Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:08, реферат
А.Н. Радищев (1749 - 1802) - крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Сложившееся с начала XIX века представление о нем как о выдающейся личности (страдальце за идеалы вольности) вылилось в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо «Путешествия из Петербурга в Москву» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения. А. Н. Радищев, единственный среди философов эпохи Просвещения, отстаивая демократический идеал построения общества, как наиболее отвечающий природе человека, обратил внимание на закономерность развития человеческого общества как замкнутый цикл: демократия -- тирания. В современной отечественной философии эта идея А. Н. Радищева получила название концепции восходящее - циклического развития общества.
К познанию «следов Божиих» в мире можно придти, только храня верность древнему философскому завету: познай самого себя. «Не измерив себя прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах?» В обосновании исключительного значения философской рефлексии Сковорода не останавливался и перед отождествлением процесса самопознания с богопознанием: «Познать себя и уразуметь Бога - один труд».
Рассматривая
человека как философскую проблему, Сковорода
поставил уникальный по своей беспрецедентности
философский эксперимент. Бродячий философ
смоделировал грандиозный философско-умозрительный
и философско-практический опыт. Составными
элементами этого опыта были его личная
жизнь и его философско-рефлексирующее
мышление. Суть опыта состояла в последовательном
соединении философского учения и человеческой
жизни.
Общие естественнонаучные и философские взгляды М. В. Ломоносова
Начало материалистической традиции в русской философии положил М.В. Ломоносов. В силу своих пристрастий и склада ума в философских размышлениях Ломоносов ограничивался в основном проблемами онтологии. Однако отдельные гносеологические идеи, которые можно найти в его творчестве, представляют значительный интерес. Началом знания он считал чувственное восприятие, которое перерабатывается затем разумом в понятия и идеи. "Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем..." Сами идеи он делил на простые и сложные. Первые состоят из одного представления, вторые - из двух или многих между собою соединенных. Вместе с тем он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкрепляется рациональным обобщением, теоретическими выводами.
В своей философской позиции он деист, исповедующий теорию двойственной истины. Его привлекала методология древних "отцов церкви" - каппадокийцев, строго различавших творение и Творца, Бога и природу.
В духе ренессансных взглядов Ломоносов писал, что человечество имеет две книги - природу и Священное Писание. При этом он разделяет компетенции науки и религии: "Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии".
Центральный пункт мировоззрения Ломоносова - атомно-молекулярная гипотеза. Он считал, что материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность, что все тела состоят из материи и формы, последняя зависит от первой. Материя понимается им как атомы, состоящие из них тела и заполняющий промежутки между частицами вещества эфир. Понятие эфира должно объяснить сущность и передачу тепла, света, электричества и тяготения. Материю он характеризует как протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части. Протяженность - фундаментальное свойство тела, без которого оно не существует. Протяженность выражает пространственные свойства вещей. Непроницаемость означает, по Ломоносову, что данная точка пространства может быть занята лишь одной частицей материи.
Кроме указанных свойств материи Ломоносов говорил о силе инерции и движении: природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением. Источниками движения являются внешние факторы. Никакого движения не может произойти естественным образом в теле, если это тело не будет побуждено к движению другим телом. Движение Ломоносов разделял на внешнее и внутреннее, движение макротел и элементарных частиц, атомов. Мельчайшие частицы, по Ломоносову, находятся в движении трех видов: вращательном, колебательном и поступательном. Важное теоретическое значение имело объяснение тепловых явлений: теплота тел состоит во внутреннем их движении вследствие вращения частиц и взаимного трения их поверхностей.
Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения: "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько ж сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, столько сообщает другому, которое от него движение получает".
В противовес догме о неизменности созданного Богом мира Ломоносов говорит о постоянном изменении природы: "Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были сначала от создания, как ныне находим, но великие происходили в них перемены, что показывает история и древняя география".
Основной вопрос философии Ломоносов решал материалистически. Он считал, что основой всего существующего является материя: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»1. «Идеями называются представления вещей в уме нашем» 2.
