовали одного – раболепного поклонения. Это было в
их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов. Чрезвычайная
сплоченность
сил, безусловное повиновение
отдельной личности и крайняя выносливость - вот качества, способствовавшие
монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные
свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и
умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужиться теперь с
непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их качества. Это было
тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на
счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Напротив,
они оказывали какую-то философскую терпимость к вере и приемам жизни
побежденных, но покорных народов. Поклоняясь единому Богу, с примесью грубейших
суеверий, естественно свойственных варварскому состоянию умственного развития,
они не только дозволяли свободное богослужение иноверцам, но и отзывались с
известным уважением о всех верах вообще. Проницательный ум Александра,
вероятно, понял также, что покорность завоевателям может доставить такие выгоды
князьям, каких они прежде не имели.
До тех пор князья волею-неволею должны были разделять власть свою с народной
властью вече или подбирать себе сторонников в рядах народа. Собственно, они
были только правителями, а не владельцами, не вотчинниками, не государями.
Монголы, как по своим понятиям, так и по расчету естественно усиливали власть и
значение князей на счет вече: легче и удобнее им было вести дело с покорными
князьями, чем с непостоянными собраниями вече. Вот отчего все русские князья,
побивши челом хану, получали тогда свои княжения в вотчину и власть их в
большей части русских земель очень скоро подавила древнее вечевое право. Звание
старейшего князя было прежде почти номинальным: его слушались только тогда,
когда хотели, теперь же это звание вдруг получило особую важность потому, что
старейшего сам хан назначал быть выше прочих князей.
Александр не поехал в данный ему Киев, а отправился в Новгород Пока он не был
старейшим, еще он ладил с новгородской вольностью. Новгородцы считали себя
независимыми от татар, но через два года на Руси произошел переворот.
Андрей не удержался на владимирском княжении. Этот князь не мог так скоро
изменить понятия и чувствования, свойственные прежнему русскому строю и шедших
в разрез с потребностями новой политической жизни. Ему тяжело было сделаться
рабом. В 1250 году князь Андрей Ярославович женился на дочери Даниила
Галицкого, заключив направленный против Золотой Орды династический союз. Батый
отправил свои войска одновременно против Даниила и Андрея.
1 Летописные известия об этих событиях до того сбивчивы, что не дают
возможности понять, как и чем Андрей вооружил против себя победителей. Но
известно, что в 1252 году Александр отправился в волжскую орду и там получил
старейшинство и владимирское княжение от Сартака, управлявшего делами за
дряхлостью отца своего Батыя. Андрей, посоветовавшись со своими боярами, счел
лучшим бежать в чужую землю, нежели «служить царю». Но татары уже шли на него
под начальством Неврюя и других предводителей, догнали его под Переславлем и
разбили. Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли; изгнанник через Псков
и Колывань убежал с женой в Швецию. Татары опустошили Переславль и рассеялись
по земле, истребляя людей и жилища, уводя пленных и скот, так как по правилу
монгольскому, да и вообще как везде делалось в те времена, за вину князя должна
была расплачиваться вся земля. В это время была схвачена и убита жена князя
Ярослава Ярославовича. Александр, получив старейшинство, сел во Владимир и на
первый раз пришлось ему отстраивать церкви и людские жилища, разоренные
полчищем Неврюя.
С этих пор Александр, чувствуя свое старейшинство и силу, готовый найти
поддержку в Орде, поднял голову и иначе показал себя, что в особенности видно в
его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр поставил князем в
Новгороде сына своего Василия. В 1255 году новгородцы невзлюбили Василия и
прогнали его, призвав вместо него брата Александра Ярослава, князя тверского,
жившего тогда в Пскове. Явление совершенно обычное, множество раз
повторявшееся; и сам Александр, испытывая тоже в былое время, уходил из
Новгорода, когда его прогоняли, и опять являлся в Новгород по призыву и мирился
с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустил Великому Новгороду.
Василий убежал в Торжок, где жители были за него. Отец тотчас собрал в своей
владимирской земле рать и отправился в Торжок с тем, чтобы по своей воле опять
восстановить сына на княжение. Призванный князь Ярослав убежал из Новгорода.
Новгород остался без князя, об этом дали знать великому князю. Александр с
Василием пошел на Новгород.
Между
тем внутри Новгорода
проявлявшаяся в его истории вражда лучших или вящих людей и меньших, - иначе
бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель и любимец меньших
людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и вольности. Ожидая
приближения великого князя, новгородцы вооружились, выставили полки за
церковью Рождества и от св. Ильи против Городища, ограждая Торговую сторону,
которая была, главным образом, местопребыванием меньших людей. Но некоторые
вящие люди замышляли иное: из них составилась партия под начальством Михалки
Степановича, человека коварного и корыстного, смекнувшего, что наступают иные
времена, и сообразившего, на чьей стороне сила. В тревоге собрались новгородцы
на вече на обычном месте у св. Николая (Дворищенского). «Братья – говорили они
между собою – а что если князь скажет: выдайте моих врагов?» Тогда меньшие по
прадедовскому обычаю «целовали Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и
на смерть за правду новгородскую, за свою отчизну. Но Михалка, замышлявший
убить Ананию и какими бы то ни было путями сделаться самому посадником, убежал
со своими единомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие
хотят напасть на Новгород и бить меньших. Новгородцы кричали, что нужно убить
Михалку и ограбить его двор, но тут заступился за него посадник Анания. Он
послал предостеречь своего тайного врага и когда рассвирепевшие новгородцы
кричали: убить Михалку, Анания сказал им: « Братья, если его убьете, убейте
прежде меня».
Приехал
в Новгород посол от
посадника, а не выдадите, я вам не князь: иду на город ратью!» Новгородцы
послали к Александру владыку Далмата и тысячского Клима: «князь, иди на свой
стол, а злодеев не слушай; не гневайся на Ананию и на всех мужей новгородских».
Владыка и тысячский возвратились с отказом. Александр упорно добивался
своего. Тогда новгородцы приговорили на вече: «Если князь такое задумал с
нашими клятвопреступниками, - пусть им судит Бог и св. Софья, а на князя мы не
кладем греха!» Все вооружились и три дня стояли наготове. Выдавать миром своих
было для новгородцев неслыханным бесчестным делом. Александр рассудил, что
раздражать далее народ и доводить дело до драки нет нужды, когда главная цель
его может быть достигнута более мирным соглашением, и послал сказать
новгородцам: «я не буду держать на вас гнева; пусть только Анания лишится
Посадничества».
Анания лишился посадничества и новгородцы примирились с Александром.
Александр прибыл в Новгород и был радушно встречен народом, издавна знавшим
его. Василий был восстановлен на княжении. Новгородцы в угодность Александру
поставили посадником Михалка.
Это
событие, слишком обычное в
новгородском строе жизни,
и новое значение в новгородской истории. Новгородцы выгоняли князей своих,
иногда терпели от них и, забывая старое, опять приглашали, как раньше было с
Ярославом отцом Александра, но то делалось по новгородской воле, при обычном
непостоянстве новгородцев. Не было еще примера, чтобы великий князь силою
заставил принять только что изгнанного ими князя. Александр показал
новгородцам, что над их судьбою есть внешняя сила, повыше их веча и их партий –
сила власти старейшего князя всей Руси, поставленного волею могущественных
иноземных завоевателей и владык русской земли. Правда, что Александр, вступив в
Новгород, обласкал новгородцев, заключил с ними мир на всей вольности
новгородской, но в проявлении его могучей воли слышались уже предвестники
дальнейшего наложения на Новгород великокняжеской руки.
Через
некоторое время Новгород