Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 16:41, реферат
Первоначальной формой такого знания, говорят они, является непосредственное усмотрение истины при помощи внешних чувств. Такое знание отличается, вo-первых, непосредственным характером, оно не нуждается в доказательстве. Чтобы убедиться, например, в том, что я вижу нечто белое, мне нет необходимости доказывать истинность этого усмотрения. Истинность его открывается прямо.
Введение 3
Определение и классификация интуиции 5
История изучения интуиции 9
Интуитивный процесс и различия в интуиции 11
Интуиция как знание 14
Вывод 16
Список используемой литературы 18
Проблеме интуиции посвящена работа А. С. Кармина и Е. П. Хайкина "Творческая интуиция в науке". Авторы определяют интуицию как "специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к
созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями".
Обобщают
имеющиеся в литературе взгляды на сущность
интуиции, ее место и роль в творческом
процессе В. Р. Ирина и А. А. Новиков. Они
отмечают, что столкнулись с чрезвычайно
широким диапазоном содержания понятия
"интуиция": "от смутного полусознательного
"предчувствия", близкого по своему
характеру и форме проявления к психобиологическому
инстинкту животных, до высших форм творческого
мышления, имеющих место в науке и искусстве.
В. Р. Ирина и А. А. Новиков дают определение
интуиции и как психологического, и как
гносеологического феномена. С позиций
психологии, "Интуиция — это способность
человеческого сознания к ускоренному,
внезапному переходу от старых форм знания
к новым, в основе которой лежит предшествующая
историческая практика и индивидуальный
опыт исследователя". Здесь же они дают
определение интуиции и с гносеологических
позиций: "Интуиция — это специфический
способ взаимодействия чувственного и
логического в познании, основанный на
использовании данных криптогнозы (этим
термином авторы предложили называть
временно неосознаваемое знание), и результаты
ее действия могут выступать как определенного
рода знание, именуемое "интуитивным
знанием".
Интуитивный процесс
и различия в интуиции
Интуицию
можно рассматривать как
Индивидуальные различия в интуитивности обычно рассматриваются либо как параметр личности, либо как параметр когнитивного стиля. Например, в основе широко известного опросника Майерс—Бриге, базирующегося на типологии личности К. Юнга, интуиция понимается как личностная характеристика, которая описывает сознательно предпочитаемый способ восприятия событий, использующий информацию, лежащую за пределами ощущений. С помощью интуиции непосредственно воспринимаются возможности и потенциалы внешних и внутренних объектов, сопровождаемые идеями или ассоциациями из бессознательного. Соответственно, предполагается, что можно дифференцировать людей на интуитивный и ощущающий тип на основе устойчивого предпочтения того или иного способа восприятия информации.
В качестве параметра когнитивного стиля интуиция выступает как предпочтение одного из двух возможных противоположных способов переработки информации — интуитивного или аналитического. Люди с интуитивным когнитивным стилем холистически оценивают проблему, принимают решения на основе предчувствий, используют глобальную и всеобщую перспективу. Им не свойственно быть конформистами,
использовать систематические методы исследования, последовательное рассуждение. В качестве противоположного полюса когнитивного стиля выступает предпочтение анализа. В литературе встречаются две точки зрения на то, являются ли предпочтения интуиции и анализа независимыми друг от друга. Одни авторы считают, что интуитивный и аналитический стили взаимосвязаны и являются противоположными полюсами единого измерения: если более выражен интуитивный когнитивный стиль, то предпочтение аналитического стиля будет выражено мало. Другие говорят о двух независимых параллельных системах переработки информации: рациональной (или аналитической) и опытной (или интуитивной). Соответственно, С. Эпстайн и его коллеги предполагают независимость двух когнитивных стилей — интуитивного и аналитического. Следовательно, на их взгляд, возможна ситуация, когда у человека одинаково высоко (или низко) выражены интуитивный и аналитический стили. Р. Пэсини и С. Эпстайн предлагают также выделять внутри интуитивного когнитивного стиля два различных измерения: способность человека формировать интуитивные представления и доверие к собственной интуиции, веру в нее.
О. Хилл говорит о том, что можно выделить два основных понимания интуитивного процесса:
1) классическое, берущее начало из философии
2) представление об интуиции, возникшее в результате распространения моделей переработки информации.
В классическом понимании интуиция — это неаналитическое, не выводное, непосредственное постижение знания.
Интуиция, в отличие от интеллекта, непосредственно проникает в объект, она находит путь симпатии, а поэтому выявляет то, что уникально и невыразимо в объекте. В современной философии к отказу от рассмотрения процессуальной стороны интуиции призывает, например, Л. Осбек, которая выделила следующие две главные характеристики интуиции: интуиция
является непосредственным постижением, знанием априори; интуиция имеет не выводной характер.