Материя, по Ломоносову, состоит из мельчайших абсолютно твердых неделимых частиц -- «нечувствительных физических частичек», как их назвал Ломоносов, или «физических монад», т. е. неделимых физических единиц. Давая такое название частицам, из которых состоит материя, Ломоносов как бы противопоставляет свои взгляды взглядам Лейбница, который считал, что весь материальный мир образован из неких идеальных неделимых единиц--монад.
Основными свойствами материи Ломоносов считал: протяженность, непроницаемость, а также способность сопротивляться изменению своего движения (сила инерции, по тогдашней терминологии, которой пользовался Ломоносов).
Материя, по Ломоносову, находится в непрерывном движении; под движением он понимал перемещение в пространстве мельчайших частиц и видимых тел, состоящих из этих частиц.
«Первичное движение, -- писал Ломоносов,-- не может иметь начала, но должно существовать извечно»3. Материя и ее движение неуничтожимы и несотворимы, полагал он. Еще в письме к Эйлеру, написанном в 1748 г., Ломоносов сформулировал это положение в виде всеобщего естественнонаучного закона, касающегося всех перемен, происходящих в природе. «Но все встречающиеся в природе изменения, -- писал Ломоносов,-- происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому»4.
В этом положении содержится дальнейшее развитие идей, высказанных еще древними, о неуничтожимости и несотворимости материи и движения в природе. Эти идеи возрождаются в XVII в. и даже конкретизируются в механических законах: законе сохранения количества движения и законе сохранения живых сил. Ломоносов идет дальше в развитии общей идеи. Он говорит о всех изменениях, встречающихся в природе.
«В отличие от своих предшественников,-- пишет С. И. Вавилов,--Ломоносов говорит о любых «переменах, в натуре случающихся», об их общем сохранении»5, т. е. положение Ломоносова включает в себя и законы сохранения, уже известные в то время, и законы сохранения, которые открывались в последующее время и продолжают открываться в настоящее время. «Ломоносов, -- продолжает С. И. Вавилов,-- на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития науки о природе»6.
Ломоносов был противником признания существования дальнодействующих сил в природе. Неоднократно он высказывался против «ньютонианских притягательных сил» и подчеркивал, что всякое взаимодействие между телами невозможно через пустое пространство, не наполненное материей.
Ломоносов был также противником развивающейся концепции невесомых. В своих воззрениях на окружающий мир он держался принципа материального единства природы и идеи о связи между ее вещами и явлениями. Об этом свидетельствует вся научная деятельность Ломоносова и целый ряд его высказываний.
В 1760 г. Ломоносов задумал изложить свою философию в большом сочинении под названием «Согласие причин»; в основу этого сочинения он собирался положить принцип материального единства природы. Ломоносов набросал план этого сочинения, который включал и описание рисунка на титульном листе. Этот рисунок имел девиз: «Все согласуется». В самом плане мы читаем: «Согласие всех причин есть самый постоянный закон природы»7.
Ломоносов представлял себе природу как единое целое, в котором все связано друг с другом. Все процессы в природе происходят так, что изменение в одном месте связано с обязательными изменениями в другом. При этом ничто не пропадает бесследно и не возникает из ничего. Это положение и получило свое выражение в законе Ломоносова.
Рассматривая природу как единое целое, Ломоносов считал необходимым производить изучение одних каких-либо явлений в связи с другими, т. е. изучать различные формы движения в их связи. Эта черта мировоззрения Ломоносова конкретно проявилась, как мы увидим далее, в его физических исследованиях.
В своей теории познания Ломоносов также выступает как материалист. Задача познания заключается, по его мнению, в познании материальных вещей и материальных явлений природы. Ломоносов очень резко, часто в насмешливой форме возражает против какого бы то ни было вмешательства религии в область науки.
