Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 16:41, реферат
Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, вo-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо.
Введение 3
Определение и классификация интуиции 5
История изучения интуиции 9
Интуитивный процесс и различия в интуиции 11
Интуиция как знание 14
Вывод 16
Список используемой литературы 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Казанский
государственный
РЕФЕРАТ
«РОЛЬ ИНТУИЦИИ
В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ»
Выполнила:
Студентка гр. 5141-М4
Ильичева Е.С.
Проверила:
Русанова
С.Н.
Казань 2009
Содержание
Содержание
Введение
Определение и
классификация интуиции
История изучения
интуиции
Интуитивный процесс
и различия в интуиции
Интуиция как
знание
Вывод
Список используемой
литературы
Введение
Среди видов знания, имеется так называемое непосредственное знание, именуемое некоторыми философами интуитивным знанием, или интуицией. Непосредственным знанием эти философы называют знание, представляющее собой прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство.
Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, вo-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо. Во-вторых, во всех подобных случаях непосредственное усмотрение истины достигается при помощи чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д. Непосредственное в отношении доказательства, это знание есть знание чувственное в отношении источника познания.
Так как из всех внешних чувств наиболее важным для познания является зрение, то всякое прямое, или непосредственное, усмотрение истины получило название "интуиции" — от латинского слова intuitus, буквально означающего "созерцание", "усмотрение", "видение", то есть усмотрение с помощью зрения. Поскольку же интуиция, о которой здесь идет речь, получается при помощи чувственных органов познания, она стала называться "чувственной интуицией", или "чувственным созерцанием". Понятие чувственного созерцания — важное понятие материалистического учения о знании. Все наши знания, в том числе и наиболее отвлеченные, в конечном счете, опираются на чувственные созерцания как на источник, из которого все они возникают. Аристотель выразил это положение в знаменитой формуле: "Нет в уме ничего, чего бы раньше не было в ощущении".
В последнее время в западной
психологии наблюдается рост интереса
к изучению интуиции. Отчасти это обусловлено
тем, что появился запрос на людей, которые
могут принимать решения и действовать,
полагаясь на свою интуицию. Например,
Т. Питере и Дж. Ватермен в 1982 г. отмечали,
что десять лучших компаний в Америке
поощряют использование интуиции и развитие
интуиции в своей менеджерской среде.
Профессионалы, которые способны формировать
надежные интуитивные суждения, могут
принести компании больше прибыли, чем
те, действия которых носят только обдуманный
характер. В ответ на вопрос, почему так
происходит, обычно указывают на большое
количество информации, с которой приходится
иметь дело человеку, и на быструю смену
событий, что приводит к необходимости
действовать и принимать решения, не имея
возможности тщательно обдумать ситуацию.
Однако отношение к интуиции далеко не
всегда было положительным. Если взять
любой недавний психологический обзор,
посвященный интуиции, то он начинается
с констатации того, что на протяжении
большей части XX в. понятие интуиции игнорировалось
психологами, а систематические исследования
интуиции отсутствовали. Как пишет М. Либерман,
интуиция воспринималась в лучшем случае
как нечто мистическое и необъяснимое,
а в худшем — как то, что приводит к ошибкам.
Однако в последнее десятилетие появилось
множество работ по психологии интуиции,
возникли разнообразные теоретические
представления о ней. При внимательном
взгляде на эту относительно новую область
исследований в психологии можно заметить,
что в ней объединены исследования различных
феноменов.
Определение и классификация
интуиции
Интуиция — это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности не верифицируемы.
В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них.
Недавно появившаяся классификация видов интуиции Г. Клэкстона выделяет следующие:
1) экспертиза – нерефлексивное выполнение сложных, высоко квалифицированных действий;
2) имплицитное научение – способ приобретения знания с помощью неосознанных, неконцептуальных средств;
3) суждение – принятие точного решения и осуществление категоризации при невозможности объяснить или доказать их;
4) чувствительность – повышенная внимательность, как сознательная, так и неосознаваемая, к деталям ситуации;
5) креативность, точнее, использование инкубирования – фазы в решении проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается и человек занимается не связанными с проблемой делами и воображения при продвижении в решении проблемы;
6) размышление – процесс "пережевывания" опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него значения.
С целью установить, в чем конкретно заключается отражательная природа интуиции, необходимо провести анализ структуры отражательного акта. Выяснилось, что любое субъективное явление есть результат выражения ситуативной установки и, следовательно, интуиция как такого рода явление должна представлять один и элементов в структуре процесса выражения.
