Роль философии в формировании национального самосознания в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:17, контрольная работа

Описание

Философия, несомненно, является одним из важнейших духовных, теоретических инструментов управления общественным развитием.
Функции философии в сознательном управлении развитием общества весьма многообразны. Они обусловлены спецификой её предмета, её взаимосвязями с другими общественными науками и естествознанием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 3
Специфика национального самосознания в России……………... 8
Значение национального самосознания……………………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………... 16
Библиография…………………………………………………………………………. 17

Работа состоит из  1 файл

Роль философии в формировании национального самосознания в современной России.docx

— 41.31 Кб (Скачать документ)

Идея национального превосходства  теологически интерпретируется как  гордыня - страшный сатанинский грех, которому нет прощения, но обязательно  последует наказание. В сакральном смысле на нашу страну напало сатанинское  воинство (вспомним об исповедании  верхушкой "третьего рейха" инфернальных культов), и борьба с ним на уничтожение  была священной без всяких метафор  и аллегорий. Святая Русь поднялась  на борьбу с бесовством, и наша национальная правда, освященная праведниками, святителями, новомучениками, ответила на вызов  темных сил.

Оказывалось, что тогда, в  грозах и бурях войны, сосредоточившись на национальных ценностях, приняв во спасение меч Христа, наш народ, наши отцы и деды противопоставили сатанизму  чистоту православия, национальному  превосходству - национально-государственную  независимость, сверхчеловеку - соборность русской национальной жизни. И потому мы победили.

Действительно, в периоды  тяжелых испытаний в русских  резко повышается сознание этнической общности, но оно же и крайне ослабляется  в периоды спокойного, "равнинного", по выражению А.И. Герцена, течения  жизни. Подобная - пульсирующая - динамика этнического самосознания русских  обусловлена всей исторической жизнью народа в самом трудном для  освоения пространстве планеты, "месторазвитием" русского народа на "мосту" между  Азией и Европой, в тесном контакте со многими совершенно различными этносами и культурами. Отсюда и характеристика русского как "общечеловека".

Заключение

 

А теперь попробуем обобщить сказанное.

Утрата целостности личности и культуры - наиболее полная и глубокая причина кризиса российского  общества.

Следует признать, что в  настоящий период в России нет  русской нации, но есть великий в  прошлом, ныне больной, переживающий страшную антропологическую катастрофу народ. И нет для нас задачи более  важной, нежели формирование национального  самосознания и сохранение народа. Только в этом случае произойдет консолидация русского народа в русскую нацию  на основе восстановления исконных традиций, и прежде всего необходимо обращаться к философии, к религиозной философии. Только так русский человек осознает свой общественный статус и свои истинные потребности.

В настоящий период главная  опасность для русской культуры находится внутри российского общества. Наши глобалисты, русофобы и антитрадиционалисты  если и признают национальное своеобразие  русской культуры, то считают его  основным препятствием на пути "вхождения  России в цивилизацию", на пути модернизации по европейскому образцу.

Вместе с тем в стране формируются национально-патриотические движения и организации. Исследования общественного сознания свидетельствуют  о несомненном пробуждении национального  самосознания в русском народе, укреплении чувства национальной общности.

Парадоксален и тем  не менее обоснован оптимистический  прогноз для российского общества и человека. Богатейшая природа, великая  полиэтническая культура, научно-технический  потенциал, менталитет русского народа, отличающийся особенной жизнестойкостью, способностью к мобилизации, что  делает его могущим отвечать на самые  драматические вызовы истории, - все  это основания для возрождения  России и преображения человека.

Универсализм призывает  любить человека и человечество как  таковых, национализм призывает  любить человека определенного племени  и само это племя как таковых.

Это сходство двух по видимости  противоположных явлений в свое время проницательно отметил  русский мыслитель Константин Леонтьев:

"Любить племя за  племя - натяжка и ложь... Чисто  племенная идея не имеет в  себе ничего организующего, творческого;  она есть не что иное, как  частное перерождение космополитической  идеи всеравенства и бесплодного  всеблага... Национальное начало  вне религии... начало медленно, но  верно разрушающее".

Библиография

 

1. Бессонов Б.Н. Философия:  Курс лекций. М., ООО "Издательство  АСТ", 2004. с.314-318

2. Касьянова К. "К вопросу  о русском национальном характере", М., 1994. с.129-131.

3. Конович Л.Г., Медведева  Г.И. "Философия - учебник для  высших и учебных заведений", Ростов - на - Дону; 1995.

4. Несмеенов Е.Е. "Основы  философии в вопросах и ответах", М., 1997.

5. Шаповалов В.Ф. "Основы  философии", М.,"Гранд" 1998.

 


Информация о работе Роль философии в формировании национального самосознания в современной России