При
втором подходе, идущем от моделей переработки
информации, подразумевается, что непосредственность
постижения при интуиции — это только
видимость, и в основе интуитивного результата
лежит неосознаваемый процесс переработки
информации. Общим в понимании интуитивного
процесса является представление о его
быстроте, неконтролируемости и неосознанности.
Интуиция как знание
В рабочем определении мы предложили рассматривать интуицию как некое знание. Это не единственный возможный подход, например, Ф. Вауган предложила выделять четыре уровня интуиции:
Интуиция как знание соответствует ментальному уровню в представленной классификации. Ее функциями являются в основном оценка ситуации, выбора, альтернатив, действий, гипотез и т.д.; предсказание развития данной ситуации, последствий принятия того или иного решения.
Интуитивный результат включает в себя аффективный компонент. Значимость интуитивному знанию придают такие субъективные индикаторы интуиции, как предчувствие, внутреннее чутье, догадка. Как уже упоминалось, процесс получения интуитивного результата не осознается. Эмоциональные субъективные индикаторы интуитивного результата указывают на важность данного знания, способ получения которого не контролировался субъектом.
На мой взгляд, не последнюю роль в интуитивном познании играет опыт. Возьмем общеизвестный пример из жизни – открытие таблицы
Менделеева.
Как мы знаем, великому ученому она приснилась.
Но до этого он не один месяц упорно думал
об этом, размышлял. Ведь обычному человеку,
скажем, врачу не снится устройство сверхскоростного
самолета. Нам обычно снится то, что нас
беспокоит, о чем мы думаем, что мы видели
или слышали. Ведь в большинстве случаев
природу сна можно разгадать, как и причины,
по которым мы видели именно это. Но одновременно
с доказательством моей мысли таблица
Менделеева является ярчайшим случаем
работы интуиции. Дмитрий Иванович был
абсолютно уверен в своей правоте, хотя
и не мог объяснить, почему он в этом настолько
уверен. И действительно, на сегодняшний
день раскрыты все свойства этой таблицы,
которые доказывают, что именно в этом
порядке проявляются все зависимости
между элементами. Дмитрий Иванович даже
оставлял места для еще не открытых элементов,
называя их примерные свойства, и тоже
оказался прав.
Вывод
Сегодня люди, наконец, перестали отмахиваться от интуиции, а стали активно пользоваться ею в жизни и бизнесе. Ведь как выяснило исследование данной проблемы, интуиция порой способна творить чудеса. В большинстве случае необходимо уловить идею, ядро, главную мысль и далее ее доказывать и развивать. А это как раз и есть самое сложное в познании.
Какой, однако, смысл может иметь термин "интуиция" в применении к постижениям ума? Совершенно очевидно, что смысл этот не может быть буквальным. Постижение ума не тождественно с чувственным "видением", "созерцанием". Ум, конечно, ничего не "видит", не "созерцает" в прямом смысле слова. "Интеллектуальное созерцание" есть образное выражение. Однако в этом выражении кроется глубокий смысл: оно содержит, во-первых, мысль о происхождении абстракций и постижений ума из лежащих в их основе чувственных созерцаний; во-вторых, мысль о том, что в составе постижений ума имеются истины, которые ум признает не на основании доказательства просто усмотрением мыслимого в них содержания. Достаточно вникнуть в это содержание — и тотчас возникает непреложное сознание его истинности. Такие истины хотя и не созерцаются чувственным зрением, однако осознаются как истины, непосредственно отражающие действительность. От чувственной интуиции их отличает интеллектуальный характер постижения. Сближает их с чувственными интуициями непосредственность, с какой (в сознании современного человека) мыслится их содержание. Эта непосредственность, независимость от доказательства придает интеллектуальному постижению характер максимальной очевидности.
Если под "чувственной интуицией" ученый понимает только прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства (например, зрения), то против такого понимания этого термина не может быть возражений: оно еще не связано ни с какой философской теорией, объясняющей факт знания,
называемого интуицией. Этот термин обозначает только признание факта. В этом смысле (не связанном ни с какой философской теорией) термином "интуиция" постоянно пользуются математики. Они говорят, например, об "интуитивных" (то есть воззрительных, наглядных) элементах геометрии, об "интуитивных" предпосылках геометрии Евклида и т. д.
Точно так же если под "интеллектуальной интуицией" ученый понимает только прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами, то и против такого применения этого термина не может быть никаких принципиальных возражений. В этом случае термин "интеллектуальная интуиция" будет обозначать, как и термин "чувственная интуиция", только определенный факт знания или вид знания и отнюдь не будет необходимо связан с какой-либо философской теорией, объясняющей этот факт.
Хочется
верить, что в будущем данной проблеме
будет оказано должное
Список
используемой литературы:
1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории XVII – начало XX в.). – М., "Соцэкгиз", 1963. – 312 с.
2. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции// Вопросы психологии, № 4. – М., "Мысль", 2003, с. 133 – 143
3. Морозов И.М. Природа интуиции. – М., Университетское, 1990. – 141 с.