У человека отображение осуществляется в форме сознания, т. е. на основе языка, который является главнейшим средством выражения. Благодаря языку субъективное объективируется, осознается. И в самом общем виде интуиция представляет собой связующее звено между бессознательным и сознанием. Она — тот момент в процессе выражения, который хотя сам и не сознается, приводит к осознанию бессознательного. Можно сказать, что интуиция есть неосознаваемый процесс осознания бессознательного, переход в сферу сознания тех или иных элементов из области бессознательного. Достигается этот метод посредством языка.
Однако такое понимание не позволяет отличить интуицию от других форм выражения — восприятия и воспоминания. В восприятии в форме образов субъектом отображается нечто воздействующее на него в данный момент. При воспоминании выражаются такие элементы субъективного, которые были отражены ранее, но в данный момент не являются результатом непосредственного воздействия объективной реальности. Воспоминание — следствие сохранения в памяти субъекта имевших место прежде субъективных состояний и образований.
В отличие от восприятия и воспоминания, интуиция является продуктивным выражением, при котором достигается качественно новое, не вытекающее непосредственно из внешних воздействий и не имевшее место ранее знание. Интуиция сопряжена с творческой деятельностью субъекта и проявляется тогда, когда перед субъектом возникает актуальная познавательная задача.
Таким образом, понятие интуиции имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле интуиция есть момент связи бессознательного и сознания, переход первого во второе. В узком смысле — это неосознаваемая часть процесса продуктивного выражения. Творческая интуиция совпадает с пониманием интуиции в узком смысле слова.
Творческая интуиция предполагает актуализацию прежних субъективных образовании, которые связаны с решением возникшей перед субъектом познавательной задачи. Так как актуализация представляет собой единство восприятия и воспоминания, то одновременно она является также выражением, но, в сравнении с творческой интуицией, сопряжена с меньшей тратой духовных и физических сил. Хотя иногда вспомнить что-либо бывает труднее, чем решить задачу, суть дела не меняется. Быстрота и легкость воспоминания и восприятия зависят от многообразных факторов, в частности от психофизиологической организации индивида, тренировки им способности к запоминанию и т. п. То, что творческая интуиция представляет, в сравнении с воспоминанием и восприятием, специфический вид выражения, доказывает, например, тот факт, что далеко не всегда хорошая память и высокие показатели в учебе являются признаком творческих способностей человека. Память в ее оптимальном варианте способствует, безусловно, интуиции, так как последняя предполагает широкие и глубокие знания для успешного решения возникшей перед субъектом задачи.
В основе выдающихся научных открытий, достижений практики и в догадках лежит один и тот же процесс — выражение установок,
возникающих
при решении субъектом актуальных для
него задач. Этот процесс может протекать
быстро и почти мгновенно приводить к
получению результата, а может длиться
значительное время. Когда к результату
приходят после неоднократных безуспешных
попыток, при этом неожиданно и быстро,
согласно устоявшейся точке зрения, имеет
место творческая интуиция. Но в любом
случае решение задачи есть объективация
субъективного, переход бессознательного
в сознание, что достигается посредством
различного рода символики и специальных
приемов выражения. И основе социально
значимого творчества, т. е. появления
принципиально новых научных идей и теорий,
лежит доведенный до определенного уровня
тот же процесс, который позволяет
нам решать элементарные задачи, непосредственно
возникающие в нашей жизни. По существу,
любая человеческая деятельность носит
и интуитивный характер.
История изучения интуиции
Родоначальником учения об интуиции считается Р. Декарт. Интуиция, по Декарту, это прямое, непосредственное, усмотрение истины, в отличие от опосредованного, рассудочного, познания. Знание, полученное интуитивным путем, предстает как простое, ясное, самоочевидное. Интуиция — высший вид интеллектуального познания, в процессе которого человек одновременно мыслит и созерцает. Декарт не противопоставлял интуитивное и дискурсивное, считая, что одно с необходимостью предполагает другое. К аналогичным выводам в понимании интуиции приходили Б. Спиноза и Г. Лейбниц, правда, каждый со своих общефилософских позиций.
Отвели интуиции определенное место в своих работах И. Фихте и Ф. Шеллинг. Для Фихте интуиция — это форма слияния в акте познания субъекта и объекта, постижение философом самого себя. У Шеллинга интуиция выступает также как средство познания действующим субъектом самого себя, точнее, как осознание мышлением своей собственной деятельности.
Первым собственно философским исследованием проблемы интуиции является вышедшая в 1963 году монография В. Ф. Асмус "Проблема интуиции в философии и математике", в которой внимание обращено на важность решения проблемы для теории науки. Под интуицией автор понимает непосредственное, не опирающееся на доказательство, усмотрение истины. Он разделяет интуицию на чувственную, трактуемую как непосредственное усмотрение истины с помощью внешних чувств, и интеллектуальную, трактуемую как непосредственное усмотрение истины интеллектом.