Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:50, реферат
Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, а так как именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это прежде всего и повлияло на характер философских учений. Философская и историческая мысль в общем основывалась на принципе христианства.
1. Особенности русской философии.
2. Русская религиозная философия.
3. Философские идеи русских революционных демократов.
В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866-1938). Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто её искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры Шестов договорился до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством.
С мнением Шестова о коренной ущербности рационального познания солидарен видный православный философ С.Н.Булгаков (1871-1944). Логическое мышление, по его словам, соответствует греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Он, пытаясь обосновать цельность, единство и гармонию бытия, разрабатывал (вслед за Соловьевым) метафизику всеединства. Мысль Флоренского движется по линии «восхождения» от космоса к его основе в Абсолюте, утверждая «единство всей твари в Боге». Для понимания этого единства он обращается к софиологии: София – «богозаданное единство идеальных определений твари», «премирное ипостасное собрание божественных первообразов - есть корень гармонии бытия космоса». Позиция ипостасности Софии критикуется ортодоксальными православными богословами, ибо встает проблема четвертой ипостаси в Троице. Вызывает затруднение и другая точка зрения Флоренского: если София, как «корень» твари, то откуда зло и страдание?
Много внимания уделял Флоренский разработке идей символизма, посвятив им исследования в области лингвистики, искусствознания, метафизики иконы.
Заметную роль в обосновании методологии религиозного антиинтеллектуализма православными богословами Булгаковым и Флоренским играет принцип антиномизма. С помощью этого принципа они пытаются оправдать, сделать состоятельным неприемлемое. Единство Бога в трех лицах, по убеждению Флоренского, это противоречие. Антиномизм обнаруживает, по мнению Булгакова, недостаточность сил человеческого разума. Невозможность познать природу Бога, существование божественной тайны - это одно из главных принципов всего христианского иррационализма.
Итак,
на рубеже ХIХ-ХХ вв. имела место религиозная
философская мысль, обосновывающая как
развитие России в ключе христианизации,
так и развитие человека с точки зрения
религиозного обоснования. Имели место
два направления: интеллектуализм - возможность
религии опираться на религиозное начало,
антиинтеллектуализм - невозможность
понять природу Бога, законы мирового
развития.
3.Философские идеи русских революционных демократов
Славянофилы развивали идею о самобытном развитии России, она должна идти своим путем, отличным от пути избранного Западной Европой. Одна из особенностей самобытного развития России - это её христианство, которым проникнут весь российский дух, это в частности её православные корни. Из среды славянофилов вышел ряд религиозных философов.
Западничество
- течение противоположное
Так же как и Герцен, на «русский социализм» и революционное преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Как революционный демократ он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории. Чернышевский был оптимистом и верил в прогресс человечества, хотя прекрасно понимал, что исторический путь идет через пыльные и грязные поля, по его выражению, а не через тротуар Невского проспекта. Эта вера в творческие силы народа сочеталась у него с идеей классовой борьбы. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.
Следует отметить, что идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу такого идеологического течения как народничество. Чернышевского считают родоначальником этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало «российский» (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно-духовной основой русского или крестьянского социализма (в отличие от социализма западного - машинно-индустриального) признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм. Расцвет идеологии народничества приходится на 60-70-е гг. ХIХ в. Основными выразителями этого мировоззрения были А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.А.Ткачев, М.А.Бакунин. В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг – «земля и воля», стремление к социалистической революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм (Михайловский, Бакунин, Лавров), материализм (Ткачев). «Исторические письма» П.Л.Лаврова, опубликованные в 1866-1869 гг. были первым и наиболее значительным произведением, в котором мировоззрение народничества получило философско-социологическое обоснование. С выходом в свет этой работы народничество обрело собственную теоретическую базу. Лавров исходит в понимание исторического прогресса не из объективных перемен, а из изменения самостоятельной человеческой деятельности. В «Исторических письмах» Лавров говорит, что личность должна развивать в себе общественные интересы, она должна направлять свою деятельность в общественные формы. Индивидуализм может быть оправдан, когда он становится осуществлением общего блага. Революционное дело требует не подчинение общественного элемента личностному и не поглощение личности обществом, а слияние общественных и частных интересов.
Николай Константинович Михайловский ( 1842-1904) - лидер либерального народничества. Он является главным создателем субъективного метода в социологии. Его теория выражалась в конструировании идеального общества, в котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. Михайловский выступает в этом вопросе как великий гуманист, так как, действительно, любое общественное явление должно быть оценено с точки зрения человека, с позиции нравственной, с позиции общественного идеала. А таковым у Михайловского выступает идеал социализма, общинного коллективизма.
Таким
образом, в центре социально-философской
концепции Михайловского (как Лаврова
и Герцена) находится идея личности,
развитие которой является целью
и идеалом исторического
Главным теоретиком революционного народничества 70-х годов был М.А.Бакунин (1814-1876). Главным в его теории было учение о государстве, которое он понимал как «исторически необходимое зло», так как в 60-е годы XIX в. являлся одним из идеологов анархизма. Бакунин выступал против всякой государственной власти, ожидая, что грядущая революция должна привести к разрушению любых форм государственного устройства. Решающую роль в борьбе за переустройство мира он отводил народу, на Западе - фабричным и городским рабочим, в России и в других славянских землях - крестьянам. «Народам, - полагал Бакунин, - присущ инстинкт свободы, который толкает их на борьбу». Сущность революции он понимал упрощенно, считая основной целью революции уничтожение неравенства между людьми.
Наиболее полно взгляды Бакунина на задачи русского революционного движения изложены в «Прибавлении А» к книге «Государственность и анархия». Обличая самодержавие, Бакунин предлагал русским революционерам путь, в который он верил и от которого ждал Спасения «путь боевой, бунтовской». Молодежь должна взять на себя функции организатора народной революции, идти в народ, объединять самых активных крестьян.
Бакунинская программа социальной революции была утопичная, но она нашла отклик в кругах демократической молодежи.
Итак,
в целом русские революционные
демократы делают упор опять таки
на самобытность России, полагая, что
она может прийти к социализму,
минуя капитализм, именно на основе русской
самобытности. Признавалась сельская
община, которая и должна в первую очередь
впитать в себя идеи социализма, т.е. ставка
в переходе к социализму делалась опять
таки на крестьянскую общину.
Русская философия ХIХ-ХХ вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность, и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем, это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и её целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведёт лишь к обеднению её содержания.
Русская
философия - это неотъемлемая часть
мировой культуры. В этом её значение
как для философского познания, так
и для общекультурного
Список использованной литературы
1. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. // Вопросы философии. - 1991г. №8.
2. Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии. // Вопросы философии. - 1994г. №1.
3. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание. // Вопросы философии. - 1994г. №1.
4. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева. // Вопросы философии. - 1994г. №6.
5. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии. - 1994г. №1.
6. Полторацкий Н.Т. Русская религиозная философия. // Вопросы философии. - 1992г. №2.
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995г
8. Современная философия: словарь и хрестоматия. - Ростов на Дону, 1995г.
9. Философия. - Учебное пособие / Под редакцией В. Н. Лавриненко. М.,1996г.
10. Хоружий
С.С. Философский процесс в России, как
встреча философии и православия. // Вопросы
философии. - 1991г. №5.