Русская филисофия на рубеже XIX – XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:50, реферат

Описание

Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, а так как именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это прежде всего и повлияло на характер философских учений. Философская и историческая мысль в общем основывалась на принципе христианства.

Содержание

1. Особенности русской философии.

2. Русская религиозная философия.

3. Философские идеи русских революционных демократов.

Работа состоит из  1 файл

Русская философия рубежа 19.docx

— 52.60 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Читинский Государственный Университет

Юридический институт

Заочное отделение

Кафедра философии 

РЕФЕРАТ

«Русская  филисофия на рубеже XIX – XX вв.»

                                                                 

                                                       

                                                                  Выполнила: студентка гр. ЮРз-09-3

                                                                                                Чимитова Л. Ц.                     

                                               Проверила: Волнина Н. Н. 
 
 
 

Чита 2011

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВВ. 

1. Особенности  русской философии. 

2. Русская религиозная философия.

3. Философские идеи русских революционных демократов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности русской философии

    Философия есть не только продукт деятельности чистого разума, не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития. Чтобы понять особенности русской философии рубежа ХIХ-ХХ века, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России.

    Начальный период становления русской философии - ХI-ХVII века - с самого начала своего зарождения характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов и идей античной философии. Кроме этого через Византийское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философии. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IХ веке Кириллом и Мефодием.

    Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию  мудрости, а так как именно монастыри  были концентрацией духовной жизни  Древней Руси, то это прежде всего  и повлияло на характер философских  учений. Философская и историческая мысль в общем основывалась на принципе христианства.

    В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Уже первый древнерусский  философ - киевский митрополит Илларион (ХI век) создает «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного «света». В его работе содержатся глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Идея об особой миссии России привела к появлению в начале ХVI века доктрины «Москва - третий Рим», изложенной монахом. В доктрине утверждалось, что высшим призванием советской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Первые два Рима пали, прекратил свое существование «Старый Рим», он пал в IV в. под натиском варваров и, следовательно, погиб и как Центр христианского учения. «Новый» или «второй Рим» как продолжатель (христианских идей) Константинополь пал вместе с падением Византии под натиском турок в 15 в. Россия как преемница Христианства, ощущала себя наследницей первого и второго Рима, это и отразилось в доктрине «Москва - третий Рим», согласно которой два Рима пали, Москва - третий, а четвертому не быть. Филарет объясняет гибель первого и второго Рима изменой истинной вере – православию, за что они и были подвергнуты божьей каре. Эта доктрина была ведущей доминантой государственного самосознания.

    Итак, в русской философии мысль  сформировалась в русле так называемой «Русской идеи». Идея особой судьбы и предназначения России сформировалась в ХVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем «Русская идея» разрабатывалась в периоде отечественной философии ХIХ - начала ХХ вв. Ее основоположниками в этот период являются П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив «Русской идеи» - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

    Оригинальные  поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХVI - ХVIII вв. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

    Наиболее  четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. ХIХ в. Первую тенденцию представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах».

    Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую «Вселенскую миссию». Таким образом, с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства. Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратиться к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.

    Итак, одно из направлений, тяготеющее к развитию России по европейскому образцу - это западничество. К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г.Чернышевский, Т.Н.Грановский, тесную связь с ними поддерживал В.Г.Белинский, а среди писателей И.С.Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы.

    Западники пропагандировали и защищали идею «европеизации» России. Они считали, что страна должна, ориентируясь на Западную Европу, в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

    Оригинальным  русским философско-идеологическим течением являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были противниками как западников, так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия.

    Основателями  славянофильства были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И.Даль, А.Н.Островский, В.И.Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории. Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.

    Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. И здесь на первый план выходит религиозное начало.

    Россия, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путём, который должен привести её к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо осознавать и её гражданам. Обращаясь к отечественной истории славянофилы пытались доказать всесторонность и полноту начал, на которых строилось русское общество. Западные государства, по их мнению, являются искусственными созданиями. Напротив, Россия сформировалась органически, она не «построена», а «выросла». Это естественное развитие России объясняется славянофильством тем, что православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину, «мир». Общинное устройство русской жизни, по мнению славянофилов, наиболее важный принцип русского народа , определяющий его особый исторический путь.

    Как уже упоминалось, исходным тезисом  славянофилов является утверждение  решающей роли Православия. По их мнению, именно оно сформировало тот «русский дух», который создал русскую землю.

    Какие же качества Православия дают ему  преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос славянофилы  проводят исследования, которые оценивают  роль различных религий в мировой  истории. Христианство раскололось  на три крупных направления: Католицизм, Православие, Протестантизм. После  раскола «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. Католицизм обвиняется славянофильством в отсутствии церковной свободы, так как там сущестствует догма о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, разрушающего церковность. Только Православие гармонично сочетает свободу и необходимость.

    Решение проблемы сочетания свободы и необходимости служит у славянофилов важным принципом для разработки ключевого понятия их философских воззрений - понятие соборности. Разработка этого понятия принадлежит Алексею Степановичу Хомякову (1804-1860), который был главой и вдохновителем всего течения возрождения на Руси форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «Святой Руси», утверждения православия как высшего начала - такова основа его исторической концепции. Церковь для него является «первореальностью». С этим связана и разработка «соборности» (свободной общности). Утверждение принципа «соборности» есть не только отрицание индивидуализма, но и коллектива, который лишает личной свободы. Философия Хомякова, включающая «культ общины и соборности», направлена на преодоление как индивидуализма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви, которые содержатся в русской православной церкви. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободы воли человека») и божественного начала человека («благодати»). Славянофилы подчеркивают, что «соборность» может быть усвоена только тем, кто живет в православной «церковной ограде», т.е. членами православных общин, а для «чуждых и непризванных» она недоступна. В описании сельскохозяйственной общины славянофилы явно идеализируют ее. Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание личностных и общественных интересов. Но главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, патриотизм. По мнению славянофилов, возникновение этих качеств у членов общины происходит несознательно, а инстинктивно путем следования древним религиозным традициям.

Информация о работе Русская филисофия на рубеже XIX – XX вв