Само познание материальных вещей и явлений Ломоносов понимает как правильное их отражение в понятиях. В своем «Руководстве к красноречию» он протестует против приписывания словам какой бы то ни было потаенной силы и возражает против того, чтобы в познании имен содержалось познание самих вещей. «Мы учим здесь,-- пишет Ломоносов,---собирать слова, которые не без разбору принимаются, но от идей, подлинные вещи или действия изображающих, происходят. .. »8. Основой познания, по Ломоносову, является опыт, одновременно он же является и единственным критерием правильности этого познания.
Говоря об истории науки и отмечая тот факт, что после «варварских» лет средневековья науки в новое время «столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва ли могли того надеяться». Ломоносов объясняет причину этого успеха наук тем, что «ныне ученые люди, а особливо испытатели натуральных вещей, мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве. Главнейшая часть натуральной науки физика ныне уже только на одном оном свое основание имеет. Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов»(9).
Считая опыт единственной основой нашего познания о естественных вещах и ставя успехи наук в непосредственную связь с успехами опытных исследований, Ломоносов выступает при этом против рационализма Декарта и его учения. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»10.
Однако, выступая против рационализма, Ломоносов нигде не дает никакого повода для обвинения его хоть сколько-нибудь в грубом эмпиризме. Он писал: «Опыт, однако, я считаю нужным направлять на пользу физики. Те, кто приносит с собой одни лишь (органы) чувства, если хотят из опытов заключать истины, должны большей частью отказаться от изучения, так как они либо проходят мимо лучшего и важнейшего, либо не успевают использовать то, что они видят или познают другими чувствами». Если он выступает против рационализма, против тех, кто думает достигнуть познания естественных вещей единственно воображением, то он в гораздо более резкой форме протестует против простого собирания фактов и их констатации. «Для чего толь великих мужей были труды и жизни опасные испытания?--восклицает Ломоносов,--Для того ли только, чтобы, собрав великое множество разных вещей и материй в беспорядочную кучу, глядеть и удивляться их множеству, не размышляя о их расположении и приведении в порядок»11.
Ломоносов требует в научном исследовании неразрывной связи теории и практики, понимая под последней наблюдение и опыт. О необходимости единства теории и эксперимента Ломоносов говорит неоднократно во многих своих исследованиях, статьях и речах.
Теория познания Ломоносова лишена какого бы то ни было агностицизма. «Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины» 12. Наши чувства, по его мнению, нас не обманывают, а правильно представляют в ощущении предметы материального мира. Но мы должны познавать не только то, что непосредственно воздействует на наши чувства, но и то, что лежит за их пределами. Физика, по Ломоносову, кроме познания непосредственно наблюдаемых нами естественных вещей, «в уме воображает, что от чувств наших долготою времени, дальностью расстояния или дебелостью великих тел закрыто, или для безмерной тонкости оным не подвержено».
Более того, именно в ненаблюдаемых, в недоступных нашим чувствам, «нечувствительных частичках» лежат, по Ломоносову, причины множества наблюдаемых явлений, свойств и качеств вещей («частичные качества»). А так как Ломоносов требует не простого описательного познания этих явлений а качеств, а познания их «оснований», причин и сущностей, то он считает совершенно необходимым познание тех «нечувствительных частичек», которые лежат за пределами наших чувств. Эти частицы, в отличие от видимых тел, познаются только размышлением, воображением, а не чувствами, «.. . должно разумом достигать потаенного безмерною малостию виду, меры, движения и положения первоначальных частиц, смешанные тела составляющих»13,-- пишет Ломоносов, рассуждая о познании этих частиц. Познание частиц достигается косвенными методами, и заключения, полученные при этом, могут быть также только косвенным образом проверены на опыте. Здесь мы доверяемся не только нашим чувствам, но и нашей способности делать выводы, умозаключения, проводить убедительнейшие рассуждения и доказательства. В этом случае мы полагаемся не только на наши чувства, но и на силу нашего ума. И здесь, следовательно, нужно допустить в область физики, химии и вообще естествознания гипотезу, правда, не вымышленную, а гипотезу научную, которая опирается на наблюдение и опыт и которая проверяется наблюдением и опытом.